Развитие цветовосприятия как одно из условий успешного лечения глазных заболеваний детей с нарушением зрения в специализированном дошкольном образовательном учреждении.
Цветовосприятие, или цветовое зрение, играет важную роль в жизни ребенка. Благодаря этой зрительной функции он способен воспринимать все многообразие цветов в природе и искусстве.
При нарушении зрения происходит сокращение, ослабление таких функций зрительного восприятия как скорость, полнота и точность, которые напрямую зависят как от остроты зрения, так и от состояния цветоразличения. Различительная способность к цвету нарушается при заболеваниях зрительно-нервного аппарата (заболевания сетчатки, зрительного нерва, глаукомы), у детей, имеющих остаточное зрение в пределах 0,01 - 0,04, а также слабовидящих.
Существуют следующие типы нарушений цветового зрения:
• полная цветовая слепота, когда все цвета кажутся серыми;
• частичное нарушение цветоразличения оттенков красных и зеленых цветов. Все цвета воспринимаются в двух основных тонах: жёлтом и голубом. В некоторых случаях отмечается преимущественное снижение различительной способности к красным, в других - к зеленым лучам;
• Частичное нарушение цветоразличения к сине-фиолетовой части спектра, когда спектр воспринимается в красном и голубовато-зеленых тонах.
Нарушение цветоразличения может быть врожденным или приобретённым, в зависимости от чувствительности зрительного анализатора к разным участкам спектра. Так, при врождённых нарушениях отмечается снижение чувствительности в основном к красному и зеленым цветам, а при приобретённых нарушениях - к красным, зелёным, синим. Цветоразличительная функция при приобретенных формах нарушений может давать значительные сдвиги в развитии и даже полностью нормализоваться.
Разнообразие заболеваний и проявление нарушений цветового зрения предполагает учёт индивидуальных особенностей детей в восприятии цвета и создании условий, компенсирующих недостатки цветового восприятия.
В комплексном лечении глазных заболеваний в ДОУ широко применяется цветоимпульсная терапия, оказывающая профилактическое и лечебное воздействие на зрительный анализатор ребёнка и весь организм в целом.
В лечебных целях используется красный, оранжевый, зелёный, синий цвета. Красный и оранжевый цвета улучшают микроциркуляцию, повышают чувствительность рецепторов сетчатки, и остроту зрения. Зелёный цвет улучшает микроциркуляцию глаза, понижает внутриглазное давление, наиболее эффективно восстанавливает биоритм зрительного анализатора. Синий - обладает успокаивающим действием, снижает внутриглазное давление.
Одна из основных задач сенсорного воспитания дошкольников с нарушением зрения - последовательное ознакомление детей с сенсорными эталонами цвета и их систематизацией. В основе такого ознакомления лежит организация действий детей по обследованию и запоминанию основных разновидностей эталонов цвета. Зная, что цвет, растормаживая сетчатку, влияет на повышение остроты зрения амблиопичного глаза, педагоги ДОУ используют в своей работе яркий, красочный дидактический материал и соответствующую предметно – развивающую среду.
Тифлопедагоги разработали и широко используют специальные методики развития цветовосприятия детей дошкольного возраста с нарушением зрения:
методика коррекции различимости цветового тона реализуется с помощью фотостимулятора, компьютера, локализатора с интерференцированными фильтрами. Предлагается контрольное задание: «Назови цвета, вспыхивающие в случайном порядке полей»;
методика тренировки цветового зрения реализуется с помощью тренажёра, состоящего из цветных кружков. Ребенку предлагается сосчитать количество цветных кружков от центра к периферии, а затем в обратном направлении, называя цвет каждого кружка. Данная методика помогает детям быстро ориентироваться при определении окраски предметов;
методика активизации зрительной системы, путём воздействия на неё цветных светофильтров также широко используется педагогами, так как работа с цветными светофильтрами эффективна при восстановлении бинокулярного зрения, для профилактики близорукости, при лечении рефракционной амблиопии (при дальнозоркости и близорукости).
Методика предполагает рассматривание объектов через цветные плёночные светофильтры с постепенным уменьшением их размеров и увеличением расстояния. При работе с цветными фильтрами учитывается часть суток и время года, например: жёлтые светофильтры используются в пасмурные дни, в осенне-зимний период с укороченной естественной освещённостью; утром используется жёлтый цвет (ближе к цвету восходящего солнца); днём - зелёный (как цвет окружающей природы в летнее, наиболее комфортное время года);
вечером - синий (как цвет неба после захода солнца, непосредственно перед ночью). Красный цвет действует возбуждающе, поэтому применяется по рекомендации врача. При косоглазии - предпочтение отдаётся светофильтрам оранжевого цвета; при близорукости, дистрофии сетчатки глаза – бирюзово - зелёные; при катаракте, глаукоме — синие светофильтры.
Зелёный светофильтр подходит при любом глазном заболевании.
Для тренировки глазодвигательных, цилиарных и мышц радужки, а так же для профилактики застойных явлений в них, используются цветоимпульсные очки с разноцветными фильтрами, а также видеоазимуты, бегущие огни, электронные игры с цветофильтрами.
Чтобы повысить чувствительность к различению не только цветового тона, но и элементов изображений, нами широко применяется методика коррекции нарушений различимости хроматического контраста. Детям предъявляются ритмические стимулы, имеющие форму круга или квадрата, цвет которых контрастирует с цветом фона по принципу оппонентности: красное изображение на зелёном фоне, зелёное - на красном; синее - на жёлтом, жёлтое - на синем; красное - на синем, синее - на красном.
В специально организованной деятельности, педагоги знакомят ребёнка с изменяемостью каждого цвета по светлоте, учат группировать цвета на тёплые и холодные, знакомят с мягкими пастельными и резкими контрастными сочетаниями цветов.
Осознанное, целенаправленное восприятие цвета, организованное взрослыми, помогает ребёнку увидеть всё разнообразие цветовых тонов и сформировать зрительный образ цвета.
Тифлопедагоги ДОУ разработали и широко используют развивающую компьютерную программу «Семицветик», где игры и игровые задания на развитие цветовосприятия представлены в мультимедийном варианте.
Для закрепления знаний, полученных в детском саду, родителям рекомендуется, при общении с детьми, использовать следующие вопросы:
- Какое время года (часть суток) изобразил художник? Как узнали?
- Какие краски использовал художник для передачи вечернего (утреннего, грозового, солнечного) неба?
- Какие краски преобладают в картине, передающей зарю?
- В чем своеобразие использования оттенков голубого цвета?
- Какую часть суток передал художник с помощью красного цвета и его оттенков? и др.
Литература:
-
Волков В.В. Лебех П.И. Тесты и упражнения для проверки и тренировки зрения. – СПб., 1992.
-
Гойденко В.С., Загорская Н.А. Цветоимпульсная терапия заболеваний внутренних органов, неврозов и глазных болезней. – М., 1996.
-
Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. – М., 1990.
-
Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. – М. Школьная пресса, 2004.
-
Ремезова Л.А. Разноцветные задачи. – М. Школьная пресса, 2005.
Материал подготовил: учитель-дефектолог ЦППМСП г.Магнитогорска
Рыжова Е.Ю. апрель 2022 г.