Как убедить родителей пойти с ребенком на ПМПК
Чтобы убедить родителей пойти на ППк и ПМПК, рекомендуйте своему педагогу-психологу провести мини-консилиум. Если педагога-психолога у вас нет, организуйте его сами.
В каком случае проводить мини-консилиум с родителями
Если педагог-психолог путем наблюдения во время планового обследования или по отзывам педагогов выявляет проблемы в познавательном развитии ученика, родители в этом случае неоднозначно воспринимают информацию. Они могут отрицать проблемы в развитии ребенка, аргументировать это тем, что дома он ведет себя иначе, а педагоги просто не обладают должной квалификацией, не могут найти с ним общий язык, не понимают его. Чтобы решить этот вопрос и направить ученика сначала на психолого-медико-педагогический консилиум (ППк), а, по итогам, и на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), организуйте мини-консилиум. Когда учителя, специалисты и родители совместно обсуждают и принимают решение, родители начинают по-другому относиться к ситуации и становятся союзниками в помощи ребенку. После встречи учителю и специалистам не нужно ждать быстрых изменений, но надо быть последовательными и контролировать ситуацию.
Обратите внимание
Четыре шага подготовки к мини-консилиуму: педагог-психолог получает запрос от педагогов, обсуждает с ними основные трудности ученика, определяет, кого из специалистов и педагогов пригласить; уведомляет родителей о дате и времени встречи. Как подготовить и провести мини-консилиум Шаг 1. Получите запрос от учителей
На педагогическом совете выясните, есть ли в классе дети, с родителями которых требуется встретиться. Важно получить запрос от педагогов – в этом случае они сами будут заинтересованы в помощи и станут активными участниками процесса. Обсудите основные трудности ребенка, кого из специалистов следует пригласить (например, это могут быть учителя физкультуры, музыки, информатики, воспитатель группы продленного дня), на чем нужно сделать акцент и какой позиции всем придерживаться во время встречи. Шаг 2. Вручите родителям уведомление Подпишите уведомление у заместителя директора. Документ должен быть в двух экземплярах, один из которых остается у вас. Если родители не захотят сотрудничать, он послужит подтверждением того, что специалисты школы уведомили их о проблеме.
Шаг 3. Проведите мини-консилиум в назначенные день и час
Расскажите родителям о причине встречи, успокойте их. Информируйте о ребенке в технике «хот-дог»: положительная информация об ученике, информация о трудностях, которые он испытывает в школе; снова положительная информация. Этой техники должны придерживаться все педагоги, которые присутствуют на встрече.
Выслушайте родителей. После того как каждый педагог рассказал о ребенке, выясните у родителей, замечали ли они дома подобные затруднения и как могут их прокомментировать. Здесь может быть два варианта развития событий: родители подтверждают, что замечали те особенности в поведении ребенка, о которых услышали на встрече, но не знают, как помочь, просят совета.
Или родители недоумевают, отрицают проблему, говорят, что это проявляется только в школе, дома он совсем другой, и, вообще, он похож на папу (маму), который(ая) в детстве был(а) таким, но все прошло, когда он(а) повзрослел(а). В этом случае назначьте повторную встречу. Пригласите родителей посетить урок и посмотреть, как ученик ведет себя в классе, что он знает и умеет. Уточните у родителей, какую помощь они могут самостоятельно оказать своему ребенку. Предложите варианты решения проблемы. Дайте рекомендации.
Обратите внимание
Дайте ребенку на мини-консилиуме домашнее задание, например, что-то нарисовать, слепить. Часто родители начинают замечать – оказывается, ребенок неправильно держит карандаш, не понимает простые инструкции, не может выполнять их, то есть проблема объективно существует
Назначьте повторную встречу, если это необходимо, чтобы проанализировать результаты и определить дальнейшие шаги. Если после повторной встречи родители согласятся с тем, что помощь нужна, предложите им пройти ПМПК. Если не совсем удалось убедить родителей, тогда можно направить их на ППк школы. Это позволяет родителям получить независимое мнение о ребенке. В большинстве случаев, оно совпадает с информацией, которую родители получали от учителей и специалистов.
Заполните листок беседы или согласие с родителями. Когда заполняете листок беседы с родителями, будьте корректными и точными в формулировках, берите подписи. На следующих встречах зачитывайте, что было решено в прошлый раз и что было сделано всеми участниками. Часто хватает одной встречи, чтобы настроить родителей на рабочий лад и получить их согласие на участие в ПМПК.
Материал подготовил: педагог-психолог МУ «ЦППМСП»
Ржевская Е.В., апрель 2023 г.