Методика М. Люшера в практике педагога-психолога ОУ:
Тест Люшера достаточно популярен и хотя некоторые сомневаются в его валидности, все равно его используют в психодиагностике. Классическая качественная обработка и анализ требуют немалого времени, а интерпретация сочетаний представляет серьезную сложность для специалистов, не прошедших углубленное дополнительное обучение по работе с этой методикой. В этой статье я предлагаю познакомиться с ускоренными способами обработки методики, которые можно использовать в индивидуальной и групповой диагностике обучающихся.
Алгоритм работы:
-
Шаг №1 Проводим диагностику в индивидуальном или групповом варианте.
Процедуру диагностики проводим в соответствии с инструкцией, которая прилагается к диагностическому набору. Выбор цветов и их последовательность фиксируем в бланке.
Каждый цвет имеет свой номер:
0 — серый, 1 — синий, 2 — зелёный, 3 — красный, 4 — жёлтый, 5 — фиолетовый, 6 — коричневый, 7 — черный.
-
Шаг №2 Собираем цветовые выборы обучающихся в общую таблицу (если диагностика проводилась в группе).
В шапке указываем порядковые номера выбора, для каждого ребёнка прописываем номера цветов в соответствии с их выбором.
-
Шаг №3 Определяем стандартные показатели.
Классическими показателями являются «Суммарное отклонение от аутогенной нормы» (СО) и «Вегетативный коэффициент» (ВК). Они также описываются в руководстве по использованию методики.
-
Шаг №4 Определяем дополнительные показатели.
Анализируем позиции цветов по предлагаемым формулам.
Коэффициенты по методике Карманова А.А.
Каждый из показателей вычисляется как разность позиций (рангов) цветов:
max = 6, min =1.
а) Энергичность (П3 - П2) - утомление (П2 - П3);
б) Расслабленность (П5 - П6) - напряженность (П6 - П5);
в) Хладнокровие (П0 - П7) - стресс (П7 - П0);
г) Спокойствие (П4 - П1) - тревожность (П1- П4);
д) Общительность (П3 - П7) - замкнутость (П7 - П3);
е) Конформность (П6 - П7) - фанатичность (П7 - П6);
Коэффициенты по методике Сочивко Д.В.
В числителе и знаменателе ставятся ранговые места цветов второго выбора согласно инструкции теста Люшера.
Коэффициент дезадаптированности (Кда): желтый
синий + черный
Высокие значения коэффициента указывают на дезадаптированность.
Коэффициент конструктивности поведения (Ккп): черный
синий + зеленый
Высокие значения Ккп характеризуют человека, склонного к мирному конструктивному разрешению проблем с помощью осторожных действий, направленного на саморазвитие, стремящегося самостоятельно принимать решения с целью упрочения своего положения.
Коэффициент волевой напряженности (Квн): зеленый
желтый + коричневый
Низкие значения коэффициента свидетельствуют о готовности человека к преодолению трудностей, стремлению к самоутверждению, признанию, для него характерна разборчивость в социальных связях.
Коэффициент избирательности (Кизб): зеленый
серый + черный
При высоких значениях коэффициента человек ощущает себя в безнадежной ситуации, пытается оградить себя от всевозможных проблем и отягощающего его общения, не способен самостоятельно принимать решения.
Коэффициент сопротивляемости (Ксопр): зеленый
коричневый + черный
Высокие значения говорят о перегруженности проблемами, стремлении все забыть, восстановить силы в спокойной обстановке. Человек может испытывать отвращение к самому себе, отказывается от всякого сопротивления.
Коэффициент конфликтности (Кконф): черный
фиолетовый + синий
Низкие оценки коэффициента свидетельствуют о недовольстве сложившимися обстоятельствами, склонности во всем винить окружающих, к которым формируется презрительное отношение, все отрицать, надо всем глумиться, не взирая на факты.
Коэффициент активности (Какт): красный
черный + синий
Низкие оценки характерны для людей, способных развивать значительные усилия в борьбе с ограничениями и запретами в своем стремлении свободно развиваться. Их не удовлетворяет сложившаяся ситуация, выход из которой достигается посредством напряженной деятельности, направленной на достижение личного успеха или приобретение разнообразного опыта.
Таким образом, тест Люшера превращается в мощный диагностический инструмент, т.к появляется возможность сравнивать и анализировать количественные показатели разных вариантов соотношений цветов. Если принять во внимание, что каждый цвет или группа цветов что-то да значат, то соотношения цветов вполне показательны.
Здесь приведена лишь часть показателей по каждой из названных методик. Более подробно с каждой из них можно познакомиться:
1. Карманов А.А. — «Методика диагностики основных параметров психического состояния тестом Люшера».
2. Пищелко А.В., Сочивко Д.В. Реадаптация и ресоциализация.
Материал подготовил педагог-психолог МУ «ЦППМСП» Носова В.Г.