Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Март 2024 (17)
Февраль 2024 (5)
Январь 2024 (16)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)
Октябрь 2023 (13)



Педагогу и психологу о безопасности

Психологическая безопасность в образовательном учреждении

    В своей статье «Говорить на уровне потребностей» Л.В Петрановская, глубоко рассуждая о специфике современного мира, очень точно описывает состояние многих людей, столкнувшихся с ситуациями, к которым невозможно подготовиться.

    Она говорит: «Экстраординарная ситуация, в которой мы все оказались уже почти год назад, не только влияет на всех, меняет жизни, кому-то ломает жизни, она предъявляет совершенно новые вызовы, к которым мы не готовились и к которым, в каком-то смысле, нельзя быть готовым, потому что это за гранью представления нормального человека. …   

    Когда люди живут благополучно, они уровень за уровнем начинают обустраивать свою жизнь и идут как бы по пирамиде Маслоу в широком смысле слова, по пирамиде потребностей…  А потом происходит кошмар, происходит нечто…

    Нет ничего правильного или справедливого в том, чтобы умереть от ковида или погибнуть от цунами, но погибнуть в результате осознанно начатого другим человеком действия — это гораздо более серьезный вызов на духовном, экзистенциальном уровне….»

    Все чаще мы слышим о трагических событиях в своей стране и мире, все чаще звучит страшное слово «расчеловечивание».  Тема безопасности  становится не просто острой, она перестала быть абстрактной, она осознается сейчас каждым из нас как неотъемлемая часть современной реальности.

    Говоря о безопасности, я имею в виду прежде всего безопасность личности как социально-психологическую, так и индивидуально-психологическую.

     Образовательное учреждение, образовательная среда в этом отношении не являются исключением. Они также подвергаются изменениям. Если раньше, говоря о психологической безопасности образовательной среды,  мы ограничивались вопросами отношений «учитель-ученик», говорили о буллинге, то сейчас школа может оказаться мишенью для террористических организаций (Беслан и др) и деструктивных личностей (Колумбайн, Казань и т.д.). Это уже реальность, которую нельзя игнорировать.

    В этой связи становится понятно, что роли педагога и психолога в образова-тельном учреждении дополняются новыми смыслами и функциями. В учебных пособиях И.А. Баевой, М.Р. Битяновой подробно рассматриваются направления, структура  и алгоритм работы психолога в образовательном учреждении по повышению психологической безопасности среды, рассматриваются методы изучения и измерения психологического климата в коллективе, психоэмоцио-нального комфорта педагога, обучающихся. Это по- прежнему актуально, но уже недостаточно.

    В современной школе перед психологом ставятся новые вопросы:

- как и какую помощь необходимо оказать жертве и участникам буллинга;

- как поддержать обучающихся, прибывших из зон военных действий;

- как помочь и о чем говорить с обучающимися, ставшими жертвами насилия, жестокого обращения;

- как говорить с обучающимися и родителями о случаях «скулшуттинга» и других формах террора.

   А надо ли об этом говорить? 

     Потребность в безопасности является одной из базовых потребностей человека и одним из важнейших факторов формирования тревоги является неопределенность, отсутствие полной информации о ситуации. Если информации недостаточно, человек будет ее собирать. С детьми и подростками необходимо говорить об этом и родителям, и педагогам, и психологам. С одной стороны, возрастные особенности познавательной сферы не позволяют детям и подросткам полноценно анализировать и критично воспринимать информацию из СМИ, соц. сетей, в то же время взрослые не в состоянии постоянно контролировать доступ к источникам информации.

    В результате у подростков и детей формируется чувство тревоги, связанное с яркими  картинами трагических событий, страданий, но при этом нет представления, что следует делать в подобных ситуациях.  Либо происходит героизация тех людей, которые стали центром внимания и, в отдельных случаях, желание попробовать совершить что-то подобное.

    Результатом работы по повышению психологической безопасности в образовательном учреждении, должно стать понимание у обучающихся, педагогов и родителей:

- в мире есть люди, места, явления, события, которые могут быть опасны для жизни других людей;

- это может произойти далеко, и тогда не представляет опасности, но может случиться и коснуться меня и моих близких;

- если это произойдет, я знаю, что надо сделать, чтобы максимально избежать опасности.

Материал подготовил: педагог-психолог МУ «ЦППМСП»

                                         Носова В.Г., февраль 2023 г.  

12-02-2023, 21:52 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр