Коррекционно-развивающая работа
с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР).
Дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР), имеющие сочетанные диагнозы: нарушения опорно-двигательного аппарата, выраженные когнитивные и речевые нарушения, к сожалению, появляются на свет уже не в единичных случаях. Причинами такого факта могут быть различные нарушения в формировании центральной нервной системы плода в пренатальный (внутриутробное развитие), перинатальный (роды) и постнатальный (раннее детство) периоды.
Такие дети с самых первых дней жизни нуждаются в специализированной помощи в системах здравоохранения и образования. Ведь известно, что чем раньше возник дефект, тем он сложнее и, чем раньше начнётся оказание специализированной разносторонней помощи малышу с различными нарушениями, тем больше шансов на успех.
Работа нацелена на оказание ранней психолого-педагогической помощи ребёнку тяжёлыми множественными нарушениями развития, а так же его родителям, и она наиболее эффективна, безусловно, в тех организациях, в которых сосредоточены специалисты разных профилей. Такими организациями являются Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и специализированные детские сады.
Итак, чем раньше родители заявят о проблеме, обратятся за помощью, тем выше шанс на положительную динамику развития ребёнка с тяжёлыми множественными нарушениями развития.
Коррекционно-развивающая работа проводится учителем-дефектологом по развитию сенсорно-моторных функций, познавательной сферы и речи.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, когнитивными и речевыми проблемами имеют в психофизическом развитии следующие проблемы: отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений.
Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций).
При работе с ребенком с двигательной патологией тщательно анализируются возможные риски. Дети с двигательными нарушениями неврологического характера часто испытывают трудности в адаптации к условиям дошкольных образовательных групп, так как у этих детей нарушения движения часто сочетаются с недостатками речевого и познавательного развития.
Для лучшей адаптации таким детям рекомендовано специальное обучение, а в дальнейшем - в дошкольной организации в группах компенсирующего вида, с обязательным сопровождением специалистов: дефектолога, психолога, логопеда, инструктора ЛФК, профильного врача и тьютора. Дети без неврологических нарушений оказываются достаточно успешными в условиях интеграции и могут получать инклюзивное образование в общеобразовательных группах, но при обязательном сопровождении специалистами: логопедом, инструктором по лечебной физкультуре и профильным врачом, при необходимости - тьютором.
Для того чтобы коррекционно-развивающее обучение и воспитание оказалось эффективным, необходимо:
- создание безбарьерной архитектурно-планировочной среды;
- соблюдение ортопедического режима;
- сопровождение специалистами: учителя-дефектолога, психолога, инструктора по лечебной физкультуре, медсестры по массажу;
- наличие рекомендаций лечащего врача;
- организация коррекционно-развивающих занятий по коррекции нарушенных психических функций и логопедической помощи по коррекции речевых расстройств;
- организация работы по формированию некоторых навыков самообслуживания и гигиены у детей с двигательными нарушениями;
- организация целенаправленной работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, включая обучение их доступным приемам коррекционно-развивающей работы;
- формирование толерантного отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья у нормально развивающихся детей и их родителей.
У таких детей может быть сопутствующий дефект - тяжелое нарушение речи (далее - ТНР), характеризующееся разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его возникновения, разнородным уровнем психофизического развития. Это определяет различные возможности детей в овладении навыками речевого общения.
Особое место в коррекционно-развивающей работе отводится не только формированию артикуляторно-моторных функций, звукопроизношения, фонематического восприятия, но и грамматического строя речи как наиболее важному компоненту речевой функциональной системы. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с тяжёлыми нарушениями речи и когнитивными проблемами проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развитии морфологической и синтаксической системы языка, семантических формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
При включении ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития в образовательный процесс обязательным условием является организация его систематического, адекватного, непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения. Реализация данного условия возможна благодаря имеющейся в Российской Федерации системы медико-психолого-педагогической помощи дошкольникам с НОДА и ТНР.
Коррекционно-развивающая программа для детей раннего дошкольного возраста с ТМНР:
- опирается на примерную адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях дошкольных образовательных групп комбинированной и компенсирующей направленности;
- опирается на примерную адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования детей раннего и дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в условиях дошкольных образовательных групп комбинированной и компенсирующей направленности;
- учитывает особые образовательные потребности детей раннего и дошкольного возраста с тяжёлыми множественными нарушениями развития, удовлетворение которых открывает возможность общего образования;
- обеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала;
Цель коррекционно-развивающей работы: осуществление коррекционно-развивающей деятельности и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечение позитивной социализации, мотивация и поддержка индивидуальности ребенка с инвалидностью - воспитанника с тяжёлыми множественными нарушениями развития, проектирование социальной ситуации развития.
Задачи:
- реализация адаптированной образовательной программы;
- коррекция недостатков психофизического развития детей с ТМНР;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с ТМНР, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТМНР в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТМНР как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей с ТМНР, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям детей с ТМНР;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ТМНР;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.
В соответствии с особенностями психофизического развития ребенка с ТМНР, могут быть следующие планируемые результаты:
К трем годам ребенок:
- интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует; знает назначение бытовых предметов и умеет пользоваться ими (совершает предметные действия);
- стремится к общению со взрослыми, подражает им в движениях и действиях, умеет действовать согласованно;
- понимает речь, может обращаться с вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек;
- проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им;
- проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях, стремится достичь результата своих действий;
- владеет простейшими навыками самообслуживания;
- стремится повторять за взрослым предложения из 2-х-3-х слов, двустишия;
- любит слушать стихи, песни, короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку, вступает в контакт с детьми и взрослыми;
- охотно включается в продуктивные виды деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и др.) с учетом имеющихся ограничений манипулятивных функций;
- с удовольствием двигается с учетом имеющихся ограничений.
К четырем с половиной годам ребенок:
- способен к устойчивому эмоциональному контакту с взрослым и сверстниками;
- проявляет речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слова, стремится к расширению понимания речи;
- понимает названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной речи;
- пополняет активный словарный запас с последующим включением его в простые фразы;
- понимает и выполняет словесные инструкции, выраженные различными по степени сложности синтаксическими конструкциями;
- различает лексические значения слов и грамматических форм слова;
- называет действия, предметы, изображенные на картинке, выполненные персонажами сказок или другими объектами;
- участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами);
- рассказывает двустишья и простые потешки;
- использует для передачи сообщения слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами;
- произносит простые по артикуляции звуки;
- воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке;
- выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер, участвует в разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий (воображаемую ситуацию удерживает взрослый);
- соблюдает в игре элементарные правила;
- осуществляет перенос, сформированных ранее игровых действий в различные игры;
- проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать;
- замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого;
- может заниматься, не отвлекаясь в течение трех-пяти минут;
- выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека;
- показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных цвета и две-три формы;
- выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»);
- усваивает сведения о мире людей и рукотворных материалах;
- обладает навыком моделирования различных действий, направленных на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности (показ руками, пантомимические действия на основе тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей);
- считает с соблюдением принципа «один к одному» (в доступных пределах счета), обозначает итог счета;
- знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь);
- эмоционально положительно относится к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам;
- владеет некоторыми операционально-техническими сторонами изобразительной деятельности, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелом, мелками;
- планирует основные этапы предстоящей работы с помощью взрослого;
- прислушивается к звучанию погремушки, колокольчика, неваляшки или другого звучащего предмета; узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов;
- с помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах;
- обладает навыками элементарной ориентировки в пространстве, (движение по сенсорным дорожкам и коврикам, погружение и перемещение в сухом бассейне и т. п.);
- реагирует на сигнал и действует в соответствии с ним;
- выполняет по образцу взрослого, а затем самостоятельно простейшие построения и перестроения, физические упражнения в соответствии с указаниями инструктора по лечебной физкультуре;
- выражает стремление осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.);
- реагирует на сигнал и действует в соответствии с ним;
- стремится принимать активное участие в подвижных играх;
- использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, выполняет орудийные действия с предметами бытового назначения с незначительной помощью взрослого;
- с помощью взрослого стремится поддерживать опрятность во внешнем виде, выполняет основные культурно-гигиенические действия, ориентируясь на образец и словесные просьбы взрослого.
Материал подготовил учитель-дефектолог Планкова М.Ю.