Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (21)
Март 2024 (8)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



Школьная служба медиации

«Конфликт и школьная медиация»

Почему сейчас так много говорят о необходимости служб медиации, почему так востребованы в наше время люди, обладающие умением примирять конфликты и споры, так актуальны медиативные знания? Ответ на этот вопрос очевиден. В наше время людям все труднее договориться. Договориться — то есть прийти к такому решению, которое бы устраивало обе стороны, что зачастую требует от человека проявления очень важных качеств и умений: принятие мнения отличного от моего, ситуации не комфортной для меня в данный момент времени, уважение, умение уступать, не замечать чужие ошибки, с благодарностью воспринимать критику, терпение, милосердие и многое другое. Поэтому основной задачей школьной службы медиации должна стать задача по развитию у обучающихся способности понимания и уважения к другому как жизненно необходимой культурной ценности. Службам школьной медиации уже много лет и созданы они были именно с целью формирования безопасного, благополучного и гуманного пространства для полноценного развития и социализации детей и подростков, а также помощи в разрешении возникших конфликтов, в трудных жизненных ситуациях. Основной упор как всегда на профилактику, предупреждение конфликтов. Необходимо научить детей и подростков правильно реагировать и конструктивно решать споры, изменить традиционные для них типы реагирования, трансформировать конфликт в возможность для личностного роста участников образовательного пространства. Служба школьной медиации требует очень серьёзной профессиональной компетенции психолога и работает со всеми участниками образовательного процесса: учениками, учителями, родителями. Специалисты службы медиации должны иметь опыт в разрешении конфликтов между учениками и учениками, учителями и учениками, родителями и родителями, родителями и учителями, и даже между учителями, они могут дать знания подросткам и взрослым об экологичных способах разрешения межличностных противоречий. Именно неумение правильно устанавливать и выстраивать отношения зачастую приводят к межличностным и внутриличностным конфликтам. Человек, который ставит в центр себя и свои интересы (по типу «пуп Земли») всегда будет конфликтовать с миром, потому что рано или поздно его стремление получить желаемое столкнется с аналогичными интересами кого-то другого. Мудрые люди говорят, что счастье человека не зависит от того, что другие делают для него, но очень зависит от того, что он делает для других.

Недавно я проводила консультацию с девочкой-подростком Мариной, 13 лет. Запрос был на работу психолога по формированию уверенности в себе. Она очень неуютно чувствует себя одна среди незнакомых людей, ей кажется что все к ней враждебно настроены. В общем-то, это вполне нормально, чувствовать себя неуютно среди незнакомых, но в её случае невозможно даже сходить одной до магазина. Я решила использовать поведенческую технику и дать ей задание проявить какое-либо (пусть совсем незначительное) участие в жизни другого человека. А именно: спросить как зовут её репетитора, у которого она занималась в малой группе и подарить что-то (например конфету) девочкам, с которыми она также занималась в этой группе, но была мало знакома с ними. Моя клиентка очень удивилась, что ей придётся делать такие глупости.

-Учительница сама не представлялась нам и никто не знает, как её зовут, тем более это и не нужно, мы с ней ненадолго. Девочки из группы мне тоже неинтересны, с ними мы тоже не учимся в одном классе и наверное больше никогда не встретимся - сказала мне Марина.

Ключевая фраза здесь - мне это не нужно. И это не просто фраза, логически верная в системе приоритетов Марины. Это умонастроение, которое порождает конфликт в её собственном мировосприятии. Если вокруг просто обезличенная серая масса, то ждать от нее сочувствия и поддержки не приходится, легче спроецировать на нее свои собственные страхи и неуверенность и получить «обратку» в виде кажущейся враждебности окружающих. «Мне кажется, что они смотрят на меня и думают что-то плохое обо мне». Работа с Мариной продолжается, занимается она с этузиазмом, говорит, что ей хочется поменять своё мышление, чтобы поменялся мир вокруг.

В основе конфликта зачастую лежит желание быть в центре, рвение быть первым и только первым. Быть вторым это уже не так круто. Как сказал Юрий Цезарь «Лучше я буду первым в деревне, чем вторым в городе». Беда в том, что первых много не бывает, а борьба за первенство и соперничество часто порождает конфликты. Дело здесь конечно не в победах и лидерстве, в этом нет ничего плохого, а в том, как правильно научить детей взаимодействовать, как не допустить отсутствие и несформированнность в детях таких непопулярных нынче качеств как сорадость, содействие, взаимопомощь, сочувствие, сострадание, милосердие, сотрудничество, тактичность, чуткость. Важно донести до наших воспитанников мысль о том, что быть лидером это не просто престижно и круто, а в первую очередь налагает большую ответственность. За лидером идут, ему подражают, на него полагаются. Если лидеры в подростковом коллективе умеют выстраивать дружеские отношения на основе уважения и доверия, то можно предположить, что в таком коллективе конфликтность будет заметно ниже.

Сегодня все чаще можно услышать, что приоритет в образовательной системе смещается в сторону воспитания, на этом построены ФГОСы. Поэтому в помощь школьным психологам системы образования нашего города с целью совершенствования профессиональной компетентности в Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи семье и детям работает ресурсный центр «Восстановительно-медиативная практика с участниками конфликтующих сторон в образовательных учреждениях». В этом учебном году мы планируем провести анкетирование обучающихся 8-11 классов с целью выявления компетентности подростков и юношей о способах решения конфликтов, разработать и организовать тренинги для обучающихся старших классов с использованием медиативных техник, провести конкурс рисунков на тему «Конфликты. Как их избежать?», просмотреть о обсудить фильм «Спички», разработать памятки по теме «Медиация», мастер-классы для родителей. Также проводятся индивидуальные консультации для подростков и родителей. С планом мероприятий ресурсного центра можно ознакомиться на нашем сайте.

Материал подготовил педагог-психолог МУ «ЦППМСП» г. Магнитогорска Азиева А.Р.

 

 

 

18-09-2023, 15:17 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр