Профилактика употребления ПАВ.
Методические рекомендации для работы с родителями.
Сегодня зависимость представляет собой основную часть всех поведенческих и личностных расстройств и является основным фактором, разрушающим физическое и психическое здоровье нации. К тому же зависимость, особенно наркомания и алкоголизм, лежит в основе проявления асоциального и преступного поведения, вандализма и терроризма среди всех возрастных групп населения, особенно среди молодежи. Наркомания - это тяжелое заболевание, характеризующееся физической и психической зависимостью от наркотика. Беда может прийти в любую семью. Заболевают подростки со сверхзаботой со стороны родителей и в семьях, имеющих материальные и психологические проблемы. Именно поэтому важно в профилактической работе акцент сделать на работу с семьей ребенка.
Данные методические рекомендации смогут помочь родителям в общении с детьми, педагогам построить правильную работу с родителями. Рекомендации включают в себя: правила эффективного общения; памятки для родителей по прямой и непрямой профилактике, организация работы с родителями.
КАК ЖЕ УБЕРЕЧЬ ДЕТЕЙ ОТ ЭТОГО ЗЛА?
Лучший путь – это сотрудничество с Вашим взрослеющим ребенком.
-
Научитесь видеть мир глазами ребенка. Для этого полезно вспомнить себя в таком же возрасте, свой первый контакт с алкоголем, табаком.
-
Умейте слушать. Поймите, чем живет Ваш ребенок, каковы его мысли, чувства.
-
Говорите о себе, чтобы ребенку было легче говорить о себе.
-
Не запрещайте безапелляционно. Задавайте вопросы. Выражайте свое мнение. Выслушайте мнение ребенка, ведите диалог.
-
Научите ребенка говорить «нет». Важно, чтобы он в семье имел это право. Тогда ему будет легче сопротивляться давлению сверстников, предлагающих наркотики.
-
Учите ребенка решать проблемы, а не избегать их. Если у него не получается самостоятельно, пройдите весь путь решения проблемы с ним вместе.
ДОРОГИЕ МАМЫ И ПАПЫ!
Мы растем, и растут вместе с нами вопросы, которые мы задаем Вам и всему миру взрослых:
-
Что такое наркотики?
-
Как они меняют состояние сознания? Как развивается зависимость?
-
Зачем люди их употребляют (между прочим, уже в течение нескольких десятилетий)?
-
И почему не употребляют?
-
И как нам сделать правильный выбор?
Если мы не получаем от Вас ответа, который помог бы нам разобраться в этом вопросе, мы исследуем эту реальность сами.
ПРИЗНАКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ
- Бледность кожи
-
Расширенные или суженные зрачки
-
Покрасневшие или мутные глаза
-
Замедленная речь
-
Плохая координация движений
-
Следы от уколов
-
Свернутые в трубочку бумажки
-
Шприцы, маленькие ложечки, капсулы. Бутылочки
-
Нарастающее безразличие
-
Уходы из дома и прогулы в школе
-
Ухудшение памяти
-
Невозможность сосредоточиться
-
Частая и резкая смена настроения
-
Нарастающая скрытность и лживость
-
Неряшливость
Эти симптомы являются косвенными. Для подтверждения злоупотребления наркотиками и зависимости от них необходима консультация врача-нарколога.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВОЗНИКЛИ ПОДОЗРЕНИЯ?
-
Не отрицайте Ваши подозрения.
-
Не паникуйте. Если даже Ваш ребенок попробовал наркотик, это еще не значит, что он наркоман.
-
Не набрасывайтесь на ребенка с обвинениями.
-
Поговорите с ребенком честно и доверительно. Не начинайте разговор, пока Вы не справились с Вашими чувствами.
-
Если ребенок не склонен обсуждать с Вами этот вопрос, не настаивайте. Будьте откровенны сами, говорите о Ваших переживаниях и опасениях. Предложите помощь.
-
Важно, чтобы Вы сами были образцом для подражания. Ваш ребенок видит ежедневно, как Вы справляетесь сами с Вашими зависимостями, пусть даже и не такими опасными, как наркотик.
-
Обратитесь к специалисту. Химическая зависимость не проходит сама собой. Она только усугубляется. Вы можете обратиться в анонимную консультацию к психологу или наркологу. Если ваш ребенок отказывается идти вместе с вами, придите вы.
Источник:
1. Ресурсная модель профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательном учреждении. 1 модуль. Методические материалы в помощь педагогам./ науч. редактор Афанасьева Н. В. –Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007. -216с.
2. Ресурсная модель профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательном учреждении. 3 модуль. Методические материалы в помощь педагогам./ науч. редактор Афанасьева Н. В. – Вологда, 2005. -158с.
3.Ресурсная модель профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательном учреждении. 3 модуль. Методические материалы в помощь педагогам./ науч. редактор Афанасьева Н. В. ООО «Эпатаж», 2011г. -220с.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?. – М.: ЧеРо, 2002.
3.Баярд Р., Баярд Дж., Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. – М.; Академический проект, 2003
4. Популярная психология для родителей / Под ред. А. Бодалева. М, 1998.
5.Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью. – М.: 2003
6.Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации. – М.: 2003
7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М., 1998.
8. Хасан Б.И. и др. образование в области профилактики наркозависимости и других аддикций. Организационно-методическое пособие. – М.: 2003
Материал подготовил педагог-психолог МУ "ЦППМСП" Зарипова А.Х.