Психологическая безопасность в образовательном учреждении
В своей статье «Говорить на уровне потребностей» Л.В Петрановская, глубоко рассуждая о специфике современного мира, очень точно описывает состояние многих людей, столкнувшихся с ситуациями, к которым невозможно подготовиться.
Она говорит: «Экстраординарная ситуация, в которой мы все оказались уже почти год назад, не только влияет на всех, меняет жизни, кому-то ломает жизни, она предъявляет совершенно новые вызовы, к которым мы не готовились и к которым, в каком-то смысле, нельзя быть готовым, потому что это за гранью представления нормального человека. …
Когда люди живут благополучно, они уровень за уровнем начинают обустраивать свою жизнь и идут как бы по пирамиде Маслоу в широком смысле слова, по пирамиде потребностей… А потом происходит кошмар, происходит нечто…
Нет ничего правильного или справедливого в том, чтобы умереть от ковида или погибнуть от цунами, но погибнуть в результате осознанно начатого другим человеком действия — это гораздо более серьезный вызов на духовном, экзистенциальном уровне….»
Все чаще мы слышим о трагических событиях в своей стране и мире, все чаще звучит страшное слово «расчеловечивание». Тема безопасности становится не просто острой, она перестала быть абстрактной, она осознается сейчас каждым из нас как неотъемлемая часть современной реальности.
Говоря о безопасности, я имею в виду прежде всего безопасность личности как социально-психологическую, так и индивидуально-психологическую.
Образовательное учреждение, образовательная среда в этом отношении не являются исключением. Они также подвергаются изменениям. Если раньше, говоря о психологической безопасности образовательной среды, мы ограничивались вопросами отношений «учитель-ученик», говорили о буллинге, то сейчас школа может оказаться мишенью для террористических организаций (Беслан и др) и деструктивных личностей (Колумбайн, Казань и т.д.). Это уже реальность, которую нельзя игнорировать.
В этой связи становится понятно, что роли педагога и психолога в образова-тельном учреждении дополняются новыми смыслами и функциями. В учебных пособиях И.А. Баевой, М.Р. Битяновой подробно рассматриваются направления, структура и алгоритм работы психолога в образовательном учреждении по повышению психологической безопасности среды, рассматриваются методы изучения и измерения психологического климата в коллективе, психоэмоцио-нального комфорта педагога, обучающихся. Это по- прежнему актуально, но уже недостаточно.
В современной школе перед психологом ставятся новые вопросы:
- как и какую помощь необходимо оказать жертве и участникам буллинга;
- как поддержать обучающихся, прибывших из зон военных действий;
- как помочь и о чем говорить с обучающимися, ставшими жертвами насилия, жестокого обращения;
- как говорить с обучающимися и родителями о случаях «скулшуттинга» и других формах террора.
А надо ли об этом говорить?
Потребность в безопасности является одной из базовых потребностей человека и одним из важнейших факторов формирования тревоги является неопределенность, отсутствие полной информации о ситуации. Если информации недостаточно, человек будет ее собирать. С детьми и подростками необходимо говорить об этом и родителям, и педагогам, и психологам. С одной стороны, возрастные особенности познавательной сферы не позволяют детям и подросткам полноценно анализировать и критично воспринимать информацию из СМИ, соц. сетей, в то же время взрослые не в состоянии постоянно контролировать доступ к источникам информации.
В результате у подростков и детей формируется чувство тревоги, связанное с яркими картинами трагических событий, страданий, но при этом нет представления, что следует делать в подобных ситуациях. Либо происходит героизация тех людей, которые стали центром внимания и, в отдельных случаях, желание попробовать совершить что-то подобное.
Результатом работы по повышению психологической безопасности в образовательном учреждении, должно стать понимание у обучающихся, педагогов и родителей:
- в мире есть люди, места, явления, события, которые могут быть опасны для жизни других людей;
- это может произойти далеко, и тогда не представляет опасности, но может случиться и коснуться меня и моих близких;
- если это произойдет, я знаю, что надо сделать, чтобы максимально избежать опасности.
Материал подготовил: педагог-психолог МУ «ЦППМСП»
Носова В.Г., февраль 2023 г.