Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (16)
Март 2024 (9)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



Родителям на заметку

Самоповреждающее поведение (селфхарм)

Селфхарм — форма аутоагрессии, которая выражается в умышленном или подсознательном стремлении наносить телесные повреждения самому себе. В большинстве случаев аутодеструктивные действия совершаются без намерения покончить с собой, а с целью испытать физическую боль.

Приступы аутоагрессии случаются в 140 раз чаще, чем попытки суицида, при этом статистика учитывает только зарегистрированные случаи самоповреждений. Наиболее подвержены селфхарму подростки и молодые люди с лабильной психикой. Они крайне остро реагируют на стрессы, конфликтные ситуации, психотравмирующие события. Возрастной пик приходится на 13-16 лет у девушек и 12-18 лет у юношей.

Основные причины — невозможность открыто выражать отрицательные эмоции, неспособность контролировать собственные реакции. Не найдя экологичного выхода, агрессия, гнев, обида, желание отомстить проецируются на самого себя. При этом сильные внутренние переживания сопровождаются самоедством, состоянием беспомощности, ощущением никчемности.

Нанося себе телесные повреждения, человек:

  • снимает нервно-психическое напряжение;

  • выплескивает негатив;

  • избавляется от внутренней пустоты;

  • наказывает себя за проступки, реальные и мнимые недостатки внешности, характера (непривлекательность, мягкотелость, трусость, доверчивость и т. д.);

  • переключается;

  • привлекает внимание, провоцирует тревогу у родных и друзей;

  • заглушает суицидальные мысли;

  • испытывает подобие эйфории.

Селфхарм — все причины его развития объединяет негативная социально-психологическая окраска предшествующих или актуальных обстоятельств:

  • Деструктивный семейный климат.

    Самоповреждения у подростков и детей — результат невысказанной обиды, боли, полученной от физических наказаний, враждебного отношения, тотального контроля со стороны родителей.

  • Избиение, сексуальное насилие.

    Ребенок боится или стесняется обратиться за помощью, поэтому вымещает всю ненависть на собственное тело.

  • Буллинг, длительные конфликты с одноклассниками, коллегами, абьюзивные отношения.

    Человек, вынужденный постоянно терпеть унижения, оскорбления, побои, перестает беречь себя, воспринимать как личность. Он выражает переполняющие эмоции через самоповреждения.

  • Психотравмирующие события.

    Смерть родного человека, тяжелый развод, супружеская измена — причины для развития психического расстройства.

Патологические причины селфхарма связаны с ментальными расстройствами. Самоповреждающее поведение нередко развивается на фоне:

  • Шизофрении. Нанесение себе увечий провоцируется галлюцинациями.

  • Органического поражения головного мозга. Тяжелые черепно-мозговые травмы, инфекционно-воспалительные заболевания мозга, острое нарушение кровоснабжения мозга часто осложняются психическими расстройствами.

  • Депрессии. Цель самотравмирования — испытать хоть какие-то эмоции.

  • Истерического невроза. Характерное для заболевания желание постоянно привлекать к себе внимание окружающих проявляется в форме демонстративной аутоагрессии.

  • Тревожных расстройств (фобических, посттравматических, генерализованных, ситуативных и т. д.). Стараясь защититься от панических атак, человек переключается на физическую боль, которую получает при нанесении телесных повреждений.

  • Олигофрении. Дети с задержками психического развития, как правило, не умеют адекватно выражать эмоции, делиться переживаниями.

К заболеваниям, способным спровоцировать селфхарм, относятся аддикции (зависимости). Во время алкогольного или наркотического опьянения аутодеструктивные действия совершаются из-за неспособности критически мыслить, адекватно оценивать возможности, ситуации.

При лудомании (игровой зависимости) самоповреждения — это выплеск негативных эмоций, наказание за проигрыш.

В отличие от суицидальных попыток, при самоповреждении работает инстинкт самосохранения. Человек не стремится умереть, поэтому травмы редко бывают опасными для жизни.

Помощь школьного психолога подростку с самоповреждениям поведением.

- Составить совместно с подростком список — с кем можно поговорить и куда пойти, если он чувствует желание совершить самоповреждение в школе.
- Дать направление к психологу, психотерапевту или психиатру. В случае обращения к специалисту вне школы, необходимо сообщить о проблеме ребенка родителям.
-Проводить тренинги на уровне класса, где обучается подросток — обучать здоровым стратегиям совладания, саморегуляции.

- Предложить подростку вести дневник собственных импульсов, который поможет ему разобраться с желаниями совершать самоповреждения.
- Рекомендовать подростку занятия живописи или искусства, где он может научиться выражать свои чувства, не прибегая к самоповреждению
- Давать письменные задания, связанные с пониманием своего мира чувств, отношением к телу, полу и отношениям между людьми

Как могут помочь родители

При самоповреждениях подростка родители могут поддерживать своего ребенка, не замалчивая проблему и не осуждая. Все основные рекомендации основываются на принимающей позиции родителей и их готовности решать проблему, а не отвергать ребенка.

- Дайте ребенку понять, что вы готовы к диалогу с ним, и даже если он не готов принять помощь от вас, скажите, что вы можете помочь найти тех, кто окажет эту помощь;
- Не отвергайте своего ребенка. Ваш гнев или чувство вины — следствие вашей убежденности в том, что действия ребенка направлены против вас. Лучше сфокусироваться на поиске решения проблемы и не искать виноватых. Отрицание проблемы вредит, так же как излишняя фокусировка на ней и неправильные интерпретации (например, что ребенок пытается покончить с собой);
- Составьте план помощи ребенку, учитывая его интересы и чувства — лучше всего планировать дальнейшие действия в спокойной обстановке, не на пике тяжелых эмоциональных переживаний;
- Обратитесь к психологу или психотерапевту — эффективнее всего начинать в подростковом возрасте;

- Ориентируйтесь на «точки соприкосновения» со своим ребенком;

- Старайтесь выстраивать разговоры в форме диалога. Ориентируйтесь на компромисс в спорах. Ищите дипломатичные аргументы, если вы не согласны;
- Найдите что-то увлекательное, чем вы сможете заниматься вместе со своим ребенком, что будет нравиться всем вам;

- Проявляйте интерес к чувствам, мыслям и высказыванием своего ребенка. Уважайте его мнение. Поощряйте интерес своего ребенка к творческому самовыражению.

Фразы, которые помогут поддержать подростка, говорите их своим детям:

Ты не одинок;

Я рядом с тобой;

Ты для меня много значишь;

Я волнуюсь за тебя;

Если ты захочешь – я всегда готов/а тебя выслушать.

Важно понимать, что селфхарм сразу не пройдет, требуется время.

Если мы спрячем все предметы самоповреждения — это проблему не решит!

Материал подготовил педагог-психолог Тарамышева С.М.

 

26-04-2023, 13:26 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр