Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Март 2024 (17)
Февраль 2024 (5)
Январь 2024 (16)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)
Октябрь 2023 (13)



Дидактические игры на уроках русского языка

Использование дидактических игр на уроках русского языка. 

    В последние годы среди обучающихся общеобразовательных школ увеличивается количество детей, у которых наблюдаются не только нарушения звукопроизношения, но и специфические нарушения чтения (дислексия) и письма (дисграфия, дизорфография).

    Самой распространенной формой нарушения письма у обучающихся массовых школ является смешанная дисграфия. Проявления этой формы дисграфии разнообразны:

  • пропуски букв (гласных, согласных, в том числе из стечения) в слогах, словах;
  • замены парных гласных, согласных;
  • зеркальное написание букв;
  • добавление лишних букв, слогов;
  • недописывание слов;
  • слитное написание слов с предлогами, союзами;
  • пропуски слов или словосочетаний в предложениях;
  • нарушения в обозначении границ предложений (отсутствие заглавной буквы в начале предложения, точки в конце предложения).

    Среди орфографических ошибок у школьников преобладают ошибки в правописании проверяемых безударных гласных в корнях слов. У ошибок такого рода могут быть следующие причины. Школьники не могут применить это правило на практике вследствие несформированности слогоритмической структуры слов и недостаточно развитого слухового восприятия. Это значит, что дети не чувствуют различия в звучании ударных и безударных гласных звуков.

    Существуют дидактические игры которые можно использовать на занятиях со школьниками, у которых имеются нарушения письменной речи, а так же с учащимися имеющими ошибки, связанные с неполным усвоением правил русского языка. Учителя-логопеды, учителя начальной школы могут использовать игры на занятиях с детьми.

 Дидактическая игра "Родственники"

    Цель: закреплять знания детей о родственных (однокоренных) словах; знания о правописании безударных гласных в корне слов; развивать навык чтения (узнавание знакомых образов букв и слов);

    Ход игры: учитель объясняет, что в карточке подобраны слова, которые являются родственными - однокоренными для выделенного слова, но они записаны без пропусков. Дети должны отделить слова друг от друга и записать их в тетрадь. В каждом слове дети уточняют его звукобуквенный состав и составные части - приставку, корень, суффикс, окончание и основу.

1.Леслесничийлесниклесоводлесорублесная

лесистыйперелесоклесостепьлесничество

подлесоклесотундра 

2.Водаводицаводопадводостокводяной

водопроводводичкаводныйподводник

подводнаянаводнениепаводокводолаз

водянистыйбезводныйводоросливодопой

темноводный 

3.Родинародителиродноенародродилисьрод

народный 

 Дидактическая игра "Какие слова спрятались?"

    Цель: формирование навыка звукобуквенного анализа и синтеза слов.

    Ход игры: дети читают предложения, выделяют в них не подходящее по смыслу слово, стараются найти в нём спрятанное правильное слово.

1. Начался первый курок. У моего деда острый клумба. Шутка проплыла мимо камышей. За угрозой пришла прекрасная погода. В ворота мы забили голубя.

 

2. Всё дно реки было в паутине. У Тани очень болел зубр. На плите варилась муха. В яме ползали лужи. Из жерла вулкана текла раскалённая Клава.

Дидактическая игра "Яблочная карусель"

    Цель: закреплять знания детей о предлогах, учить различать их в словосочетаниях; развивать оптико-пространственные представления.

Ход игры: учитель даёт задание детям на основе материала игры отделить предлог от слова. (изображение есть в файле для скачивания). 

 Дидактическая игра "Мягкий знак"

    Цель: закреплять знания детей о обозначении мягкости согласных и отделение согласного от гласных и, е, ё, ю, я; формировать навык чтения и письма, оптико-пространственные представления.

    Ход игры: учитель обращает внимание детей на то, что внутри таблицы находятся слова с мягким знаком. Дети поочереди называют слова из таблицы, записывают их и уточняют функцию мягкого знака.

С

Е

М

Ь

Я

К

Р

О

В

Д

В

Е

Д

Ь

Б

А

Р

А

Е

Е

Н

Ь

К

О

Л

Ь

Т

М

П

К

Ш

М

Е

Д

Е

Ь

Я

К

И

Ю

Т

Л

У

Р

В

Ь

О

Н

Ь

П

Ь

Н

Л

Ь

Л

Н

Ь

Л

Е

Я

Ь

Е

Ю

У

Ю

Ь

В

Ь

Д

Е

Б

Г

Т

С

Ь

Л

Е

Т

Е

М

А

 

Дидактическая игра "Незнайкины ошибки"

    Цель: уточнять знания о значениях слов, расширять активный и пассивный словарь детей; формировать грамматически правильную речь; закреплять знания о правописании безударных гласных; умение различать акустически звуки; совершенствовать письменный навык.

    Ход игры: дети читают предложения и обнаруживают смысловые ошибки. Учитель предлагает детям исправить ошибки путём перестановки слов и замены окончаний. Получившиеся предложения дети записывают в тетрадь.

и-у

 

1. В утках прячутся камыши. По курице бегал двор. Около гусей пруд и утки. Ива залезла на воду и прыгнула в Мишу.

 

 Дидактическая игра "Улитка"

    Цель: развивать умения анализировать предложения; закреплять знания о правилах написания предложений; развивать навык чтения.

    Ход игры: детям нужно отделить слова друг от друга, обозначить границы предложений. Записать полученные предложения, уточнить их правильное написание. (изображение есть в файле для скачивания). 

Дидактическая игра "Змейка"

    Цель: совершенствовать оптико-пространственные представления детей, навык чтения; развивать умение анализировать предложения и делить их на слова.

    Ход игры: с помощью карандаша дети отделяют слова друг от друга, определяют границы предложения. Затем списывают или записывают их под диктовку. (изображение есть в файле для скачивания).  

Дидактическая игра "Переделай ласковые названия на обычные"

    Цель: развивать навык чтения; развивать грамматически правильную речь детей; письменный навык.

    Ход игры: дети читают текст и называют ласковые слова. Учитель просит заменить ласковые слова на обычные, прочитать текст и записать переделанный текст.

На диване сидели куколки. С головы слетела панамка. Под старым пеньком норка ежа. Бабушка испекла вишнёвый пирожок. В пещерке темно. 

 Дидактическая игра "Найди все названия"

    Цель: совершенствовать навыки чтения и письма; расширять словарь; закреплять знания об обобщающих понятиях; развивать навыки слогового и звукобуквенного анализа и синтеза.

    Ход игры: дети читают слова, которые находятся внутри контура, дают обобщающие названия. Выполняют задания: зачеркнуть слова, состоящие из 1, 2, 3, 4 слогов; найти слова со стечением согласных и записать их в тетрадь.

 Дидактическая игра "Определи буквы в рисунке"

    Цель: формировать навык буквенного гнозиса и зрительного восприятия; закреплять умение писать буквы.

    Ход игры: учитель предлагает детям определить, кто или что изображено на рисунке. Затем дети называют те буквы, с помощью которых выполнен рисунок, и записывают их в тетрадь.(изображение есть в файле для скачивания). 

Использование дидактических игр на уроках русского языка.pdf [685,15 Kb] (cкачиваний: 50)

Учитель-логопед МУ "ЦППМСП"    Е.Н. Полуэктова

29-10-2018, 13:45 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр