Психологическая помощь для родителей первоклассников.
С началом нового учебного года мы, педагоги-психологи, планируем выступления на родительских собраниях на тему психологической адаптации ребёнка к школе для родителей первоклассников а также адаптации к среднему звену для родителей пятиклассников. Нам важно рассказать родителям о некоторых психологических особенностях детей, познакомить их с основными показателями благоприятной психологической адаптации ребёнка, предупредить риск возникновения школьной дезадаптации и трудностей обучения. Но зачастую вне зоны внимания остаётся проблема психологической адаптации к школе самих родителей. Восприятии ими своей новой социальной роли и вхождение в новые изменившиеся условия. Речь идёт не только о тех мамах и папах, которые впервые стали родителями школьников. Нередко мамы со стажем также испытывают стресс и неопределенность, отдавая малыша в школу. Объясняется это тем, что мы живём в быстро меняющемся нестабильном мире и те условия, при которых отдавали в школу первых детей могут совсем не совпадать с реальными, настоящими. Меняются и родители. Приоритеты, которые ставила мама 10 лет назад, отдавая в школу старшего ребёнка могут измениться.
С началом сентября практически в любой школе мы можем увидеть взволнованных родителей. На их лицах тревога, озабоченность, суетливый взгляд, а иногда просто раздражение, желание идти в бой и отвоёвывать у школы право на справедливое решение вопроса. Вот чья-то мама перешагивает через турникет, не обращая внимания на замечание вахтёра, чтобы помочь своему малышу расстегнуть куртку или завязать шнурки. В соседнем классе почти все родители подошли к учителю с просьбой посадить ребёнка за первую парту. Аргументы у всех бесспорные: плохо видит, низкого роста, часто отвлекается. В состоянии стресса родителям трудно понять, что в классе только три первых парты и соответственно 6 мест, все 30 детей туда явно не поместятся. С развитием новых технологий скорость обмена информацией увеличивается в геометрической прогрессии. Сегодня уже каждая мама участница группы родителей класса в Вайбер, созданной для удобства родителей. Здесь и домашнее задание для тех, кто его по каким-то причинам не знает и важные объявления от учителя, и обсуждение насущных вопросов. В день мама может получить до 30-40 сообщений, многие из которых её вообще не касаются. В обсуждение какого-то частного конкретного вопроса включаются все родители класса, при этом иногда случается так, что срабатывает механизм эмоционального заражения и здесь «раздувание из мухи слона» неизбежно. В публичной группе соцсетей с началом учебного года также появляется немало гневных постов про учителей, школу, одноклассников ребёнка. Конечно, конфликты в школе неизбежны. Долю родительского напряжения может снять работа школьного психолога с родителями. Прежде всего, это просветительская работа по профилактике родительского стресса. Родителям первоклассников важно объяснить, что счастливый ребёнок бывает только у счастливой мамы и если хочется спокойной учёбы и тёплых отношений, нужно начинать с себя. Предлагаю некоторые рекомендации, которые можно предложить родителям и педагогам.
1.Каждый ребёнок индивидуален, жестких норм одинаковых для всех не существует. Как говорит психолингвист, нейропсихолог, профессор СПБГУ Татьяна Черниговская: «…одному ребенку 7 лет и другому тоже 7 лет, но один идет в школу, потому что его мозг к этому готов, а второму надо еще полтора года дома с мишкой играть и только потом садиться за парту». Если родитель принимает этот факт, то само по себе принятие ребёнка таким, какой он есть уже снимает некоторую долю напряжения.
- Сравнение. Мы часто говорим, что нельзя сравнивать детей. Сравнение, если оно не в пользу ребёнка, часто становится источником психологической травмы. Но тем не менее наш мозг устроен так, что функция сравнения необходимый психологический процесс, благодаря которому мы познаём мир. Важно научиться сравнивать не в ущерб собственной самооценке и если получится у родителей, дети научатся этому автоматически. Превратить функцию сравнения в ресурс для себя и ребёнка, сравнивая свои настоящие успехи с прошлыми, а не с чужими. Сегодня мой сын получил тройку, но ведь ещё недавно он совсем не умел решать такие задачи. Что я могу сделать, чтобы улучшить результат. Можно предложить родителям использовать технику «зато». Моего ребёнка не посадили на первую парту, зато он сидит возле окна, а так как он визуал, ему необходимо иногда видеть картинку за окном для лучшего усвоения материала.
- Родительский перфекционизм. Больше, лучше, сильнее. В последнее время часто встречается такое явление у родителей. В большинстве случаев перфекционизм связан с детским опытом родителей, которые в школе были отличниками и испытывали сильное нервное напряжение, поэтому не представляют себе процесс обучения без психологического прессинга. «Достаточно хорошо» - такая фраза, сказанная в момент, когда перфекционизм взял верх, помогает многим родителям снизить тревогу.
- Возьмите на вооружение факты нейронауки, которые ставят под сомнение некоторые педагогические установки. Самая частая жалоба учителей и родителей на учеников — это невнимательность, отвлекаемость, неусидчивость. Вместе с тем, перерывы и отвлечения важная стратегия учения. По мнению вышеупомянутой Татьяны Черниговской «...Забывание, отвлечение, перерывы и сон являются не помехой во владении каким-то материалом, который вы должны выучить, а помощью. Когда говорят- ты отвлекаешься, поэтому не можешь выучить ничего- отвлекается и слава богу! Самое лучшее, что мы можем для себя сделать, это быстро что-то выучить и спать лечь. Потому что перевод того, что к нам в мозг попало в нужный отдел мозга, из которого вы сможете это вынуть, - ведь мало запомнить, нужно вынуть, вынуть нельзя, не вынимается, - для того, чтобы вынуть, нужно спать лечь. Это доказанная вещь. Там происходит работа, которая переводит полученные вами знания из гиппокампа в передние зоны мозга, откуда вы их сможете изъять. ...Кроме того, отвлечение - это хорошая вещь. Если он (ребёнок) хочет или вы хотите лежать вверх ногами на полу и при этом пожирать килограммы конфет - на здоровье. Какая разница, где он будет учить ? Почему он должен сидеть-то прямо за столом. Это индивидуальные вещи: одному нужно, чтобы была музыка, другому нужно, чтоб только ее не было. ... Если ваш мозг организован так, что ему нравится работать так, да на здоровье! Перерывы обязательно должны быть.”
- Родителям будет полезно познакомиться с психотерапевтической техникой «3 позиции». Оно помогает увидеть конфликтную ситуацию глазами другого человека. (описана в книге Анны Быковой «Секреты спокойствия «Счастливой мамы»»). Конфликтную ситуацию рассматриваем со своей позиции, с позиции другого человека и с позиции стороннего наблюдателя. Из нейтральной позиции легче всего увидеть и удовлетворить потребности обеих сторон.
- Создайте свой банк семейных счастливых воспоминаний. Для каждого он будет выглядеть по-разному. Это может быть коробочка радостных дел, куда будут записываться на маленькие бумажечки хорошие события за день, фотоколлаж на стене. В том случае, если отношения осложнены негативными эмоциями и родители стали замечать что слишком часто критикуют ребёнка, можно взять прозрачную баночку и складывать туда камушки или бусинки по количеству добрых дел, которые сделал ребёнок за день. Такие техники позволяют родителям по-новому взглянуть на многие вещи, а положительные эмоции снижают тревогу.
На родительском собрании психолог может дать интересные рисуночные тесты и опросники для самих родителей, которые помогут определить их эмоциональное состояние, дадут возможность посмеяться, снять напряжение. Можно отметить и поздравить тех родителей, которые впервые привели детей в школу. Обязательно распечатать график работы и контакты школьного психолога. Если родители будут знать, что в случае возникновения каких-то проблем им всегда рады помочь и выслушать, то многих конфликтов можно будет избежать на стадии зарождения.
Материал подготовлен педагогом-психологом МУ «ЦППМСП» Азиевой А.Р.