Критерии готовности ребенка к школе
Как понять, готов ли ребенок к школе. Специалисты определяют готовность ребенка к школе следуя определенной формуле. Они рассматривают несколько показателей и складывают их для получения полной картины воедино в своеобразный тест, который даёт понять готов ли ваш ребенок к школе. Среди этих показателей: физическое состояние и развитие ребенка, состояние здоровья, его биологический возраст — коммуникативность, психологический портрет и пр. Кроме того, учитывается мотивация ребенка, его стрессоустойчивость, а также, что немаловажно, – социальная готовность. Все дети развиваются в разных условиях, поэтому универсальной шкалы оценок в этом вопросе нет, но родители, которые как никто другой знают свое чадо, могут и должны заранее определить уровень его подготовки с самых разных точек зрения. В 6-7 лет ребенок должен уметь: ВНИМАНИЕ — выполнять задание, не отвлекаясь, около 15 минут; находить 5—6 отличий между предметами; удерживать в поле зрения 8—10 предметов; выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу; копировать в точности узор или движение. ПАМЯТЬ — запоминать 8-10 картинок; рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины; повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений. МЫШЛЕНИЕ — определять последовательность событий, складывать разрезную картинку из 9-10 частей; находить и объяснять несоответствия на рисунках; находить и объяснять отличия между предметами и явлениями, находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор. МАТЕМАТИКА — называть числа в прямом и обратном порядке; соотносить цифру и число предметов; составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; пользоваться арифметическими знаками действий; измерять длину предметов с помощью условной меры; ориентироваться на листе бумаги; определять время по часам. РАЗВИТИЕ РЕЧИ — правильно произносить все звуки; определять место звука в слове; использовать в речи сложные предложения разных видов; составлять рассказы по сюжетной картине или по серии картинок, из личного опыта, не менее чем из 6—7 предложений; составлять предложения из 5—6 слов, разделять простые предложения на слова; делить слова на слоги. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ — свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования; изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием; штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры; ориентироваться в тетради в клетку или в линию; передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ — называть свое имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей; название своего родного города (села), столицы, Родины; последовательность времен года, частей суток, дней недели; называть весенние, летние, осенние, зимние месяцы; отличать хищных животных от травоядных, перелетных птиц от зимующих, садовые цветы от полевых, деревья от кустарников; называть все явления природы, название нашей планеты и спутника Земли. В 6-7-летнем возрасте ребёнок должен отвечать на следующие вопросы, которые помогают определить, как ребенок ориентируется в окружающем его пространстве, определить его запас знаний и отношение к школе.
-
Назови свою фамилию, имя, отчество.
-
Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
-
Сколько тебе лет? Когда ты родился?
-
Как называется город, в котором ты живешь?
-
Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
-
Кем работают твои родители?
-
У тебя есть сестра, брат?
-
Как зовут твоих друзей?
-
В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?
-
Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?
-
Назови дни недели, времена года.
-
Какое сейчас время года?
-
Чем отличается зима от лета?
-
В какое время года на деревьях появляются листья?
-
Как называется планета, на которой мы живем?
-
Как называется спутник Земли?
-
Каких домашних животных ты знаешь?
-
Как называются детеныши собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?
-
Чем отличается город от деревни?
-
Чем отличаются дикие животные от домашних?
-
Чем отличаются зимующие птицы от перелетных птиц?
-
Ты хочешь учиться в школе?
-
Где лучше учиться — дома с мамой или в школе с учительницей?
-
Зачем надо учиться?
-
Какие профессии ты знаешь?
-
Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?
-
Кем ты хочешь стать? Какая профессия тебе больше всего нравится?
Оценка результатов Правильными считаются ответы, соответствующие вопросу: Мама работает врачом. Папу зовут Иванов Сергей Иванович. Неправильными считаются ответы типа: Мама работает на работе. Папа Сережа. Если ребенок ответил правильно на 20-19 вопросов, то это свидетельствует о высоком уровне, на 18-11 — о среднем, на 10 и менее — о низком.
Консультация для родителей
подготовила педагог-психолог
Ржевская Е.В., Ноябрь, 2024