Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Февраль 2023 (10)
Январь 2023 (12)
Декабрь 2022 (2)
Ноябрь 2022 (4)
Октябрь 2022 (5)
Сентябрь 2022 (3)



Родителям детей с ОВЗ

Воспитание ребенка с нарушениями общения.

Ребенок, активно уклоняющийся от общения с окружающими, должен быть обследован врачом-психиатром и детским психологом. Таким путем будет уточнен диагноз, при необходимости назначено лечение и даны рекомендации родителям по коррекционной работе с малышом. Нарушение общения у детей могут возникать по разным причинам. В особом подходе нуждаются дети с ранним детским аутизмом. При воспитании аутичного ребенка в семье надо стремиться установить с ним взаимодействие, развивать у него предпосылки для бытовой и социальной адаптации- навыки опрятности, самообслуживания, речевого общения, стимулировать у него психическую активность и целенаправленность поведения. При этом одновременно важно преодолевать целый ряд болезненных форм его поведения, таких как, негативизм, аффективная возбудимость, расторможенность влечений, агрессивность, страхи. Одной их характерных особенностей детей с аутизмом является преобладание у них стереотипных форм движений, речи и поведения. Правильно используя эти стереотипы и насыщая их эмоциональным взаимодействием с ребенком, можно добиться положительного эффекта в аспекте бытовой и социальной адаптации, т.е. научить его соблюдать порядок, режим дня, освоить бытовые и трудовые навыки. При работе с возбужденными детьми широко используется музыкальная терапия. Спокойная, мелодичная музыка и пение успокаивают ребенка, создают у него положительный эмоциональный настрой. При проведении занятий с аутичным ребенком родителям следует иметь в виду выраженную психическую пресыщаемость, т.е. невозможность целенаправленно заниматься каким- либо видом деятельности по инструкции взрослого. Большинство детей с аутизмом нуждаются в специальном медикаментозном лечении.

Родителям следует иметь в виду, что неконтактность ребенка может иметь множество различных причин и наблюдается не только у детей с аутизмом.

В каждом конкретном случае используются те или иные воспитательные приемы. Иногда неконтактность является единственной особенностью ребенка. Контакты такого ребенка очень избирательны и определяются направленностью его интересов. Родителям мягко и неназойливо следует использовать избирательные  интересы ребенка для расширения его контактов со сверстниками. Причиной неконтактности ребенка может быть психотравмирующая обстановка в семье, которая часто имеет место при  распаде семьи, противоречивом подходе к воспитанию ребенка. Эти нарушения общения у ребенка имеют вторичный-реактивный характер. Если психотравмирующая ситуация является затяжной, то  и стремление уйти от общения со сверстниками и взрослыми приобретает более стойкий характер, постепенно становится личностной особенностью ребенка. Тяжелые переживания формируют у ребенка внутренний конфликт, который и обуславливает нарушения общения: ребенок становится замкнутым, у него наблюдается стойко пониженный фон настроения. У него легко возникают различные невротические проявления: тики, страхи.

У таких детей иногда наблюдается мутизм – отказ от речевого общения. Это может быть протест против конфликтной ситуации в семье. Родителям важно помнить, что мутизм может возникнуть у ребенка с трудностями звукопроизношения, которого принуждают к  речи, постоянно поправляют, заставляют говорить правильно. Это особенно часто наблюдается у детей с врожденной повышенной реактивностью центральной нервной системы. При воспитании такого ребенка родителям следует постоянно учитывать чрезмерную чувствительность, тревожность ребенка. Следует иметь в виду, что эта повышенная чувствительность у ребенка с органическим поражением ЦНС всегда сочетается с ригидностью (негибкостью) нервных процессов. Поэтому любой отрицательный опыт общения фиксируется, и ребенок может длительно избегать общения со сверстниками.

 Одной из причин нарушений общения у детей с отклонениями в развитии может быть изначальная установка родителей на изоляцию ребенка от коллектива здоровых сверстников. Для развития здорового, а особенно больного ребенка большое значение имеет его общение с матерью, в ходе которого у ребенка формируется эмоционально- коммуникативное поведение, имеющее важное значение для всего дальнейшего психического развития.

Известно, что душевное состояние ребенка зависит от его отношения к своему дефекту, а не от тяжести самого нервно-психического заболевания. Поэтому главным условием, при котором ребенок с нарушениями развития вырастет общительным и счастливым - это прежде всего правильное отношение к нему родителей. Если родители получают радость от общения со своим ребенком и любят его таким, какой он есть, не проявляют излишнего беспокойства, чрезмерно не суетятся вокруг него, не критикуют его, поддерживают его общения с другими детьми, он вырастет уравновешенным и общительным.

 

Материал  подготовил педагог-психолог Габбасова Н.Р.

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

27-12-2016, 09:53 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр