Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (17)
Март 2024 (8)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



Методическая копилка

«Логическая пятиминутка» как малая форма организации

целенаправленного развития учебно-логических умений учащихся.

 

Более полвека  назад  в методическом письме «Развитие логического мышления в процессе обучения в начальной школе» было заявлено, что конечная цель работы  по развитию логического мышления в начальной школе «заключается в том, чтобы научить детей в практике их мыслительной деятельности соблюдать элементарные требования логики, с тем, чтобы их мышление в процессе усвоения наук было правильным». Это предполагало особое педагогическое сопровождение: «Руководить развитием логического мышления учащихся – это значит: 1) учить их умело производить умственные операции анализа, синтеза, сопоставления, абстрагирования, обобщения и др.; 2) помогать им овладевать простейшими понятиями, выражать суждения и делать выводы; делать их речь определённой, точной, последовательной и доказательной, т.е. учить мышлению правильному, соответствующему элементарным правилам логики».

Основным понятием, которое характеризует миссию и цели современного российского образования, является понятие «развитие». Образование понимается как процесс целенаправленного развития, который приводит к определённому результату – становлению человека, обретению им культурно значимых качеств, способностей и возможностей. Эти способности в дальнейшем позволяют учащемуся стать субъектом культуры, человеческих отношений, носителем исключительно человеческих возможностей – рефлексии, самосознания, способности к диалогу, проектировочной деятельности и т.д.

В процессе образования эти важнейшие человеческие способности предаются педагогами и приобретаются учащимися в виде общеучебных умений:

 

  1. Учебно-управленческие умения.
  2. Учебно-информационные умения.
  3. Учебно-логические умения.

 

В данной работе  уделим внимание сущности  учебно-логических умений.  И рассмотрим варианты заданий, которые содержат предметно учебный материал для формирования учебно-логических умений.

 

Учебно-логические умения:

  1. Анализ и синтез
  2. Сравнение
  3. Обобщение и классификация
  4. Определение понятий
  5. Доказательство и опровержение
  6. Определение и решение проблем

 

Анализ – это способ познания объекта посредством изучения его частей и свойств.

Синтез – это способ познания объекта посредством объединения в целое частей и свойств, выделенных в результате анализа. Говоря об анализе и синтезе, нельзя думать, что в начале идёт чистый анализ, а затем начинается чистый синтез. Анализ начинается в сочетании с синтезом. Затем,  изучив несколько частей целого, исследователь начинает делать первые обобщения.

Сравнение – это способность познания посредством установления сходства и (или) различия признаков объекта. Сходство – это наличие общего признака, т.е. признака, присущего двум или более объектам сравнения. Различие – это наличие отличительного признака, т.е. признака, присущего только одному объекту сравнения. Сравнение помогает углублять и уточнять изучаемый материал, «открывать» в нём новые признаки.

Алгоритм сравнения:

Определить объекты сравнения и установить возможность их сопоставления.

  1. Определить аспекты сравнения, т.е. установить точку зрения, с которой будут сопоставляться существенные признаки сравниваемых объектов.
  2. Выбрать существенные признаки сопоставляемых объектов в соответствии с аспектом сравнения. Если существенные признаки сравниваемых объектов не известны, то необходимо осуществить анализ и синтез объектов с целью определения существенных признаков.
  3. Сопоставить существенные признаки сравниваемых объектов, т.е. определить общие и (или) отличительные существенные признаки сравниваемых объектов.
  4. Определить различия у общих признаков.
  5. Вывод. Необходимо представить общие и (или) отличительные существенные признаки сравниваемых объектов и указать степень различия общих признаков. В некоторых случаях необходимо привести причины сходства и различия сравниваемых объектов.

Обобщения – это способность познания посредством определения общих существенных признаков объектов. Из данного определения следует, что обобщение базируется на анализе и синтезе, направленных на установление существенных признаков объектов, а так же на сравнении, которое позволяет определить общие существенные признаки.

При составлении классификации происходит распределение объектов по существенному признаку, в результате чего каждый объект попадает в точно определённый класс, подкласс, группу. Обычно классификации подразделяют на естественные (научные) и искусственные (вспомогательные). Искусственная классификация проводится на основе несущественных признаков, вплоть до ссылки на начальные буквы имён этих объектов. Естественная классификация проводится на основе существенных признаков, что даёт возможность судить о свойствах исследуемых объектов.

В свою очередь, благодаря обобщению возможно осуществление другого способа познания – определение понятий.

Определение понятий – это способ познания, направленный на раскрытие содержания понятия, т.е. существенных признаков объектов, отражённых в данном понятии. Понятие – это мысль, отражающая общие существенные признаки объектов.

Очевидно, что важнейшими качествами правильного мышления являются его убедительность и обоснованность. Поэтому доказательство и опровержение являются ещё одним  важнейшим способом познания.

Доказательство – это рассуждение, устанавливающее истинность какого-либо утверждения путём приведения доказанных ранее утверждений. Истина – это достоверное отражение существенных признаков объектов. Опровержение – это рассуждение, направленное на установление ложности выдвинутого утверждения.

Любое доказательство состоит из трёх частей:

Тезис – это мысль, которую надо доказать.

Аргументы – это истинные мысли, которыми пользуются при доказательстве тезиса.

Формой доказательства называют способ логической связи между тезисом и аргументом.

При доказательстве необходимо соблюдать следующие основные правила:

  1. Нужно чётко разобраться, что является тезисом, т. е., что доказывается и что является аргументом, т.е. чем доказывается.
  2. Необходимо тезис и аргументы уточнить, если они высказаны в непонятных для собеседников словах.
  3. Необходимо, чтобы тезис оставался одним и тем же на протяжении всего доказательства.
  4. Аргументы должны быть истинными, т.е. достоверными фактами, определениями понятий, ранее доказанными теориями, законами, теоремами.
  5. Аргументы должны быть достаточными для доказательства тезиса.

 

Итак, группы учебно-логических умений взаимодействуют и взаимообуславливают друг друга. Благодаря такому взаимовлиянию учебно-логических умений возможно эффективное познание. Понять – это значит определить существенное, а существенные признаки познаются посредством анализа и синтеза, сравнения, обобщения, формулируются в процессе определения понятий, истинность установленных существенных признаков доказывается.

 

Литература:

  1. Воровщиков С.Г., Орлова Е.В., Каюда Г.П., Гладик Н.В. Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников.: М. – 2008.
  2. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. : Ярославль – 1996.
  3. Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума. : М. – 1997.

 

Материал подготовил Педагог-психолог Гиллер Н.М.

16-12-2016, 11:23 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр