Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Июнь 2024 (1)
Май 2024 (19)
Апрель 2024 (11)
Март 2024 (8)
Февраль 2024 (3)
Январь 2024 (12)



Родителям на заметку

Как воспитать счастливого ребёнка

 

по материалам лекции Марины Таргаковой «Два выбора в жизни».

 

«Не нужно думать, как воспитать детей, нужно думать как воспитать себя»

Л.Н. Толстой.

 

Семья — важнейшая ценности в жизни любого человека. Каждому родителю хочется, чтобы его ребёнок был счастливым. А это значит, что мы хотим, видеть их удовлетворенными своей жизнью, чувствующими внутреннее умиротворение, спокойно и уверенно идущими по жизни, в конечном счёте здоровыми.

Давайте рассмотрим эволюцию человека на протяжении его жизни. Ведь только человек обладает разумом, и поэтому может развиваться как личность: от более примитивного восприятия себя и мира к истинному, разумному, мудрому.

Ребенок рождается потребителем, «центром Вселенной», вокруг которого все крутится. Детское положение потребителя нормальное, оно зависимо, ребёнок зависит от родителей. И родитель даёт ребёнку защиту, безопасность. Ребёнок изучает этот мир, все исследует, пробует на вкус. В этом зависимом состоянии мы, родители, должны дать ему очень много заботы и любви. В течение первого года жизни по первому требованию нужно удовлетворять потребности ребёнка. Если его потребности игнорируются (вспомним советы доктора Бенджамина Спока, некогда очень популярного американского психолога), то ребёнок вырастает с внутренним ощущением беззащитности, неверия в то, что ему кто-то может помочь в трудной жизненной ситуации. Развивается чувство недоверия к миру. Мама - радиус значимых отношений ребёнка, который постепенно расширяется, туда включается папа, братья и сестры, другие люди. В три года ребёнок решает серьёзнейшую задачу развития силы воли, что выражается в фразе «Я сам!». Чаще всего эту стадию ребёнок тренирует на маме своими капризами, истериками. Вслед за зависимостью появляется тренировка независимости. «Оказывается мама - это не я, и папа это не я, и мои желания могут быть отличными от их желаний. Начинает развиваться собственное «Эго». На самом деле в реальной жизни мы видим огромное количество взрослых людей, которые остаются в состоянии зависимости в течение всей жизни. Они всегда хотят, чтобы всё было по их требованию. «Я требую внимания, уважения!». Каждый из нас обязательно что-то требует от кого-то. От мужа, жены, детей, начальства. Любое состояние требования — это состояние детского зависимого разума. Лица зависимых людей обычно опечалены. Они во всем ищут недостатки, их жизнь протекает в режиме нехватки. Более того, исполнение требования не делает их счастливыми, тут же находятся очередные причины, чтобы чувствовать себя несчастными и обделёнными. Потребителя невозможно удовлетворить. Если мама или папа всегда находятся в состоянии зависимости, то дети тоже, видя их поведение, обучаются такому же способу реагирования. Поэтому, если мы хотим воспитать счастливого ребёнка и адекватного и адаптивного взрослого в будущем, то необходимо меняться. Зависимые люди — это жертвы своего неправильно сориентированного ума. Центральное чувство человека в зависимом состоянии— обида. Ведущая парадигма (или картина мира) - парадигма жертвы (поиск виноватого).

Следующая ступень эволюции сознания человека - кризис независимости, который приходится на подростковый возраст. Для подростка очень важно иметь личные границы, личную территорию и он готов её отстаивать. Ребёнок начинает искать кумиров на улице (сейчас более актуально в интернете). Подросток концентрируется на себе, на своей внешности. Ему порой кажется, что все смотрят только на него, любой незначительной недостаток во внешности раздувается до невероятных масштабов, что доставляет подростку массу переживаний и тревог. Это время нарастания собственной силы. «Я всё смогу! У меня будет все не так, как у родителей! Я знаю как нужно! Это моя жизнь и я сам буду решать что мне с ней делать». Тогда же начинает формироваться очень важная способность брать ответственность на себя. Для подростка, если он нормально развивается, парадигма силы вполне нормальна. Но это не конечная ступень. Взрослые зачастую останавливаются на стадии независимости. Независимые люди наращивают способности, возможности. Их цель — быть неуязвимым, сильным, самодостаточными. Дело в том, что комплекс независимости — обратная сторона комплекса зависимости. Тот же потребитель, что и предыдущая ступень, но в состоянии контролёра. Он слушает и фильтрует. Все время оценивает с целью вычеркнуть конкурентов, потому что «я должен быть всегда сильнее, лучше, успешнее...». Внешне очень успешные люди, уверенные в себе и достигшие того, о чем мечтают миллионы, внутри испытывают холодную пустоту и порой сами не могут признаться себе в том, что на самом деле они глубоко несчастны, а все внешние достижения и успехи похожи на мыльный пузырь. Мышление контролёра предполагает, чтобы всё случалось по его плану, а это в принципе невозможно, поэтому центральное чувство человека в «Я-парадигме» - раздражение, гнев.

Состояние независимости должно перейти в состояние взаимозависимости, сотрудничества, сотворчества. Это последняя ступень развития разума, или сознания человека — разум, способный к созданию гармонии через сотрудничество. Человек должен понять, что он становится зрелой личностью только тогда, когда научается в глубокие межличностные взаимоотношения с другими людьми и сотрудничать с ними. На этой стадии человек способен стать учеником. Когда человек становится учеником, тогда он начинает становится зрелой личностью. Нужно научиться слушать и слышать другого, перестать ставить себя в центр мира, перестать из знаний выуживать только то, что мне хочется услышать для подтверждения своей правоты, из детской позиции — во взрослую. Признать наконец своё несовершенство. Как сказал Сократ «Я знаю то, что я ничего не знаю». Ученик - это состояние отвлеченности, поиска. Самый высокий уровень человека — это человек, который готов пожертвовать свои силы и энергию ради других. В конечном счёте, нам необходимо научится отдавать и дети, глядя на нас будут тоже учиться этому. Дарить свои таланты, тепло своего сердца, улыбку, дарить этому миру что-то чудесное. Когда человек дарит, он более счастлив, чем тот, кто получает. Когда мы что-то требуем, то даже если получаем желаемое, нет удовлетворения. Все, что мы требуем — нас не удовлетворяет. Все, что к нам в жизни приходит естественным образом — радует и делает счастливыми. Поэтому очень важно создавать такую атмосферу в семье, чтобы каждый чувствовал себя счастливым в служении близким, чтобы хотелось идти домой, делать что-то для другого. Ученичество — путь к служению. Хотя в современном мире слово слуга приобрело очень негативный смысл. Человек, который внутри счастлив, он внешне служит. Это есть величайший путь к счастью. Стать разумным человеком, т.е быть адекватным в соответствии с местом, временем и обстоятельствами и с чувством меры. Наша цель - научить ребёнка выйти из состояния зависимости в состояние независимости, и перейти в состояние созависимости. Дать максимум поддержки в момент зависимости, максимум поддержки в период независимости и научить созависимости. Мы должны научиться действовать во благо не только себе, но и всему миру.

Помните, что есть три очень важных составляющих воспитания: действия, речь и мысль. Дети всегда наблюдают за нами, за тем, что мы делаем, что мы говорим и даже за тем, что мы думаем, ведь мысли человека отпечатываются на выражении его лица. Как бы не было трудно, все, что к нам пришло в жизни — это задача, с которой нам нужно справится и значит у нас есть силы справиться. Главное, научиться формировать правильные цели.

Материал подготовил педагог-психолог МУ "ЦППМСП" г. Магнитогорска Азиева А.Р.

17-05-2024, 16:22 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр