Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (16)
Март 2024 (9)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



Педагогу, работающему с детьми ОВЗ

Работа социального педагога с детьми ЗПР средствами арт-терапии

 

Дети с диагнозом ЗПР заметно отличаются от своих сверстников, им сложнее познавать этот мир, и тем более осознавать его так же, как и здоровый человек. Для таких детей существуют специальные программы и методики, в большинстве своем основанные на вербальных каналах коммуникации, которые в свою очередь могут довольно тяжело воспринимается детьми с таким диагнозом. Для помощи детям, в раскрытии их творческих возможностей и более легкого процесса коррекции, применяют арт-терапию.

Арт-терапия – это метод коррекции развития детей посредством художественного творчества. Благодаря использованию невербальных, а творческих каналов коммуникации и пластический экспрессии, довольна привлекательна для психологов, ведь позволяет с найти подход к ребенку, так и помочь ребенку раскрыть его творческую составляющую взаимодействия с миром.

Для детей с диагнозом ЗПР у которых наблюдается не способность вербально контактировать с внешним миров, арт-терапия является незаменимым инструментом для исследования развития и гармонизации. Невербальный язык для таких детей является более естественным, он позволяет удобным для них способом высказать свои переживания и накопившиеся проблемы, а также в ряде случает еще и выплеснуть эмоциональное напряжение.

На негодящий день существует довольно много технологий арт-терапии, помогающих детям с ЗПР. Особенно если у ребенка возникает негативная Я-концепция, и необходимо не допустить ее развития с последующей быстрой корректировкой. Именно богатый ресурс арт-терапии, позволяет сделать это максимально комфортно для самого ребенка, а также позволяет психологу лучше понять ребенка.

С. Г. Рыбакова считает, что психическое здоровье ребенка, напрямую связанно с процессом художественного выражения, и обладает сильный психопрофилактическим эффектом. Так же правильное применение таких методик. Позволяет ребенку лучше справляется со стрессом, проблемами, устранять имеющиеся проблемы поведения, восстанавливать эмоциональное состояние, а также значительно помочь интеллектуальному развитию [1, c. 15].

Впервые понятие арт-терапия возникло в трудах таких психологов как З. Фрейд и К. Юнга, они считали для освобождения от своих скрытых психотравмирующих переживаний, их необходимо выплеснуть именно по средством изобразительного искусства.

Л. Д. Лебедева считает, что, понятие арт-терапия можно разделить на следующие значения:

  • Совокупность видов искусства, применяемых в коррекции и лечении.

  • Набор методик арт-терапии.

  • Направления психокорекции, терапевтической практики [2, c. 24].

Арт-террапия сегодня, состоит их следующих направлений:

  • Лечебное воздействие по средством рисования, лепки и т.д, называется изотерапией.

  • Воздействие через образы и театральное искусство называется имагоретерапии.

  • Воздействие по средством музыка носит название музыкотерапии.

  • Воздействие по средством баллад, легенд, сказок, притч носит название сказкотерапии.

В сущности, арт-терапия состоит из коррекционного и терапевтического воздействия искусства на ребенка, по средством трансформации психотраформирующего фактора через художественную активность; создание продукта художественной деятельность для выброса наружу переживания и стресса, создание позитивных эмоций и возможности их накопления; создание среды для самовыражения.

К функциям арт-терапии относится:

  • Катарсическая - функция очищения от негативных состояний.

  • Регулятивная – функция регулирования нервно-психологического состояния; моделирование положительного эмоционального и психического состояния.

  • Коммуникативная-рефлексивная – функция, помогающая ребенку в наладить общение с окружающим миром, налаживания межличностных контактов, а также коррекция самооценки.

Важным факторов арт-терапии, является не акцентированность ее на обучении каким-либо знаниям или навыкам, в каком-либо из направлений. Арт-терапия преследует цель в виде гармонического развития ребенка с диагнозом ЗПР, его социальной адаптации, основываясь на принципах гуманизма.

По мнению О. А. Матвеевой, для детей с ЗПР младшего школьного возраста, особое значение имеет возможность выполнять творческую задачу в виде рисунков, сочинений, поделок, сценок, самостоятельно. При выполнении задания у ребенок сам комбинирует собственные впечатления, находит различные решения, применяет и получает новые навыки, при этом не оставаясь в строгих рамках. В данном случает, сам процесс настолько же важен и занимателен, как и результат. Именно процесс, выполнения творческого задания, о сознания в любом случае выполненной задачи, оказывает необходимый положительный эффект [3 c. 150].

Эффективного развития высших психических процессов, немаловажную роль играет сенсорно-перцептивная сфера, моторика. Для развития этих сфер, педагог может использовать следующие игры: лепки из пластичных материалов (глина, пластилин и т.п.); изобразительные приемы (рисование на бумаге, рисования мелками на различных поверхностях); кукольный театр; изготовление кукол; собирание пазлов, мозаик; решение не сложных головоломок; аппликации и др.

Важной особенностью стоит отметить, по мнению С. Г. Рыбакова является постепенное зарождение правильных мотивационных форм поведения ребенка, нацеленных на успех. Важное внимание стоит уделять внимание каждому ребенку, как при индивидуальных, так и при групповых занятиях, проведение выставок работ, с подведением итогов и подчеркивание успешности выполнения задачи. Таким образов у ребенка появляется живой интерес к достижению успеха необходимый на протяжении всех последующей жизни [4, c. 43].

Через творческую работу педагог помогает ребенку осознать следующие модели: «я успешен», «я могу», «у меня получится», «я научился», «я умею» и другие положительные моменты, способные сделать самооценку ребенка адекватно высокой.

Одной из причин неразвитости навыков общения у детей с ЗПР зачастую служит невнимание к ним со стороны взрослых; отсутствие какой-либо системы занятий по формированию таких навыков. Необходимость разработки подобной системы продиктована наличием общеизвестного факта неготовности детей с ЗПР к любой деятельности в коллективе.

Педагог-психолог во время работы с детьми с диагнозом ЗПР может пользоваться следующей программой:

Цель программы: формирование у детей с ЗПР навыков общения и психологической подготовки к обучению в коллективе посредством арт-терапии.

Задачи:

1. Устранение искажений стереотипов поведения;

2. Реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками и взрослыми;

3. Формирование интереса к произведениям искусств;

4. Развитие умений понимать и ценить художественную культуру;

5. Развитие коммуникативных навыков;

6. Создание положительного эмоционального настроения.

7. Самореализация детей посредством творчества

В основе всех методов, лежат игровые формы совместной творческой деятельности. Предлагается использовать такие методы арттерапии, как создание художественного произведения (в том числе совместного), например, картины или скульптуры, с последующим обсуждением; обсуждение спектакля и постановка своего спектакля и др.

 

Список использованных источников и литературы:

 

1. Копытин, А. И. Теория и практика арт-терапии / А. И. Копытин. —СПб: Речь.2002. -366 с.

2. Лебедева, Л. Д. Практика арт -терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебе-дева.СПб: Речь.2003. — 256с.

3. Матвеева, О. А. Развивающая и коррекционная работа с детьми/ О. А. Матвеева—М.: ЭКСМО— Пресс.2001. — 158с.

4. Рыбакова, С. Г. Арт-терапия для детей с ЗПР / С. Г. Рыбаков. -СПб: Речь.2007. — 139 с

 

10-02-2022, 10:03 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр