Буллинг в школе и его последствия.
Аннотация: в статье рассматривается проблема буллинга в школе, его формы, причины и профилактика.
Ключевые слова: буллинг, травля, агрессор, жертва, профилактика, комплексный подход.
Современная социально-экономическая и политическая ситуация в обществе способствует обострению социальных проблем, одной их которых является рост социально-негативных проявлений в образовательной среде. Среди причин способствующих развитию данного фактора можно выделить идеологическую разрозненность внутри общества, отсутствие единой системы ценностей, неблагоприятные внутрисемейные взаимоотношения. Искажающие понимание системы общечеловеческих взаимоотношении у подрастающего поколения.
Отсутствие единой системы ценностей, идеологии и двойные стандарты современного общества и образовательной системы в частности, с которыми встречаются обучающиеся приводит к тому, что несовершеннолетние не могут выстраивать здоровые взаимоотношения со сверстниками как внутри школы, и так и за ее пределами. Так из-за неумения выстраивать взаимоотношения и коммуникацию, проявлять адекватную эмоциональную реакцию на события, обучающиеся могут попасть в социально-негативную ситуацию. В связи с этим остро встает вопрос о реализации профилактической работы направленной профилактику социально-негативных явлений в социальной среде. Наиболее часто встречающейся формой негативного поведения в подростковой среде выступает буллинг, который может принимать форму моббинга и троллинга. В своей статье считаю целесообразным акцентировать внимание на понятии «буллинг».
«Буллинг» или травля - это постоянные намеренные негативные действия (физические и психологические), направленные на одного и того же ребенка со стороны другого ребенка или группы детей.
В образовательной среде буллинг может быть реализован через различные формы физических и (или) психических притеснений, переживаемых детьми, со стороны других детей, проявляющиеся в виде:
-
систематических насмешек над внешностью, личностными особенностями и персональными данными (именем, фамилией…);
-
порчи личных вещей, проявление физических действий (пинки, толкания, подножки…), вымогательство;
-
публичных унижений и оскорблений.
Одной из основных причин трудности борьбы с буллингом является тот факт, что чаще всего жертва буллинга из-за страха расправы боится рассказать о том, что с ней происходит. Если внимательно наблюдать за детским коллективом и поведенческими реакциями ребенка, то можно заметить признаки того, что ребенок стал жертвой буллинга:
-
снижение успеваемости;
-
подавленное настроение;
-
напряжение и настороженность;
-
нежелание ходить в школу, принимать участие в общеклассных мероприятиях;
-
стремление дистанцироваться как от сверстников, так и от взрослых;
-
стремление к уединению.
Причины возникновения буллинга в детском коллективе могут быть различные, например:
-
социальное неравенство между обучающимися одного класса;
-
асоциальный образ жизни родителей обучающегося;
-
отсутствие системы ценностей у неформального лидера класса;
-
желание самоутвердиться за счет других, либо «отыгрывание» личной травмы вызванной травлей;
-
отсутствие толерантности по отношению к детям с ОВЗ и др.
Мы рассмотрели формы проявления буллинга и причины его возникновения. Это подводит к вопросу, а чем же опасен буллинг? Буллинг это взаимный процесс, то есть он оказывает влияние на всех участников (буллера, жертвы, наблюдателей), и это влияние негативное. В силу возраста несовершеннолетние не могут воспринять картину буллинга в целом, осознать какие последствия он несет для каждого и предположить все варианты развития событий. Чаще всего обучающиеся концентрируют своё внимание в моменте, на тех эмоциях, которые они испытывают здесь и сейчас, наблюдая или создавая ситуацию травли.
Буллинг - это процесс, в нем есть субъект и объект. Субъект, это человек или группа людей, которая является организаторами травли или проще говоря агрессоры. Также есть объект, тот кого травят или жертва. В процессе буллинга обе стороны страдают. Жертва в ситуации буллинга получает психологическую травму, которая может привести к печальным последствиям, если проблему не решать. Агрессор чаще всего также как и жертва травмирован, и пытается «отыграть» свою травму через другого, тем самым просто усугубляет ее влияние на свою личность вместо исцеления. Помимо психологических последствий для агрессора, буллинг также может нести и формальные последствия в виде постановки на учет, рассмотрение его поведения на уровне администрации школы с приглашением в школу родителей и организации совета профилактики, привлечение к ответственности административной и в некоторых случаях уголовной, в зависимости от разных факторов (возраст, нанесенный ущерб…).
Таким образом, можно сделать вывод, что буллинг оставляет отпечаток, как на жертве, так и на агрессоре. Самостоятельно, без вмешательства взрослых несовершеннолетние не в состоянии разрешить данную проблему. В связи с этим при решении проблем связанных с буллингом обязательно подключение взрослых и комплексный подход (родители, администрация школы, социально-психологическая служба, классные руководители).
Однако, прежде чем переходить к профилактике буллинга, важно провести разъяснительно-просветительскую деятельности среди всех участников образовательного процесса с целью освещения темы буллинга, что это такое, какие в нем есть роли и какие бывают последствия. После этого можно переходить к профилактической деятельности, с применением комплексного подхода. Например, социально-психологическая служба реализует занятия с акцентом на практико-ориентированность, то есть просмотр и обсуждение короткометражных фильмов, проведение ролевых игр, тренингов с использованием психодраммы. Обучение детей навыкам рефлексии, эмоциональному интеллекту, бесконфликтному общению. Классный руководитель в тандеме с заместителем по воспитательной работе и советником по воспитанию организуют в школе в рамках воспитательного процесса мероприятия, направленные на сплочение детского коллектива, обучают навыкам дружбы, формируют восприятие класса как единой системы, семьи или команды по девизом «один за всех и все за одного». Реализуя работу, направленную на профилактику буллинга в школе, нельзя ограничиваться только ресурсами школы, важно подключать и родителей. Родители могут влиять на своих детей в рамках семейной системы, прививая им (детям) общечеловеческие ценности, культуру, занимаясь их воспитанием.
Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод, буллинг концентрирует на себе внимание всех участников образовательных отношений (обучающиеся, законные представители, педагогические работники). В связи с этим для решения проблемы буллинга в образовательной организации необходим комплексный подход, включающий привлечение к решении проблемы педагогов, обучающихся и родителей. При этом важную роль играет психологический аспект в виде создания безопасной и доверительной обстановки, в которой может быть озвучена проблема и начато ее решение. Решение проблемы начинается с ее озвучивания и осознания, что хотим получить при ее решении.
Библиографический список
Григорьев Н.Б. Психотехнологии группового тренинга: учеб. пособие. СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2008. 176 с. Гринева Р.И. Явление буллинга в школе: учителя-жертвы [Электронный ресурс] // Вопросы педагогики. 2020. № 11-2. С. 127—129. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44305912 (дата обращения: 18.11.2022).
Молчанова Д.В., Новикова М.А. Противодействие школьному буллингу: анализ международного опыта [Электронный ресурс]. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 72 с. URL: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/408114229.pdf (дата обращения: 18.11.2022).
Новикова М.А., Реан А.А., Коновалов И.А. Буллинг в российских школах: опыт диагностики распространенности, половозрастных особенностей и связи со школьным климатом // Вопросы образования. 2021. № 3. С. 62—90. DOI:10.17323/1814-9545-2021-3-62-90
Реан А.А., Коновалов И.А. Дисфункциональная семья как фактор агрессивного поведения подростков // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 8. С. 292—301. DOI:10.24411/2073-0454-2020-10500
Ртищева М. Как травля влияет на детей. Тезисы и информация к родительскому собранию [электронный ресурс]// Журнал педагог-психолог в образовании . 2024 №7 // https://e.psihologsh.ru/1093067
Статья. Подготовила
педагог-психолог МУ «ЦППМСП»
Предигер М.Л., декабрь 2024.