Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (16)
Март 2024 (9)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



Когда необходима помощь логопеда

Факторы риска или когда следует обратиться к логопеду.

  Современные дети демонстрируют целый «букет» нарушений. Чисто речевых детей мы уже встречаем мало, таких как отсутствие или искажение звуков речи, встречаются уже меньше. Нынешние речевые нарушения очень сложно и долго поддаются коррекции, только с междисциплинарным подходом можно вылечить и абилитировать ребенка. Идет рост и утяжеление речевой и интеллектуальной патологии детей.

С чем это связано? Причин может быть много. Факторы, которые могут тормозить созревание мозга и развитие речи, условно делятся на биологические (внутренние) и социально-психологические (внешние).

  К первой группе факторов относятся:

- сильный токсикоз во время беременности,

- употребление алкоголя и курение во время беременности,

- кесарево сечение или стремительные роды,

- гипоксия плода,

- травмы и инфекции головного мозга,

- инфекционные заболевания ребенка,

- наркоз и т.д.

  В результате значительно увеличилось количество детей с задержкой двигательного, психического и речевого развития, детей с инвалидностью. Важно понять, что именно в перинатальном периоде происходят наиболее важные события, влияющие на процессы функционирования центральной нервной системы. У многих неуспевающих первоклассников в раннем возрасте выявляли минимальную мозговую дисфункцию. Казалось бы, информация о диагнозе осталась лишь в старых медицинских картах, но отголоски сопровождают человека всю жизнь!

Важно не упустить время! Основное правило: чем раньше начата коррекционная работа, тем лучше прогноз развития ребенка.

  Ко второй групп внешних социально-психологических факторов, задерживающих развитие ребенка, относятся:

- нежелательная беременность (мысленное отторжение ребенка матерью),

- сильный эмоциональный стресс во время беременности,

- недостаток тактильных ощущений у ребенка,

- недостаточность речевых и интеллектуальных контактов,

- конфликтные отношения в семье,

- неправильные методы воспитания,

- многоязычие в семье и т.д.

  К сожалению, во многих семьях общение заменяется «зависанием» в социальных сетях и репликами в «телеграфном стиле», что также негативно влияет на развитие малыша.

  Нарушения нормального хода развития ребенка обычно не ограничиваются речевыми трудностями. Дети демонстрируют провокационное поведение, агрессию. Отсутствие познавательного интереса.

Частые простуды, аллергические заболевания, астма, дерматиты и другие соматические заболевания ослабляют и так незрелую нервную систему и задерживают развитие речи, памяти, внимания, мышления.

  Замечено, что 9-месячные малыши, которые самостоятельно не сидят, не встают на ноги и не делают первые шаги, в дальнейшем отстают от сверстников в обучении. В школе дети с проблемами развития речи и поведения попадают в разряд неуспевающих, неуправляемых, у них отсутствует мотивация к учебе, отмечаются трудности адаптации.

  Диагностировать раннюю задержку речевого развития можно уже с двух месяцев. В тот момент, когда ребенок не стал переворачиваться, плохо сосет  грудь, у него есть частые срыгивания. Или же неонатолог увидел поражение центральной нервной системы, поэтому поставлен определенный диагноз.

Ребенок должен быть под наблюдением специалистов.

  Если говорить про полуторагодовалого ребенка, то надо обратить внимание на зрительно-моторные и слухо-речевые функции, двигательную активность. Провести диагностику неврологического, физиологического, психологического и логопедического статуса. Период созревания речевых областей головного мозга ребенка как раз и приходится на возраст 1-3 года.

  К трем годам, согласно возрастным нормам, ребенок должен превратиться в разговорчивого «болтуна». Словарный запас маленького человека значительно увеличивается.

  После четырех лет ребенок выстраивает длинные предложения, к пяти годам овладевает правильным произношением звуков, слов.

Часто возникают ситуации, когда дети молчат и не начинают говорить в положенный срок. Хочется предостеречь родителей, что в подобных случаях игнорирование проблем с развитием речи малыша может привести к серьезным последствиям.

  Поэтому рекомендовано при проблемах с речью записываться на прием, в первую очередь, к неврологу. А затем обязательно обращаться за консультацией к логопеду и, при проблемах с познавательным развитием – к дефектологу. Консультация для родителей

детей с ОВЗ, обучающихся на дому

Материал подготовил учитель-логопед

МУ «ЦППМСП» г. Магнитогорска

Планкова М.Ю.., май, 2022

7-06-2022, 15:38 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр