«Конфликт и школьная медиация»
Почему сейчас так много говорят о необходимости служб медиации, почему так востребованы в наше время люди, обладающие умением примирять конфликты и споры, так актуальны медиативные знания? Ответ на этот вопрос очевиден. В наше время людям все труднее договориться. Договориться — то есть прийти к такому решению, которое бы устраивало обе стороны, что зачастую требует от человека проявления очень важных качеств и умений: принятие мнения отличного от моего, ситуации не комфортной для меня в данный момент времени, уважение, умение уступать, не замечать чужие ошибки, с благодарностью воспринимать критику, терпение, милосердие и многое другое. Поэтому основной задачей школьной службы медиации должна стать задача по развитию у обучающихся способности понимания и уважения к другому как жизненно необходимой культурной ценности. Службам школьной медиации уже много лет и созданы они были именно с целью формирования безопасного, благополучного и гуманного пространства для полноценного развития и социализации детей и подростков, а также помощи в разрешении возникших конфликтов, в трудных жизненных ситуациях. Основной упор как всегда на профилактику, предупреждение конфликтов. Необходимо научить детей и подростков правильно реагировать и конструктивно решать споры, изменить традиционные для них типы реагирования, трансформировать конфликт в возможность для личностного роста участников образовательного пространства. Служба школьной медиации требует очень серьёзной профессиональной компетенции психолога и работает со всеми участниками образовательного процесса: учениками, учителями, родителями. Специалисты службы медиации должны иметь опыт в разрешении конфликтов между учениками и учениками, учителями и учениками, родителями и родителями, родителями и учителями, и даже между учителями, они могут дать знания подросткам и взрослым об экологичных способах разрешения межличностных противоречий. Именно неумение правильно устанавливать и выстраивать отношения зачастую приводят к межличностным и внутриличностным конфликтам. Человек, который ставит в центр себя и свои интересы (по типу «пуп Земли») всегда будет конфликтовать с миром, потому что рано или поздно его стремление получить желаемое столкнется с аналогичными интересами кого-то другого. Мудрые люди говорят, что счастье человека не зависит от того, что другие делают для него, но очень зависит от того, что он делает для других.
Недавно я проводила консультацию с девочкой-подростком Мариной, 13 лет. Запрос был на работу психолога по формированию уверенности в себе. Она очень неуютно чувствует себя одна среди незнакомых людей, ей кажется что все к ней враждебно настроены. В общем-то, это вполне нормально, чувствовать себя неуютно среди незнакомых, но в её случае невозможно даже сходить одной до магазина. Я решила использовать поведенческую технику и дать ей задание проявить какое-либо (пусть совсем незначительное) участие в жизни другого человека. А именно: спросить как зовут её репетитора, у которого она занималась в малой группе и подарить что-то (например конфету) девочкам, с которыми она также занималась в этой группе, но была мало знакома с ними. Моя клиентка очень удивилась, что ей придётся делать такие глупости.
-Учительница сама не представлялась нам и никто не знает, как её зовут, тем более это и не нужно, мы с ней ненадолго. Девочки из группы мне тоже неинтересны, с ними мы тоже не учимся в одном классе и наверное больше никогда не встретимся - сказала мне Марина.
Ключевая фраза здесь - мне это не нужно. И это не просто фраза, логически верная в системе приоритетов Марины. Это умонастроение, которое порождает конфликт в её собственном мировосприятии. Если вокруг просто обезличенная серая масса, то ждать от нее сочувствия и поддержки не приходится, легче спроецировать на нее свои собственные страхи и неуверенность и получить «обратку» в виде кажущейся враждебности окружающих. «Мне кажется, что они смотрят на меня и думают что-то плохое обо мне». Работа с Мариной продолжается, занимается она с этузиазмом, говорит, что ей хочется поменять своё мышление, чтобы поменялся мир вокруг.
В основе конфликта зачастую лежит желание быть в центре, рвение быть первым и только первым. Быть вторым это уже не так круто. Как сказал Юрий Цезарь «Лучше я буду первым в деревне, чем вторым в городе». Беда в том, что первых много не бывает, а борьба за первенство и соперничество часто порождает конфликты. Дело здесь конечно не в победах и лидерстве, в этом нет ничего плохого, а в том, как правильно научить детей взаимодействовать, как не допустить отсутствие и несформированнность в детях таких непопулярных нынче качеств как сорадость, содействие, взаимопомощь, сочувствие, сострадание, милосердие, сотрудничество, тактичность, чуткость. Важно донести до наших воспитанников мысль о том, что быть лидером это не просто престижно и круто, а в первую очередь налагает большую ответственность. За лидером идут, ему подражают, на него полагаются. Если лидеры в подростковом коллективе умеют выстраивать дружеские отношения на основе уважения и доверия, то можно предположить, что в таком коллективе конфликтность будет заметно ниже.
Сегодня все чаще можно услышать, что приоритет в образовательной системе смещается в сторону воспитания, на этом построены ФГОСы. Поэтому в помощь школьным психологам системы образования нашего города с целью совершенствования профессиональной компетентности в Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи семье и детям работает ресурсный центр «Восстановительно-медиативная практика с участниками конфликтующих сторон в образовательных учреждениях». В этом учебном году мы планируем провести анкетирование обучающихся 8-11 классов с целью выявления компетентности подростков и юношей о способах решения конфликтов, разработать и организовать тренинги для обучающихся старших классов с использованием медиативных техник, провести конкурс рисунков на тему «Конфликты. Как их избежать?», просмотреть о обсудить фильм «Спички», разработать памятки по теме «Медиация», мастер-классы для родителей. Также проводятся индивидуальные консультации для подростков и родителей. С планом мероприятий ресурсного центра можно ознакомиться на нашем сайте.
Материал подготовил педагог-психолог МУ «ЦППМСП» г. Магнитогорска Азиева А.Р.