Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (16)
Март 2024 (9)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



Копилка психолога

Рекомендации для педагогов-психологов дошкольных учреждений по  сопровождению детей

с высоким уровнем творческого мышления.

Современная действительность предъявляет все больше жизненных ситуаций, требующих творческого подхода к их решению.  Однако не все люди продуктивного возраста обладают нестандартным творческим мышлением.  Полученные в процессе обучения знания являются; базой для решения многих жизненных задач, успешной социализации, эмоциональной стабильности, уверенности в себе, но также и опытом, который не всегда дает возможность проявить неординарность, оригинальность и творчество, которое так необходимо в современной жизни.

Часто можно видеть, как дети дошкольного возраста обладают непосредственностью и большим уровнем креативности, который указывает на их творческий потенциал. Как сохранить и развить творческие способности детей  дошкольников?

Цель работы педагога-психолога, занимающегося сопровождением детей с высоким творческим потенциалом в дошкольном  учреждении содействовать созданию условий для полноценного психического развития детей, их личности.      

 Если мы проанализируем поведение ребенка, то увидим, что один вид его  деятельности носит репродуктивный характер; он связан с нашей памятью;  его сущность заключается в том , что ребенок воспроизводит или повторяет приемы поведения взрослых людей,  как необходимый опыт для всей будущей жизни .Он облегчает его приспособление к окружающему миру, создавая и вырабатывая постоянные привычки, повторяющиеся в одинаковых условиях.

Так же данный вид деятельности формирует в поведении ребенка креативность  или  творческую деятельность. Особенно это заметно у детей с высоким уровнем поисково-познавательной активности . Именно творческая деятельность помогает человеку усовершенствовать будущее. Эту творческую деятельность , основанную на комбинирующей способности называют, воображением или фантазией.  Умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания и составляет основу творчества. Таким образом, воображение всегда состоит из материалов данных действительностью. То есть, жизненный опыт в сумме с развитым воображением и фантазией дают ребенку возможность подходить к решению проблем с помощью творчества.

   Л.С. Выготский сформулировал самый важный закон, на котором основана деятельность воображения. Он заключается в том, что жизненный опыт человека дает основу воображению и фантазиям.

 « ..творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что  этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Вот почему  у ребенка воображение беднее, чем у взрослого человека». Л.С.Выготский

Одна из главных задач педагога-психолога заключается в том, что важно помочь детям дошкольного возраста, изучить  как можно больше свойств предметов и явлений окружающего мира .

Достаточный уровень креативности помогает ребенку: в освоении жизненного опыта,   развивает воображение, формирует у него такие важные показатели творческого мышления , как оригинальность, креативность и любознательность.

Многие психологи связывают  способности к творческой деятельности, прежде всего  с особенностями мышления. Известный американский психолог Гилфорд  Дж. установил, что творческим личностям свойственно дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождении единственного правильного решения, а начинают искать множество решений, что бы затем выбрать оптимальное для решения конкретной задачи. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое можно определить руководствуясь следующими основными особенностями:

  • Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей.
  • Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
  • Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи, которые часто сильно отличаются от общепринятых.
  • Законченность - способность совершенствовать свою идею.

Многие ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания  на базе теории решения изобретательских задач, считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют определенные характеристики и выделяют следующие критерии:

  • Способность рисковать.
  • Дивергентное мышление.
  • Гибкость в мышлении и действиях.
  • Скорость мышления.
  • Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.
  • Богатое воображение.
  • Восприятие неоднозначности вещей и явлений.
  • Высокие эстетические ценности.
  • Развитая интуиция.

Учитывая особенности развития детей дошкольников, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

1.Накопление знаний о многообразии свойств окружающего мира.

2.Развитие качеств мышления , которые формируют креативность.

3.Развитие воображения.

4.Формирование понимания многофункциональности привычных вещей.

5.Формирование достаточной скорости мышления.

6.Формирование управляемости собственной фантазией и воображением.

7.Формирование качества умения видеть части и целое какого-либо объекта или явления.

8.Формировать умение представлять объект или событие во времени.

Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей детей очень важна, так как напрямую зависит от полученного опыта. Определенно, ранее развитие это своеобразная «инвестиция» сил и времени в успешность ребенка.

Одним из главных факторов творческого развития детей является создание условий, которое способствует формированию их творческих способностей. На основе анализа работ  Дж. Гилфорда и Б.Н.Никитина были выделены следующие шесть основных условий, которые играют большую роль в формировании творческих пособностей.

1.Успешному развитию творческих способностей малыша способствует раннее физическое развитие: плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, арифметика, раннее знакомство с различными инструментами (бытовыми, музыкальными) и материалами, например для творчества (пластилин, краски, соленое тесто).

2.Создание обстановки, опережающие развитие детей. Необходимо, заранее, насколько это возможно, окружить ребенка такой средой, которая стимулировала бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Так же большое значение имеет система отношений, которая действует в условиях данной среды.

3.Одно из важных условий эффективного развития творческих способностей, напрямую вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить, Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда – либо заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения.

4.Важным условием так же является предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем послужат гарантией его успеха. Большое количество увлечений ребенка в раннем возрасте – это прекрасная возможность получить самый разнообразный творческий опыт, а он в свою очередь является основой творческих способностей.

5.Условие ненавязчивой, умной, доброжелательной помощи взрослых. Самое главное не превращать свободу во вседозволенность, а помощь – в подсказку. К сожалению, подсказка вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может это сделать сам.

6.Условие комфортной психологической обстановки, наличие свободного времени, то есть теплая дружелюбная атмосфера в семье и в детском коллективе. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

В сфере психосоциального развития талантливым детям свойственны следующие черты.

  1. Сильно развитое чувство справедливости, проявляется очень рано.
  2. Они устанавливают высокие требования к себе и к окружающим.
  3. В возрасте от 2до 5 лет эти дети не всегда могут отличить реальность от фантазии, что свидетельствует о хорошо развитом воображении.
  4. Одной из наиболее важных черт для внутреннего равновесия одаренного человека является хорошо развитое чувство юмора.
  5. Одаренные малыши постоянно пытаются решить проблемы, которые им пока еще не доступны.
  6. В раннем детстве талантливые дети эмоционально зависимы, нетерпеливы и эмоционально несбалансированные как и их сверстники.
  7. Для творческих детей характерны преувеличенные страхи ,поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
  8. В дошкольном возрасте такие дети являются возрастными эгоцентристами.

   Таким образом, талантливые дети порой страдают от некоторого      социального неприятия их со стороны сверстников , а  это развивает в них   негативное восприятие самих себя.

  

  Рекомендации для воспитателей по сопровождению детей с высоким уровнем творческих способностей. 

  1. Создавать доброжелательную обстановку в коллективе детей.
  2. Исключить критику при обсуждении творческих проектов и ответов детей.
  3. Дать возможность детям самостоятельно проанализировать достоинства и недостатки собственных ответов.
  4. Помогать талантливым детям вырабатывать адекватную самооценку , чуткость к потребностям и переживаниям  других людей.
  5. Поддерживать интерес ребенка к определенной им творческой деятельности.
  6. Помогать ребенку отличать вымысел от реальности, с сохранением положительных интеллектуальных находок и открытий.
  7. Развивать чувство юмора.
  8. Формировать управляемость эмоциями и воображением.

Материал подготовил педагог-психолог Феденя Елизавета Валентиновна.

10-04-2018, 10:18 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр