Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (16)
Март 2024 (9)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



Как правильно подготовиться в экзаменам?

Как правильно подготовиться в экзаменам?

Любое испытание - ситуация экстремальная, которая сопровожда­ется напряженным, конфликтным, тревожным состоянием человека. Поэтому ваше знакомство с информацией в области психологии стресса может дать вам инструмент самопомощи при подготовке к сдаче экзаменов.

Все люди без исключения могут регулировать свое поведение в стрессовой ситуации. Значит, и вы сможете справиться с волнением и напряжением в процессе подготовки к сдаче экзамена, используя инструмент самопомощи. Необходимо четко осознать, что очень много зависит только от вас! 

Хорошо сдать экзамен можно, если: 

  1. Правильно к нему готовиться, т.е. освоить навыки быстрого понимания и запоминания информации.
  2. Уметь понимать условия и вопрос задания, быть внимательным, владеть базовыми знаниями по предмету, уметь выражать свою мысль.
  3. Быть спокойным, не паниковать, т.е. владеть приёмами эмоционального самоконтроля. 

 Поэтому полезно: 

Использовать приёмы эффективной экспресс-подготовки и запоминания материала. Тебе помогут такие приёмы:

  • Выходя с любого урока, повтори основную его мысль в трёх предложениях. Это самый быстрый способ учиться хорошо!
  • На уроках, слушая учителя, старайся формулировать вопросы ему. Даже, если ты их не задашь, это помогает осмысленно воспринимать информацию, а не тратить время попусту. Ты же всё равно на уроке, так что сэкономь своё время и постарайся понять материал – тогда не придётся тебе его учить дома.
  • Люди воспринимают и понимают мир в основном через один из ведущих типов сенсорных систем: зрение, слух или ощущения. Используй все эти каналы восприятия, когда запоминаешь самые важные факты, формулы или определения: пиши их, рисуй схемы, проговаривай вслух или про себя, пиши пальцем в воздухе.
  • Выдели ежедневное время для подготовки к экзаменам. Даже 15 минут в день могут дать очень много, если в эти 15 минут ты будешь немного продвигаться вперёд. Чтобы помочь себе, используй метод «5страниц»: открой учебник по предмету на той странице, где твой класс занимался месяц назад, и выполни задания с этой страницы. Если ты усвоил материал, ты выполнишь верно минимум половину заданий. Если ты не справился, пролистай ещё 5 страниц назад и снова проверь себя. Листай учебник назад до тех пор, пока не убедишься в твёрдости своих знаний. С того листа, с которого ты выполнил задания, нужно начинать занятия. Для этого не обязателен репетитор: нужно ежедневно решать по 5-7 заданий, начав с тех, которые ты уже умеешь делать.
  • Выдели ежедневное время и для отдыха. Помни: физическая нагрузка – отдых для мозга. От умственного переутомления помогает избавиться любая физическая активность – прогулки, спорт, танцы. Компьютер, телевизор и плеер – враги твоему мозгу во время подготовки к экзаменам.
  • Тренируй умение думать, а не действовать автоматически. Для этого есть простые и интересные способы: Каждый день ходи в школу немного разной дорогой; старайся увидеть в окружающих предметах как можно больше разных оттенков; меняй мелочи, например, выполняй привычные действия непривычной рукой: иногда пиши, застёгивай пуговицы, готовь чай, чисти зубы, открывай дверь левой рукой. Старайся каждый раз по-новому и оригинально отвечать на типичные вопросы (как дела?) и сам формулируй эти вопросы по-разному.
  • Повторяй и используй основные термины, законы и формулы.
  • Работая с большим текстом, используй метод «5 П»: 1 п – просмотр текст; 2 п – придумай к нему вопросы; 3 п – пометь карандашом самые важные слова; 4 п – перескажи, используя ключевые слова; 5 п – просмотри текст повторно.      

Развивать внимание и память. Для этого используй экспресс-приёмы тренировки познавательных способностей:

      - Спроси себя: что ты делал в это время вчера? Вспомни как можно больше подробностей.

      - Сосчитай все предметы определённого цвета, всех ворон или собак по дороге из школы, все                       карандаши в кабинете.

      - Оглядись по сторонам и найди как можно больше предметов, названия которых начинаются на одну и           ту же букву.

      - Придумай по одному слову на каждую букву алфавита. Слова должны быть связаны общей тематикой         (что-то съедобное, имена, города, животные)

      - Во время перемены выбери любой объект и внимательно рассмотри его. Сколько цветовых оттенков           на нём ты видишь? Постарайся назвать все эти оттенки.

      - Вспомни список класса, в котором ты учился в школе первый год.

      - Прекрасный способ тренировки ума – учить в день одно иностранное слово.

      - Пытайся запоминать слова новых песен.

      - Раз в неделю читай статью о том, в чём ты совершенно не разбираешься.

      - Постарайся вспомнить во всех подробностях, когда ты в последний раз ел мороженое.

      - Прочитай наизусть любое стихотворение от конца к началу.

       - Продолжи числовой ряд 1, 2, 4, 8, 16 как можно дальше.

  • Используй вспомогательные средства при выполнении заданий со сложной   инструкцией: записывай на листе все условия – что дано, что требуется; записывай краткий поэтапный план действий, которые должны быть выполнены для решения задания. Прежде, чем начать выполнение задания, внимательно его прочти и проговори про себя все условия.
  • Когда устаёшь, ты становишься менее внимательным. На контрольной или экзамене, почувствовав утомление (его симптомами могут быть: раздражение, тревога, потеря мотивации к успеху), отвлекись на одну минуту – посмотри на пейзаж за окном, понаблюдай за классом или сделай упражнение для глаз, например, чередование быстрого моргания  с закрыванием и расслаблением глаз. Лучше потратить минуту на восстановление сил, чем работать усталым и допускать ошибки из-за невнимательности.
  • Тренируй внимание, например, делай упражнение «секундная стрелка»: не отводя взгляда, следи за движением секундной стрелки на часах. Вначале проделывай это в течение 30 секунд, затем постепенно, прибавляя по 5 секунд, доведи это время до 1 – 1,5 минут.  Это упражнение достаточно сложное, лишь немногим сразу удаётся сосредоточить внимание на стрелке даже в течение  полуминуты. Потренировав таким образом внимание (лучше делать это ежедневно), ты станешь внимательнее и сосредоточеннее в целом.
  • Если ты знаешь, что совершаешь ошибки из-за невнимательности, то уже в начале работы предполагай результат (что ты должен получить), называй средства его достижения (конкретные знания, умения, требуемые для выполнения данного задания). В конце работы сопоставляй реальный результат с прогнозируемым. Сравнивай то, что получил, с вопросом, поставленным в задании.
  • Тренируй память. Любая психологическая способность лучше всего тренируется в соответствующей деятельности. Например, чтобы развить память, надо как можно чаще запоминать что-либо. Ты повысишь свою память, если будешь стараться запоминать телефонные номера, адреса, имена, отчества, т.е. обычные бытовые вещи.
  • Чтобы запомнить учебный материал, нужно его понять. Старайся не зубрить без понимания, а полностью разобраться в информации, прежде, чем что-то учить.
  • Старайся решать в уме некоторые школьные задания. Особенно полезно решение в уме заданий по алгебре. Это могут быть относительно простые задачи. Главное в этом – то, что ты мыслишь абстрактно, отвлечённо. Можно применять рассуждение над бытовыми действиями, требующими абстрактного мышления. Например, подсчитай в уме свои траты за неделю; мысленно представь, как будет выглядеть комната в твоей квартире, если переставить всю мебель на новые места; что будет с людьми, если все научатся читать мысли друг друга, или у всех станет одинаковый характер.
  • Раз в неделю записывай на листе чёткие полные определения 5 – 7 понятий (слов из обыденной и научной жизни). Давай такие определения, чтобы они как можно точнее передавали смысл понятия и были при этом достаточно краткими и научно сформулированными.        

Использовать приемы релаксации и эмоционального самоконтроля.

  • Если ты запаниковал, разволновался, резко поверни голову вправо: этот простой приём активизирует левое полушарие мозга – логическое, рассудочное, эмоционально холодное. Волнение, тревога отступят.
  • В случае волнения используй приём «переключение внимания». Переключение внимания на другой предмет всегда снижает волнение. Отложи работу в сторону. Выбери взглядом любой предмет в классе. Мысленно назови его и ответь мысленно на такие вопросы о нём: что это? Зачем он нужен? Нравится ли он тебе? Назови как минимум 5 его качеств: материал, из которого сделан; старый или новый; твёрдый или мягкий; красивый и т.д.
  • Используй релаксирующее (успокаивающее) дыхание. Например, медленно, считая про себя «один, два, три, четыре» - сделай глубокий вдох, как будто сейчас нырнёшь в воду; на «пять, шесть, семь, восемь» - долгий выдох; на «девять, десять, одиннадцать, двенадцать» - задержи дыхание. Сделай так хотя бы три – четыре раза.
  • Помни, что экзамен – это те же задачи, которые ты решал на уроке.

 Педагог-психолог Гиллер Н.М. 

11-03-2015, 22:42 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр