Как правильно подготовиться в экзаменам?
Любое испытание - ситуация экстремальная, которая сопровождается напряженным, конфликтным, тревожным состоянием человека. Поэтому ваше знакомство с информацией в области психологии стресса может дать вам инструмент самопомощи при подготовке к сдаче экзаменов.
Все люди без исключения могут регулировать свое поведение в стрессовой ситуации. Значит, и вы сможете справиться с волнением и напряжением в процессе подготовки к сдаче экзамена, используя инструмент самопомощи. Необходимо четко осознать, что очень много зависит только от вас!
Хорошо сдать экзамен можно, если:
- Правильно к нему готовиться, т.е. освоить навыки быстрого понимания и запоминания информации.
- Уметь понимать условия и вопрос задания, быть внимательным, владеть базовыми знаниями по предмету, уметь выражать свою мысль.
- Быть спокойным, не паниковать, т.е. владеть приёмами эмоционального самоконтроля.
Поэтому полезно:
Использовать приёмы эффективной экспресс-подготовки и запоминания материала. Тебе помогут такие приёмы:
- Выходя с любого урока, повтори основную его мысль в трёх предложениях. Это самый быстрый способ учиться хорошо!
- На уроках, слушая учителя, старайся формулировать вопросы ему. Даже, если ты их не задашь, это помогает осмысленно воспринимать информацию, а не тратить время попусту. Ты же всё равно на уроке, так что сэкономь своё время и постарайся понять материал – тогда не придётся тебе его учить дома.
- Люди воспринимают и понимают мир в основном через один из ведущих типов сенсорных систем: зрение, слух или ощущения. Используй все эти каналы восприятия, когда запоминаешь самые важные факты, формулы или определения: пиши их, рисуй схемы, проговаривай вслух или про себя, пиши пальцем в воздухе.
- Выдели ежедневное время для подготовки к экзаменам. Даже 15 минут в день могут дать очень много, если в эти 15 минут ты будешь немного продвигаться вперёд. Чтобы помочь себе, используй метод «5страниц»: открой учебник по предмету на той странице, где твой класс занимался месяц назад, и выполни задания с этой страницы. Если ты усвоил материал, ты выполнишь верно минимум половину заданий. Если ты не справился, пролистай ещё 5 страниц назад и снова проверь себя. Листай учебник назад до тех пор, пока не убедишься в твёрдости своих знаний. С того листа, с которого ты выполнил задания, нужно начинать занятия. Для этого не обязателен репетитор: нужно ежедневно решать по 5-7 заданий, начав с тех, которые ты уже умеешь делать.
- Выдели ежедневное время и для отдыха. Помни: физическая нагрузка – отдых для мозга. От умственного переутомления помогает избавиться любая физическая активность – прогулки, спорт, танцы. Компьютер, телевизор и плеер – враги твоему мозгу во время подготовки к экзаменам.
- Тренируй умение думать, а не действовать автоматически. Для этого есть простые и интересные способы: Каждый день ходи в школу немного разной дорогой; старайся увидеть в окружающих предметах как можно больше разных оттенков; меняй мелочи, например, выполняй привычные действия непривычной рукой: иногда пиши, застёгивай пуговицы, готовь чай, чисти зубы, открывай дверь левой рукой. Старайся каждый раз по-новому и оригинально отвечать на типичные вопросы (как дела?) и сам формулируй эти вопросы по-разному.
- Повторяй и используй основные термины, законы и формулы.
- Работая с большим текстом, используй метод «5 П»: 1 п – просмотр текст; 2 п – придумай к нему вопросы; 3 п – пометь карандашом самые важные слова; 4 п – перескажи, используя ключевые слова; 5 п – просмотри текст повторно.
Развивать внимание и память. Для этого используй экспресс-приёмы тренировки познавательных способностей:
- Спроси себя: что ты делал в это время вчера? Вспомни как можно больше подробностей.
- Сосчитай все предметы определённого цвета, всех ворон или собак по дороге из школы, все карандаши в кабинете.
- Оглядись по сторонам и найди как можно больше предметов, названия которых начинаются на одну и ту же букву.
- Придумай по одному слову на каждую букву алфавита. Слова должны быть связаны общей тематикой (что-то съедобное, имена, города, животные)
- Во время перемены выбери любой объект и внимательно рассмотри его. Сколько цветовых оттенков на нём ты видишь? Постарайся назвать все эти оттенки.
- Вспомни список класса, в котором ты учился в школе первый год.
- Прекрасный способ тренировки ума – учить в день одно иностранное слово.
- Пытайся запоминать слова новых песен.
- Раз в неделю читай статью о том, в чём ты совершенно не разбираешься.
- Постарайся вспомнить во всех подробностях, когда ты в последний раз ел мороженое.
- Прочитай наизусть любое стихотворение от конца к началу.
- Продолжи числовой ряд 1, 2, 4, 8, 16 как можно дальше.
- Используй вспомогательные средства при выполнении заданий со сложной инструкцией: записывай на листе все условия – что дано, что требуется; записывай краткий поэтапный план действий, которые должны быть выполнены для решения задания. Прежде, чем начать выполнение задания, внимательно его прочти и проговори про себя все условия.
- Когда устаёшь, ты становишься менее внимательным. На контрольной или экзамене, почувствовав утомление (его симптомами могут быть: раздражение, тревога, потеря мотивации к успеху), отвлекись на одну минуту – посмотри на пейзаж за окном, понаблюдай за классом или сделай упражнение для глаз, например, чередование быстрого моргания с закрыванием и расслаблением глаз. Лучше потратить минуту на восстановление сил, чем работать усталым и допускать ошибки из-за невнимательности.
- Тренируй внимание, например, делай упражнение «секундная стрелка»: не отводя взгляда, следи за движением секундной стрелки на часах. Вначале проделывай это в течение 30 секунд, затем постепенно, прибавляя по 5 секунд, доведи это время до 1 – 1,5 минут. Это упражнение достаточно сложное, лишь немногим сразу удаётся сосредоточить внимание на стрелке даже в течение полуминуты. Потренировав таким образом внимание (лучше делать это ежедневно), ты станешь внимательнее и сосредоточеннее в целом.
- Если ты знаешь, что совершаешь ошибки из-за невнимательности, то уже в начале работы предполагай результат (что ты должен получить), называй средства его достижения (конкретные знания, умения, требуемые для выполнения данного задания). В конце работы сопоставляй реальный результат с прогнозируемым. Сравнивай то, что получил, с вопросом, поставленным в задании.
- Тренируй память. Любая психологическая способность лучше всего тренируется в соответствующей деятельности. Например, чтобы развить память, надо как можно чаще запоминать что-либо. Ты повысишь свою память, если будешь стараться запоминать телефонные номера, адреса, имена, отчества, т.е. обычные бытовые вещи.
- Чтобы запомнить учебный материал, нужно его понять. Старайся не зубрить без понимания, а полностью разобраться в информации, прежде, чем что-то учить.
- Старайся решать в уме некоторые школьные задания. Особенно полезно решение в уме заданий по алгебре. Это могут быть относительно простые задачи. Главное в этом – то, что ты мыслишь абстрактно, отвлечённо. Можно применять рассуждение над бытовыми действиями, требующими абстрактного мышления. Например, подсчитай в уме свои траты за неделю; мысленно представь, как будет выглядеть комната в твоей квартире, если переставить всю мебель на новые места; что будет с людьми, если все научатся читать мысли друг друга, или у всех станет одинаковый характер.
- Раз в неделю записывай на листе чёткие полные определения 5 – 7 понятий (слов из обыденной и научной жизни). Давай такие определения, чтобы они как можно точнее передавали смысл понятия и были при этом достаточно краткими и научно сформулированными.
Использовать приемы релаксации и эмоционального самоконтроля.
- Если ты запаниковал, разволновался, резко поверни голову вправо: этот простой приём активизирует левое полушарие мозга – логическое, рассудочное, эмоционально холодное. Волнение, тревога отступят.
- В случае волнения используй приём «переключение внимания». Переключение внимания на другой предмет всегда снижает волнение. Отложи работу в сторону. Выбери взглядом любой предмет в классе. Мысленно назови его и ответь мысленно на такие вопросы о нём: что это? Зачем он нужен? Нравится ли он тебе? Назови как минимум 5 его качеств: материал, из которого сделан; старый или новый; твёрдый или мягкий; красивый и т.д.
- Используй релаксирующее (успокаивающее) дыхание. Например, медленно, считая про себя «один, два, три, четыре» - сделай глубокий вдох, как будто сейчас нырнёшь в воду; на «пять, шесть, семь, восемь» - долгий выдох; на «девять, десять, одиннадцать, двенадцать» - задержи дыхание. Сделай так хотя бы три – четыре раза.
- Помни, что экзамен – это те же задачи, которые ты решал на уроке.
Педагог-психолог Гиллер Н.М.