Организация внеурочной деятельности обучающихся.
Проблема использования свободного времени учащихся в целях всестороннего воспитания и развития всегда была насущна для общества. Наиболее продуктивно это воспитание осуществляется в свободное от обучения время.
Основная идея внеурочной деятельности состоит в ориентации в первую очередь на духовно-нравственное, обще интеллектуальное, социальное развитие и воспитание учащихся.
Внеурочная деятельность обучающихся объединяет все виды деятельности (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность организуется через следующие формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся и их законных представителей (родителей) и в формах, отличных от урочной системы обучения. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.
Руководствуясь письмом Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 года «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального стандарта общего образования» определены основные задачи внеурочной деятельности и организационная модель.
Задачами внеурочной деятельности детей в школе являются:
-обеспечить благоприятную адаптацию ребенка к школе;
- выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;
-организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с коллективами учреждения внешкольного воспитания, учреждений культуры, физкультуры и спорта, общественными объединениями, семьями обучающихся;
-создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
-создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
-расширение рамок общения с социумом;
-воспитание культуры досуговой деятельности учащихся.
Согласно поставленным задачам были разработаны этапы реализации программы внеурочной деятельности:
1.Изучение возможностей и ресурса микрорайона на базе общего и дополнительного образования (музыкальные школы, спортивные секции, кружки, дома детского и юношеского творчества).
2.Анкетирование родителей и учащихся.
3.Сбор, обработка этой информации.
4.Изучение медицинских карт учащихся о состоянии здоровья.
5.Проведение классных часов, родительских собраний.
При составлении программы внеурочной деятельности учитывались следующие факторы: традиции школы, функционирование кружков и секций по интересам учащихся.
Внеурочная деятельность в школе реализуется через:
-учебный план, формируемый участниками образовательного процесса;
-образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, с которыми сотрудничает школа;
- организацию деятельности групп продленного дня;
-классное руководство (прогулки, экскурсии, праздники, соревнования);
-деятельность иных педагогических работников (социальные педагоги, педагоги-психологи).
Внеурочная деятельность в школе осуществляется по следующим направлениям:
спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
План внеурочной деятельности обучающихся с 1-4 класс
№ п/п |
Направления внеурочной деятельности обучающихся |
Формы организации внеурочной деятельности обучающихся с 1-4класс |
|
Спортивно-оздоровительное |
1.Подвижные игры. 2.Ритмика. 3.Спортивно-оздоровительные праздники, походы, дни здоровья. 4.Спортивные соревнования («Папа, мама и я - спортивная семья »). 5.Экология учебной деятельности
|
II |
Общеинтеллектуальное
|
1.Школа исследователя физоргов, спортсменов. 2.Пресс-центр 3.Олимпиады, конкурсы, фестивали. 4.Проектная деятельность: встреча с выдающимися спортсменами; показ видео-роликов, просмотр проспектов. 5.Экскурсии.
|
III |
Общекультурное |
1.Художественная мастерская «Мир искусства». 2.Вокальная студия. 3.Театральная студия (1-5кл.) 4.Игра-путешествие. 5.Методический продукт (концерты, спектакли). |
В течение года осуществляется взаимосвязь школы
с родителями, специалистами кружков, секций о достижениях учащихся. Для выявления потребностей родителей в конце учебного года проводятся родительское собрание, анкетирование. Данные обрабатываются, моделируется учебный план.
Была создана система информации учащихся, родителей, педагогов о занятиях учащихся во внеурочной деятельности:
-оформление информационного стенда, стенда «Наши успехи»;
-родительские собрания;
-размещение информации на сайте школы;
-размещение копий благодарностей и грамот на информационном стенде.
В конце учебного года проводятся показательные выступления учащихся перед коллективом школы, родителями.
Результатом организации внеурочной деятельности в школе является:
-оптимизация процесса развития детей через интеграцию общего и дополнительного образования;
-объединение в единый функциональный комплекс образовательных и оздоровительных процессов;
-чередование видов деятельность и смена помещений(игровые комнаты, актовый зал, компьютерный класс, библиотека, пространства для общения, для игр и спокойной работы).
материал подготовил социальный педагог МУ "ЦППМСП" Бутович С.В.