Работа социального педагога по адаптации детей- мигрантов к образовательной среде.
Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. определяет приоритетные задачи содействия адаптации и интеграции мигрантов, формирование конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом. Образовательные учреждения должны стать основным агентом адаптации и интеграции детей-мигрантов в социокультурное пространство нашей страны, институтами первичной социализации.
Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другую страну или регион с иными культурными традициями, языком, приводит к размыванию типичных форм культурной самоидентификации людей, серьезному дискомфорту, который переживают даже взрослые, не говоря уже о дезориентации детей всех возрастов. Одна из важнейших проблем детей мигрантов – это адаптация к иной этнокультурной среде. Освоение другой культуры, традиций, особенностей взаимодействия становится возможным лишь тогда, когда освоен язык страны, т. е. русский язык для людей, мигрирующих в Россию. Знание русского языка является важнейшим фактором успешности обучения детей-мигрантов. Слабое знание или абсолютное незнание языка неизбежно приведет к появлению проблем не только в успеваемости по различным предметам, но и во взаимоотношениях со сверстниками и педагогами.
Важным фактором, способствующим максимальной социальной адаптации, самореализации ребенка в различных сферах жизнедеятельности является деятельность педагогов по социально-педагогическому сопровождению.
Основные направления деятельности социального педагога направлены на:
- создание благоприятных условий для развития личности (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального);
- оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;
- защита ребенка в его жизненном пространстве.
Другие направления психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов: коррекционное, развивающее, консультативное, профилактическое и просветительское, должны быть нацелены на решение следующих основных задач:
1) преодоление языкового барьера;
2) знакомство с национальными особенностями и вовлечение в российскую культуру;
3) коррекцию деструктивных эмоциональных состояний, возникающих вследствие попадания в новую языковую и культурную среду (тревога,
неуверенность, агрессия);
4) помощь в освоении образовательной программы в рамках организации дополнительного образования для детей - мигрантов;
5) работу в коллективе сверстников по воспитанию межнациональной культуры общения, толерантности по отношению к детям других
национальностей, профилактике возникновения межнациональных конфликтов в среде детей;
6) профилактическую, просветительскую работу с родителями, по мере необходимости, консультирование родителей по вопросам развития ребенка;
7) профилактическую, просветительскую работу с педагогическим составом учебного заведения, а также консультативную работу с педагогами, имеющими трудности во взаимодействии с конкретными детьми-мигрантами.
В ходе психолого-педагогического сопровождения детей - мигрантов важно учитывать также их психологические особенности, возникающие вследствие освоения/не освоения второго языка. Существуют значимые отличия в когнитивном, личностном и социальном развитии между детьми-билингвами (хорошо владеющими двумя языками) и детьми-монолингвами (владеющими одним языком). Ребенок-инофон, если он является монолингвом (возможна ситуация, при которой ребенок говорит на 2-х и более языках, но при этом не знает языка страны, в которую он приехал). Для него довольно сложен процесс адаптации к новым социокультурным условиям, в силу чего может быть нарушена коммуникация, как со сверстниками, так и с другими людьми, вероятны отставания в учебной деятельности, частотны стрессовые ситуации. Для многих детей-инофонов характерным является стремление обособиться, не вступать в контакты с окружающими, общаться только по национальному признаку. В таких условиях ребенок остро нуждается в помощи, которую ему можно обеспечить в ходе психолого-педагогического сопровождения.
Можно выделить несколько методов работы педагогов по социально-педагогическому сопровождению детей- мигрантов:
1. Индивидуальный.
2. Групповой.
3. Уровень класса.
4. Уровень школы.
На индивидуальном уровне основным методом в работе социального педагога выступает беседа с ребенком- мигрантом. Необходимо придать беседе позитивный настрой, подбодрить ребенка, выразить надежду на его успешность. Не менее необходим разговор с родителями мигрантами: как надолго собирается семья оставаться в стране, в городе, школе, что известно об этом ребенку, есть ли кто-то кто поддерживает семью (знакомые, родственники), на каком языке общаются в семье, уровень знания русского языка в семье, изучал ли родной письменный язык ребенок? Информация об уровне усвоения родного языка ребёнком- мигрантом позволит педагогу построить обучение русскому языку. Далее, социальный педагог отслеживает процесс адаптации ребенка- мигранта в образовательном учреждении: приходит в класс, интересуется успехами, приветствует на перемене при случайной встрече,
осуществляет контроль за вовлеченностью учащегося в досуговую и кружковую деятельность. Очень важное условие - помнить и называть ребенка по имени, что очень значимо для каждого человека. Работа социального педагога проводится в тесном взаимодействии с другими школьными
специалистами: педагогом-психологом, логопедом, работающими по своим направлениям программы сопровождения.
Групповой уровень предполагает организацию и работу указанной категории детей по группам, это могут быть группы детей- мигрантов по годам обучения в русской школе. Здесь также предполагается работа во взаимодействии с другими специалистами: организация групповых занятий раз месяц с целью тестирования детей на предмет успешности адаптации,
психологических игр, тренингов, направленных на сплочение коллектива класса, в который определен ребенок, формирование атмосферы принятия, интереса, готовности помочь; предупреждение возникновения конфликтных ситуаций.
Уровень класса имеет цель – принятие ребенка первичным коллективом – его классом. В этом случае оптимальным является организация групповой творческой деятельности. Акцент при этом делается на создание ситуации успешности всех детей. Необходимо организовать совместную работу детей при подготовке к праздникам ( календарным и в соответствии с годовым планом школы). Уровень культурного обогащения предполагает организацию целенаправленного досуга, знакомство с историей, культурой, местными
традициями через цикл межкультурных мероприятий, классных часов; участие детей-мигрантов в спортивно-оздоровительных, культурно-просветительских, туристско-краеведческих и других внеклассных мероприятиях.
Уровень школы предполагает организацию общешкольных мероприятий: спортивных праздников, дней толерантности, дней национальностей. В структуру работы входит привлечение родителей, представителей городской администрации, общественности, спортивных представителей.
Коррекция дальнейшей работы организуется на основании проведенных итоговых тестов и наблюдений, по результатам адаптации разрабатываются предложения по дальнейшей работе с ребенком.
В случае безрезультатности (незначительного результата) процесса адаптации ребенка на уровне школы созывается психолого-педагогический консилиум, который решает вопросы о направлении ребенка на ПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута. Если адаптация прошла успешно, то далее разрабатываются общие меры для последующей интеграции детей-мигрантов в образовательное и социальное пространство.
Однако, какие бы национальные особенности не были присущи детям, одной из главных задач психолого-педагогического сопровождения является формирование идеалов добра, созидания, справедливости, взаимопомощи, независимо от их национальной принадлежности.
Материал подготовила социальный педагог
МУ «ЦППМСП» г. Магнитогорска
Изотова И.В., Ноябрь 2024 г