Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Ноябрь 2025 (9)
Октябрь 2025 (4)
Сентябрь 2025 (7)
Апрель 2025 (7)
Февраль 2025 (4)
Декабрь 2024 (6)



В помощь родителям, воспитывающим детей раннего возраста

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

    Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) — это период невероятно интенсивного освоения ребенком окружающего мира. Основным инструментом этого познания являются органы чувств. Именно через слух, зрение, осязание, обоняние и вкус малыш получает огромный объем информации, которая ложится в основу всех дальнейших психических процессов: мышления, речи, памяти, воображения. Сенсорное развитие, то есть развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов (их форме, цвете, величине, запахе, вкусе и т.д.), становится в этот период фундаментальной задачей. От его успешности напрямую зависит не только интеллектуальная готовность к школе, но и способность ориентироваться в пространстве, координировать движения и даже выстраивать социальные взаимодействия. Данная статья посвящена ключевым особенностям сенсорного развития детей раннего возраста, а также практическим рекомендациям по его поддержке в повседневной жизни.

  1. Ведущая роль сенсомоторного познания

Главная особенность сенсорного развития в раннем возрасте заключается в его неразрывной связи с двигательной активностью. Ребенок познает свойства предметов не пассивно, а через непосредственные действия с ними. Этот процесс называется сенсомоторным.

  • «Рука познает мир». Для малыша 1-3 лет характерно наглядно-действенное мышление. Это означает, что он мыслит, действуя. Он не просто видит мяч, он обязательно должен его потрогать, покатать, бросить, попробовать на зуб. Только через эти манипуляции он формирует представления о его форме (круглый), свойствах (упругий, катится) и назначении.
  • Ориентировочно-исследовательская деятельность. Любой новый предмет вызывает у ребенка ориентировочный рефлекс «Что это?». Ответ на этот вопрос он ищет с помощью всех доступных сенсорных каналов. Поэтому для малыша совершенно естественно бросать игрушку, чтобы услышать ее звук, мять пластилин в руках, ощущая его пластичность, или разбирать пирамидку, чтобы понять принцип ее устройства. Взрослые часто воспринимают это как баловство, но с точки зрения психологии — это важнейшая исследовательская работа.
  1. Становление сенсорных эталонов

В течение раннего возраста ребенок начинает усваивать так называемые сенсорные эталоны — общепринятые образцы внешних свойств предметов. Это основной «строительный материал» для его восприятия.

  • Освоение формы, величины и цвета. Именно в период от 1 до 3 лет закладывается база для различения этих свойств.
  • Форма: Сначала ребенок учится различать резко контрастные формы (шар vs. куб), ориентируясь на практический результат: шарик можно катать, а кубик — ставить друг на друга. К трем годам многие дети могут узнавать и называть простейшие геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
  • Величина: Малыш осваивает понятия «большой» и «маленький» через сравнение предметов. Классические игрушки, такие как матрешки, пирамидки, сортеры, стаканчики-вкладыши, идеально подходят для этого. Ребенок учится соотносить предметы по размеру, что развивает глазомер и логику.
  • Цвет: Восприятие цвета — более сложный процесс. Сначала ребенок научается различать цвета, позже — соотносить их, и только затем — правильно называть. К концу раннего возраста он, как правило, знает 2-4 основных цвета (красный, синий, желтый, зеленый), но может еще путать их названия.
  1. Развитие слухового и тактильного восприятия

Параллельно со зрительным восприятием активно развиваются другие сенсорные системы.

  • Слуховое восприятие. Ребенок не просто слышит звуки, а учится их дифференцировать: тихий/громкий, высокий/низкий, приятный/резкий. Происходит активное развитие фонематического слуха — способности различать звуки речи, что является основой для формирования собственной речи. Малыш с удовольствием слушает музыку, сказки, подражает звукам животных и транспорта.
  • Тактильное восприятие (осязание). Кожа — самый большой орган чувств. Через тактильные ощущения ребенок получает информацию о фактуре (гладкий/шершавый), температуре (теплый/холодный), плотности (твердый/мягкий) и весе предметов. Развитие мелкой моторики, напрямую связанной с речевыми центрами мозга, также происходит через тактильное исследование: перебирание крупы, лепка, игры с песком и водой, рисование пальчиковыми красками.

Практические рекомендации по созданию развивающей среды

Роль взрослого заключается не в проведении сложных занятий, а в грамотной организации пространства и взаимодействия.

  1. Богатая и безопасная среда. Предоставьте ребенку доступ к разнообразным по форме, размеру, цвету и фактуре материалам. Это не обязательно дорогие игрушки: подойдут емкости с фасолью и макаронами, кусочки разных тканей, природные материалы (шишки, каштаны, гладкие камешки).
  2. Поощрение самостоятельности. Позволяйте ребенку активно исследовать предметы (в рамках безопасности). Не спешите сразу показывать, «как правильно» играть с пирамидкой. Пусть он сам методом проб и ошибок откроет для себя принцип ее сборки.
  3. Проговаривание свойств. Комментируйте действия и свойства предметов. «Смотри, этот мячик красный и круглый, а он прыгает!», «Этот кубик большой, а этот — маленький». Так вы помогаете связать сенсорный опыт со словом, что обогащает словарный запас.
  4. Использование бытовых ситуаций. Развитие сенсорных эталонов происходит постоянно: во время еды (горячий суп, сладкий сок), одевания (колючий шарф, мягкая кофта), прогулки (шершавая кора деревьев, холодный снег).

Таким образом, сенсорное развитие в раннем возрасте характеризуется тесной связью с практическими действиями ребенка, активным становлением сенсорных эталонов (форма, величина, цвет) и интенсивным развитием всех видов восприятия. Этот процесс является естественным и непрерывным, пронизывающим всю жизнь малыша. Задача родителей и педагогов не в том, чтобы ускорить его с помощью специальных методик, а в том, чтобы создать насыщенную, разнообразную и безопасную среду для самостоятельного исследования. Поощряя сенсомоторную активность, терпеливо отвечая на бесконечные «почему» и тактично направляя интерес ребенка, взрослый вносит неоценимый вклад в формирование полноценной, гармоничной личности, обладающей надежным фундаментом для всего последующего обучения и взаимодействия с миром.

Материал подготовила педагог-психолог МУ ЦППМСП г.Магнитогорска

Баженова Е.Д.,  октябрь 2025 г.

24-10-2025, 11:06 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр