Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Июль 2022 (1)
Июнь 2022 (16)
Май 2022 (13)
Апрель 2022 (9)
Март 2022 (10)
Февраль 2022 (6)



Методическая копилка

Методика М. Люшера в практике педагога-психолога ОУ:

 

Тест Люшера достаточно популярен и хотя некоторые сомневаются в его валидности, все равно его используют в психодиагностике. Классическая качественная обработка и анализ требуют немалого времени, а интерпретация сочетаний представляет серьезную сложность для специалистов, не прошедших углубленное дополнительное обучение по работе с этой методикой. В этой статье я предлагаю познакомиться с ускоренными способами обработки методики, которые можно использовать в индивидуальной и групповой диагностике обучающихся.

Алгоритм работы:

  • Шаг №1 Проводим диагностику в индивидуальном или групповом варианте.

Процедуру диагностики проводим в соответствии с инструкцией, которая прилагается к диагностическому набору. Выбор цветов и их последовательность фиксируем в бланке.

Каждый цвет имеет свой номер:

0 — серый, 1 — синий, 2 — зелёный, 3 — красный, 4 — жёлтый, 5 — фиолетовый, 6 — коричневый, 7 — черный.

  • Шаг №2 Собираем цветовые выборы обучающихся в общую таблицу (если диагностика проводилась в группе).

В шапке указываем порядковые номера выбора, для каждого ребёнка прописываем номера цветов в соответствии с их выбором.

  • Шаг №3 Определяем стандартные показатели.

Классическими показателями являются «Суммарное отклонение от аутогенной нормы» (СО) и «Вегетативный коэффициент» (ВК). Они также описываются в руководстве по использованию методики.

  • Шаг №4 Определяем дополнительные показатели.

Анализируем позиции цветов по предлагаемым формулам.

 

Коэффициенты по методике Карманова А.А.

Каждый из показателей вычисляется как разность позиций (рангов) цветов:

max = 6, min =1.

а) Энергичность (П3 - П2) - утомление (П2 - П3);

б) Расслабленность (П5 - П6) - напряженность (П6 - П5);

в) Хладнокровие (П0 - П7) - стресс (П7 - П0);

г) Спокойствие (П4 - П1) - тревожность (П1- П4);

д) Общительность (П3 - П7) - замкнутость (П7 - П3);

е) Конформность (П6 - П7) - фанатичность (П7 - П6);

 

Коэффициенты по методике Сочивко Д.В.

В числителе и знаменателе ставятся ранговые места цветов второго выбора согласно инструкции теста Люшера.

Коэффициент дезадаптированности (Кда):                              желтый

синий + черный

Высокие значения коэффициента указывают на дезадаптированность.

 

Коэффициент конструктивности поведения (Ккп):                    черный

синий + зеленый

Высокие значения Ккп характеризуют человека, склонного к мирному конструктивному разрешению проблем с помощью осторожных действий, направленного на саморазвитие, стремящегося самостоятельно принимать решения с целью упрочения своего положения.

 

Коэффициент волевой напряженности (Квн):                          зеленый

желтый + коричневый

Низкие значения коэффициента свидетельствуют о готовности человека к преодолению трудностей, стремлению к самоутверждению, признанию, для него характерна разборчивость в социальных связях.

 

Коэффициент избирательности (Кизб):                                   зеленый

серый + черный

При высоких значениях коэффициента человек ощущает себя в безнадежной ситуации, пытается оградить себя от всевозможных проблем и отягощающего его общения, не способен самостоятельно принимать решения.

 

Коэффициент сопротивляемости (Ксопр):                                  зеленый

коричневый + черный

Высокие значения говорят о перегруженности проблемами, стремлении все забыть, восстановить силы в спокойной обстановке. Человек может испытывать отвращение к самому себе, отказывается от всякого сопротивления.

 

Коэффициент конфликтности (Кконф):                                      черный

фиолетовый + синий

Низкие оценки коэффициента свидетельствуют о недовольстве сложившимися обстоятельствами, склонности во всем винить окружающих, к которым формируется презрительное отношение, все отрицать, надо всем глумиться, не взирая на факты.

 

Коэффициент активности (Какт):                                               красный

черный + синий

Низкие оценки характерны для людей, способных развивать значительные усилия в борьбе с ограничениями и запретами в своем стремлении свободно развиваться. Их не удовлетворяет сложившаяся ситуация, выход из которой достигается посредством напряженной деятельности, направленной на достижение личного успеха или приобретение разнообразного опыта.

 

Таким образом, тест Люшера превращается в мощный диагностический инструмент, т.к появляется возможность сравнивать и анализировать количественные показатели разных вариантов соотношений цветов. Если принять во внимание, что каждый цвет или группа цветов что-то да значат, то соотношения цветов вполне показательны.

Здесь приведена лишь часть показателей по каждой из названных методик. Более подробно с каждой из них можно познакомиться:

1. Карманов А.А. — «Методика диагностики основных параметров психического состояния тестом Люшера».

2. Пищелко А.В., Сочивко Д.В. Реадаптация и ресоциализация.

 

Материал подготовил педагог-психолог МУ «ЦППМСП» Носова В.Г.

25-01-2022, 16:42 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр