Использование дидактических игр на уроках русского языка.
В последние годы среди обучающихся общеобразовательных школ увеличивается количество детей, у которых наблюдаются не только нарушения звукопроизношения, но и специфические нарушения чтения (дислексия) и письма (дисграфия, дизорфография).
Самой распространенной формой нарушения письма у обучающихся массовых школ является смешанная дисграфия. Проявления этой формы дисграфии разнообразны:
- пропуски букв (гласных, согласных, в том числе из стечения) в слогах, словах;
- замены парных гласных, согласных;
- зеркальное написание букв;
- добавление лишних букв, слогов;
- недописывание слов;
- слитное написание слов с предлогами, союзами;
- пропуски слов или словосочетаний в предложениях;
- нарушения в обозначении границ предложений (отсутствие заглавной буквы в начале предложения, точки в конце предложения).
Среди орфографических ошибок у школьников преобладают ошибки в правописании проверяемых безударных гласных в корнях слов. У ошибок такого рода могут быть следующие причины. Школьники не могут применить это правило на практике вследствие несформированности слогоритмической структуры слов и недостаточно развитого слухового восприятия. Это значит, что дети не чувствуют различия в звучании ударных и безударных гласных звуков.
Существуют дидактические игры которые можно использовать на занятиях со школьниками, у которых имеются нарушения письменной речи, а так же с учащимися имеющими ошибки, связанные с неполным усвоением правил русского языка. Учителя-логопеды, учителя начальной школы могут использовать игры на занятиях с детьми.
Дидактическая игра "Родственники"
Цель: закреплять знания детей о родственных (однокоренных) словах; знания о правописании безударных гласных в корне слов; развивать навык чтения (узнавание знакомых образов букв и слов);
Ход игры: учитель объясняет, что в карточке подобраны слова, которые являются родственными - однокоренными для выделенного слова, но они записаны без пропусков. Дети должны отделить слова друг от друга и записать их в тетрадь. В каждом слове дети уточняют его звукобуквенный состав и составные части - приставку, корень, суффикс, окончание и основу.
1.Леслесничийлесниклесоводлесорублесная лесистыйперелесоклесостепьлесничество подлесоклесотундра |
2.Водаводицаводопадводостокводяной водопроводводичкаводныйподводник подводнаянаводнениепаводокводолаз водянистыйбезводныйводоросливодопой темноводный |
3.Родинародителиродноенародродилисьрод народный |
Дидактическая игра "Какие слова спрятались?"
Цель: формирование навыка звукобуквенного анализа и синтеза слов.
Ход игры: дети читают предложения, выделяют в них не подходящее по смыслу слово, стараются найти в нём спрятанное правильное слово.
1. Начался первый курок. У моего деда острый клумба. Шутка проплыла мимо камышей. За угрозой пришла прекрасная погода. В ворота мы забили голубя.
|
2. Всё дно реки было в паутине. У Тани очень болел зубр. На плите варилась муха. В яме ползали лужи. Из жерла вулкана текла раскалённая Клава. |
Дидактическая игра "Яблочная карусель"
Цель: закреплять знания детей о предлогах, учить различать их в словосочетаниях; развивать оптико-пространственные представления.
Ход игры: учитель даёт задание детям на основе материала игры отделить предлог от слова. (изображение есть в файле для скачивания).
Дидактическая игра "Мягкий знак"
Цель: закреплять знания детей о обозначении мягкости согласных и отделение согласного от гласных и, е, ё, ю, я; формировать навык чтения и письма, оптико-пространственные представления.
Ход игры: учитель обращает внимание детей на то, что внутри таблицы находятся слова с мягким знаком. Дети поочереди называют слова из таблицы, записывают их и уточняют функцию мягкого знака.
С |
Е |
М |
Ь |
Я |
К |
Р |
О |
В |
Д |
В |
Е |
Д |
Ь |
Б |
А |
Р |
А |
Е |
Е |
Н |
Ь |
К |
О |
Л |
Ь |
Т |
М |
П |
К |
Ш |
М |
Е |
Д |
Е |
Ь |
Я |
К |
И |
Ю |
Т |
Л |
У |
Р |
В |
Ь |
О |
Н |
Ь |
П |
Ь |
Н |
Л |
Ь |
Л |
Н |
Ь |
Л |
Е |
Я |
Ь |
Е |
Ю |
У |
Ю |
Ь |
В |
Ь |
Д |
Е |
Б |
Г |
Т |
С |
Ь |
Л |
Е |
Т |
Е |
М |
А |
Дидактическая игра "Незнайкины ошибки"
Цель: уточнять знания о значениях слов, расширять активный и пассивный словарь детей; формировать грамматически правильную речь; закреплять знания о правописании безударных гласных; умение различать акустически звуки; совершенствовать письменный навык.
Ход игры: дети читают предложения и обнаруживают смысловые ошибки. Учитель предлагает детям исправить ошибки путём перестановки слов и замены окончаний. Получившиеся предложения дети записывают в тетрадь.
и-у
|
1. В утках прячутся камыши. По курице бегал двор. Около гусей пруд и утки. Ива залезла на воду и прыгнула в Мишу.
|
Дидактическая игра "Улитка"
Цель: развивать умения анализировать предложения; закреплять знания о правилах написания предложений; развивать навык чтения.
Ход игры: детям нужно отделить слова друг от друга, обозначить границы предложений. Записать полученные предложения, уточнить их правильное написание. (изображение есть в файле для скачивания).
Дидактическая игра "Змейка"
Цель: совершенствовать оптико-пространственные представления детей, навык чтения; развивать умение анализировать предложения и делить их на слова.
Ход игры: с помощью карандаша дети отделяют слова друг от друга, определяют границы предложения. Затем списывают или записывают их под диктовку. (изображение есть в файле для скачивания).
Дидактическая игра "Переделай ласковые названия на обычные"
Цель: развивать навык чтения; развивать грамматически правильную речь детей; письменный навык.
Ход игры: дети читают текст и называют ласковые слова. Учитель просит заменить ласковые слова на обычные, прочитать текст и записать переделанный текст.
На диване сидели куколки. С головы слетела панамка. Под старым пеньком норка ежа. Бабушка испекла вишнёвый пирожок. В пещерке темно. |
Дидактическая игра "Найди все названия"
Цель: совершенствовать навыки чтения и письма; расширять словарь; закреплять знания об обобщающих понятиях; развивать навыки слогового и звукобуквенного анализа и синтеза.
Ход игры: дети читают слова, которые находятся внутри контура, дают обобщающие названия. Выполняют задания: зачеркнуть слова, состоящие из 1, 2, 3, 4 слогов; найти слова со стечением согласных и записать их в тетрадь.
Дидактическая игра "Определи буквы в рисунке"
Цель: формировать навык буквенного гнозиса и зрительного восприятия; закреплять умение писать буквы.
Ход игры: учитель предлагает детям определить, кто или что изображено на рисунке. Затем дети называют те буквы, с помощью которых выполнен рисунок, и записывают их в тетрадь.(изображение есть в файле для скачивания).
Учитель-логопед МУ "ЦППМСП" Е.Н. Полуэктова