Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (16)
Март 2024 (9)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



Профилактика употребления ПАВ

Психоактивные вещества и подросток.

Современное общество характеризуется увеличением числа лиц, употребляющих различные виды наркотиков, что ведет к росту числа правонарушений. Особенно серьезной является опасность быстрого возрастания числа несовершеннолетних, употребляющих наркотические и токсические средства.
По статистике 32% подростков прибегают к наркотикам как к способам избегания стрессов. 28% подростков впервые пробуют наркотики (без особого на то желания) под воздействием авторитетных для них лиц, т.е. в результате стороннего внушения. 39.5% подростков пробуют наркотики из любопытства.
Наркотики оказывают угнетающие действия на все органы и ткани, а особенно на центральную нервную систему. 
Становление, формирование наркомании характеризуется развитием следующих признаков: психической, физической зависимости и толерантности.


Психическая зависимость – это осознаваемая или неосознаваемая потребность в употреблении наркотика для снятия психического напряжения и достижения состояния психического комфорта.

Что такое ПАВ?

Психоактивное вещество(ПАВ) — любое вещество (или смесь) естественного или искусственного происхождения, которое влияет на функционирование центральной нервной системы, приводя к изменению психического состояния иногда вплоть до изменённого состояния сознания. Эти изменения могут носить как положительный, так и отрицательный характер.

Психоактивные вещества, влияющие на высшие психические функции и часто используемые в медицине для лечения психических заболеваний, называются психотропными. Психоактивные вещества, запрещённые законодательством или вызывающие привыкание, в русском языке часто называются наркотиками.

Нейротропные средства — обширная группа лекарственных средств, оказывающие действие на нервную систему: центральную и периферическую. Могут угнетать или стимулировать передачу нервного возбуждения в различных отделах (центральной) нервной системы, понижать или повышать чувствительность нервных окончаний в периферических нервах, воздействовать на разные типы рецепторов синапсов.

Классификации по силе воздействия на психику.

Чем меньшее количество вещества необходимо принять для того, чтобы полностью ощутить его действие, тем более сильным, более психоактивным оно является. Для ЛСД, например, активная доза равна 100 микрограммам, в то время как для этанола доза измеряется десятками граммов. Таким образом, психоактивность ЛСД в десятки тысяч раз выше чем психоактивность этанола. В зависимости от особенностей метаболизма индивида вещество может на него почти не действовать или действовать гораздо сильнее (гиперчувствительность). Также принято измерять дозу в граммах вещества на килограмм веса.

Деление по силе зависимости неоднозначно. Лидерами по данному показателю среди веществ считаются героин, кокаин и никотин, а также алкоголь. Из классов веществ выделяют опиаты и стимуляторы, как вызывающие сильную зависимость, также сильную зависимость могут вызывать барбитураты, хотя реакции конкретных людей на различные препараты могут быть очень индивидуальны.

Кофе и чай, содержащие пурины, оказывают лёгкий стимулирующий эффект. Под «лёгкими наркотиками» обычно подразумевают марихуану и иногда некоторые психоделики.

Формирование зависимости

Обычно формирование зависимости связывают со злоупотреблением ПАВ, его систематическим применением. Хотя действие веществ на человека очень индивидуально, можно сказать, что наиболее быстро из распространённых веществ зависимость формируется при приёме героина, никотина и «винта» (кустарно приготовленного стимулятора первитина и его производных), также можно выделить психостимуляторы кокаин и амфетамин, вызывающие психическую (но не физическую) зависимость.

Физиологическая зависимость формируется, когда организм привыкает к регулярному экзогенному поступлению участвующих в метаболизме веществ в организм и снижает их эндогенную выработку, таким образом при прекращении поступления вещества в организм в нём возникает обусловленная физиологическими процессами потребность в этом веществе. Физическая зависимость от психологической отличается тем, что в результате замещения собственных нейромедиаторов экзогенными снижается их продукция в организме.

Механизм формирования зависимости может быть связан как с самим веществом, так и с его метаболитами, например героин путём удаления ацетил групп метаболизируется в морфин, воздействующий на опиоидные рецепторы. Алкоголь воздействует на нервную систему, напрямую соединяясь с рецепторами . Никотин и амфетамины стимулируют выброс эндогенного адреналина.

Психологическая зависимость связывается в основном с приятными ощущениями от веществ, стимулирующими человека к повторению опыта их употребления. Под действием опиатов человек может не чувствовать боли и тревог, одним из вариантов действия стимуляторов является повышение самооценки и энергичности. Однако зависимость может формироваться и при употреблении других веществ, например диссоциативов, которые вызывают распад сознания (в трип-репортах сообщается даже о переживаниях смерти под их действием); переживания и визуальные эффекты от психоделиков часто вообще не могут быть описаны как приятные, тем не менее при частом употреблении эти вещества могут вызывать разрыв с реальностью, связанный с эскапистским характером психоделического опыта. Интоксикация каннабисом помогает от депрессии, при этом постоянному употреблению марихуаны или замещающих её смесей сопутствует ряд психосоциальных проблем

Следует обращать внимание на следующие подозрительные в плане употребления психоактивных средств признаки в поведении и внешнем облике ребенка.

Признаки употребления наркотических, психотропных и иных психоактивных

веществ:

· снижение интереса к учебе, успеваемости, спорту, прогулы занятий;


· увеличение потребности в деньгах, пропажа денег и вещей из дома;


· проявления лживости, уклонение от бесед под надуманными предлогами;
· подросток поменял компанию, у него появились друзья, о которых он не желает рассказывать, старается не упоминать даже их имен;


· ребенок возвращается с улицы неадекватно веселый или, наоборот заторможенным, появились периоды немотивированной раздражительности или агрессивности;


· неустойчивость внимания, ухудшение памяти, нарушения мышления, бредовые высказывания;


· приходит домой с запахом алкоголя, либо от одежды, волос исходит запах ацетона, от пальцев – запах жженого пластика;


· на одежде появились пятна клея;


· на руках появились царапины, следы незначительных ожогов, следы от уколов в проекции вен на предплечьях, тыльной стороне кистей, синяки; подросток старается носить одежду с длинным рукавом, даже если это не по сезону;


· имеется раздражение кожи в области носогубного треугольника;


· при возвращении домой у ребенка зрачки глаз резко расширены, либо сужены до точек, «невидящий взгляд»;


· «красные» склеры (расширенные сосуды конъюнктивы глаз);


· при взгляде в стороны глазные яблоки совершают маятникообразные движения;


· имеется нарушение тонких координационных движений;


· изменен темп речи (замедленная или ускоренная), речь нечленораздельная;


· беспричинное снижение или значительное усиление аппетита, жалобы на металлический привкус во рту;


· в вещах ребенка появились пакетики, спичечные коробки с измельченной смесью или таблетками, шприцы, ацетон, куски бинта или марли, пропитанные жидкостью с коричневатым оттенком, закопченные ложки, наперстки.


В случае выявления вышеперечисленных признаков необходимо срочно проконсультировать несовершеннолетнего у врача психиатра-нарколога. Определить, какое именно психоактивное вещество употребляет несовершеннолетний, может только специалист.

Что делать, если ребенок употребляет наркотики?

1. Разберитесь в ситуации.

Найдите в себе силы спокойно во всем разобраться. Постарайтесь с первых минут стать союзником для ребенка, который поможет справиться с надвигающейся бедой.

2. Сохраните доверие. 

Ваш собственный страх может заставить Вас прибегнуть к угрозам, крику, запугиванию. Это, скорее всего, оттолкнет подростка, заставит его замкнуться. Не спешите делать выводы. Будет лучше, если Вы сможете поговорить с ним на равных. Выяснить какие проблемы у подростка. Возможно, что наркотик для него сейчас это способ самоутвердиться, пережить личную драму или заполнить пустоту жизни.

3. Оказывайте поддержку.

 «Мне не нравится, что ты делаешь, но я все же хочу тебе помочь», - вот основная мысль, которую Вы должны донести до подростка. Он должен чувствовать, что бы с ним не произошло, он сможет с Вами откровенно говорить об этом, получить понимание и поддержку. Будьте открыты для детей, и у них будет больше возможностей обратиться к вам со своими трудностями. 

4. Обратитесь к специалисту. 

Если Вы убедились, что ребенок не может справиться с зависимостью от наркотика самостоятельно, и вы не в силах помочь ему, - обратитесь к специалисту. Если у подростка не выработалась стойкая зависимость, и наркотик для него – способ справиться с личными проблемами, лучше начать с психолога или психотерапевта (без принуждения). Но если у ребенка сформировалась стойкая зависимость от наркотика, не теряйте времени, обращайтесь к наркологу.

И самое главное. Будьте внимательны к детям. Это ваша опора в ближайшем будущем.

Список литературы

  1. Ананьева, Г. Родителям о наркотиках и наркомании/ Г. Андреева, Т. Андреева, В. Ловчев. -- Казань, 1999. - 342с.

  2.  Маюров, А. Н. Антинаркотическое воспитание школьников / А.Н. Маюров // Основы социальной педагогики / Под ред. В.А. Попова. -- Владимир, 1995. - 470с.

  3. Причина распространения и пути профилактики наркомании [Текст]: Учебное пособие / Под ред. И.С. Петровой. - Ростов - на - Дону, 2001.-504 с.

  4. Проблемы психологии современного подростка [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1982. - 128 с.

Материал подготовил: социальный педагог Мекешкина Т.Н.

 

1-06-2023, 16:27 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр