Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Декабрь 2024 (3)
Ноябрь 2024 (8)
Октябрь 2024 (5)
Сентябрь 2024 (4)
Май 2024 (11)
Апрель 2024 (11)



Шпаргалка для педагога

Работа социального педагога по адаптации детей- мигрантов к образовательной среде.

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. определяет приоритетные задачи содействия адаптации и интеграции мигрантов, формирование конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом. Образовательные учреждения должны стать основным агентом адаптации и интеграции детей-мигрантов в социокультурное пространство нашей страны, институтами первичной социализации.

Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другую страну или регион с иными культурными традициями, языком, приводит к размыванию типичных форм культурной самоидентификации людей, серьезному дискомфорту, который переживают даже взрослые, не говоря уже о дезориентации детей всех возрастов. Одна из важнейших проблем детей мигрантов – это адаптация к иной этнокультурной среде. Освоение другой культуры, традиций, особенностей взаимодействия становится возможным лишь тогда, когда освоен язык страны, т. е. русский язык для людей, мигрирующих в Россию. Знание русского языка является важнейшим фактором успешности обучения детей-мигрантов. Слабое знание или абсолютное незнание языка неизбежно приведет к появлению проблем не только в успеваемости по различным предметам, но и во взаимоотношениях со сверстниками и педагогами.

Важным фактором, способствующим максимальной социальной адаптации, самореализации ребенка в различных сферах жизнедеятельности является деятельность педагогов по социально-педагогическому сопровождению.

Основные направления деятельности социального педагога направлены на:

- создание благоприятных условий для развития личности (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального);

- оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;

- защита ребенка в его жизненном пространстве.

Другие направления психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов: коррекционное, развивающее, консультативное, профилактическое и просветительское, должны быть нацелены на решение следующих основных задач:

1) преодоление языкового барьера;

2) знакомство с национальными особенностями и вовлечение в российскую культуру;

3) коррекцию деструктивных эмоциональных состояний, возникающих вследствие попадания в новую языковую и культурную среду (тревога,

неуверенность, агрессия);

4) помощь в освоении образовательной программы в рамках организации дополнительного образования для детей - мигрантов;

5) работу в коллективе сверстников по воспитанию межнациональной культуры общения, толерантности по отношению к детям других

национальностей, профилактике возникновения межнациональных конфликтов в среде детей;

6) профилактическую, просветительскую работу с родителями, по мере необходимости, консультирование родителей по вопросам развития ребенка;

7) профилактическую, просветительскую работу с педагогическим составом учебного заведения, а также консультативную работу с педагогами, имеющими трудности во взаимодействии с конкретными детьми-мигрантами.

В ходе психолого-педагогического сопровождения детей - мигрантов важно учитывать также их психологические особенности, возникающие вследствие освоения/не освоения второго языка. Существуют значимые отличия в когнитивном, личностном и социальном развитии между детьми-билингвами (хорошо владеющими двумя языками) и детьми-монолингвами (владеющими одним языком). Ребенок-инофон, если он является монолингвом (возможна ситуация, при которой ребенок говорит на 2-х и более языках, но при этом не знает языка страны, в которую он приехал). Для него довольно сложен процесс адаптации к новым социокультурным условиям, в силу чего может быть нарушена коммуникация, как со сверстниками, так и с другими людьми, вероятны отставания в учебной деятельности, частотны стрессовые ситуации. Для многих детей-инофонов характерным является стремление обособиться, не вступать в контакты с окружающими, общаться только по национальному признаку. В таких условиях ребенок остро нуждается в помощи, которую ему можно обеспечить в ходе психолого-педагогического сопровождения.

Можно выделить несколько методов работы педагогов по социально-педагогическому сопровождению детей- мигрантов:

1. Индивидуальный.

2. Групповой.

3. Уровень класса.

4. Уровень школы.

На индивидуальном уровне основным методом в работе социального педагога выступает беседа с ребенком- мигрантом. Необходимо придать беседе позитивный настрой, подбодрить ребенка, выразить надежду на его успешность. Не менее необходим разговор с родителями мигрантами: как надолго собирается семья оставаться в стране, в городе, школе, что известно об этом ребенку, есть ли кто-то кто поддерживает семью (знакомые, родственники), на каком языке общаются в семье, уровень знания русского языка в семье, изучал ли родной письменный язык ребенок? Информация об уровне усвоения родного языка ребёнком- мигрантом позволит педагогу построить обучение русскому языку. Далее, социальный педагог отслеживает процесс адаптации ребенка- мигранта в образовательном учреждении: приходит в класс, интересуется успехами, приветствует на перемене при случайной встрече,

осуществляет контроль за вовлеченностью учащегося в досуговую и кружковую деятельность. Очень важное условие - помнить и называть ребенка по имени, что очень значимо для каждого человека. Работа социального педагога проводится в тесном взаимодействии с другими школьными

специалистами: педагогом-психологом, логопедом, работающими по своим направлениям программы сопровождения.

Групповой уровень предполагает организацию и работу указанной категории детей по группам, это могут быть группы детей- мигрантов по годам обучения в русской школе. Здесь также предполагается работа во взаимодействии с другими специалистами: организация групповых занятий раз месяц с целью тестирования детей на предмет успешности адаптации,

психологических игр, тренингов, направленных на сплочение коллектива класса, в который определен ребенок, формирование атмосферы принятия, интереса, готовности помочь; предупреждение возникновения конфликтных ситуаций.

Уровень класса имеет цель – принятие ребенка первичным коллективом – его классом. В этом случае оптимальным является организация групповой творческой деятельности. Акцент при этом делается на создание ситуации успешности всех детей. Необходимо организовать совместную работу детей при подготовке к праздникам ( календарным и в соответствии с годовым планом школы). Уровень культурного обогащения предполагает организацию целенаправленного досуга, знакомство с историей, культурой, местными

традициями через цикл межкультурных мероприятий, классных часов; участие детей-мигрантов в спортивно-оздоровительных, культурно-просветительских, туристско-краеведческих и других внеклассных мероприятиях.

Уровень школы предполагает организацию общешкольных мероприятий: спортивных праздников, дней толерантности, дней национальностей. В структуру работы входит привлечение родителей, представителей городской администрации, общественности, спортивных представителей.

Коррекция дальнейшей работы организуется на основании проведенных итоговых тестов и наблюдений, по результатам адаптации разрабатываются предложения по дальнейшей работе с ребенком.

В случае безрезультатности (незначительного результата) процесса адаптации ребенка на уровне школы созывается психолого-педагогический консилиум, который решает вопросы о направлении ребенка на ПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута. Если адаптация прошла успешно, то далее разрабатываются общие меры для последующей интеграции детей-мигрантов в образовательное и социальное пространство.

Однако, какие бы национальные особенности не были присущи детям, одной из главных задач психолого-педагогического сопровождения является формирование идеалов добра, созидания, справедливости, взаимопомощи, независимо от их национальной принадлежности.

Материал подготовила социальный педагог

МУ «ЦППМСП» г. Магнитогорска

Изотова И.В.,  Ноябрь 2024 г

 

25-11-2024, 10:46 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр