Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Методические объединения Планы и отчеты Для школьников Для родителей Для педагогов




Педагогам, работающим с детьми ОВЗ

 «Мир особого ребенка...»

Тренинг, как форма эффективного взаимодействия  педагогов

с детьми с ОВЗ в дошкольном учреждении.

 

Переход от традиционно принятой системы обучения к улучшению качества образовательных услуг, в частности, в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), предъявляет повышенные требования к педагогу. При этом подчеркивается социальная значимость его профессии и важность проблемы формирования у него понятия готовности к управлению процессом обучения детей с ОВЗ и повышению его профессиональной компетентности в данном направлении деятельности.

С целью повышения психологической компетентности педагогов ДОУ, включающей ориентировку в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и условий в ДОУ по развитию личностных новообразований, в детском саду используют целый ряд форм работы: это лекции; семинары; «мозговые штурмы»; деловые игры; групповые консультации, круглые столы; дискуссии; диспуты; тренинги релаксационные паузы и т.д.

Одним из эффективных форм взаимодействия с педагогами, является тренинг. Предлагаем тренинг «Мир особого ребенка...»

Цель: психологическое просвещение педагогов в вопросах работы с детьми с ОВЗ, коррекция эмоционального отношения педагогов к детям с ОВЗ.

Задачи:

Образовательные: познакомить педагогов с особенностями детей с ОВЗ.

Развивающие: развивать эмпатию по отношению к детям с ОВЗ; развивать позитивное отношение к себе.

Планируемые результаты: повышение уровня компетентности педагогов в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ; осознание педагогами собственных способностей и возможностей, необходимых в воспитательно-образовательной работе.

Используемые методы: метод проблемного изложения материала, частично-поисковый метод, тренинговые упражнения направленные на эмоциональный подъем, снижение напряжения, сплочение.

Целевая группа: педагоги ДОУ.

Оборудование: магнитная доска, макет солнца, лучи солнца (бумажные), кукла-мальчик среднего размера, шифоновые платочки, набор психологических карт «Сокровищница жизненных сил» Т.Д. Зинкевич-Евстегнеевой.

 

Ход проведения мероприятия

Ведущий: Работа с детьми несет в себе некоторые сложности, требуется повышенное внимание, терпение, ответственность, смекалка. А работа с детьми, у которых есть какие либо нарушения в развитии вдвойне сложна.

Для того, чтобы процесс воспитания и обучения проходил легче для вас и для детей необходимо принять их такими, какие они есть. Но для начала следует принять себя.

Упражнение «Солнце способностей»

Цель: осознание собственных способностей.

Задача участников создать солнце своих способностей. Каждому раздаются лучики. Участники пишут на них свои способности, умения, которые им помогают в работе с детьми. Затем каждый приклеивает свой лучик к общему солнцу.

Вопросы для обсуждения

— Кто испытывал неловкость, затруднения?

— Кому показалось, что кто-то хвастается?

— Узнали ли вы что-то новое о людях?

Ведущий: После того, как вы приняли себя со всеми своими недостатками, а тем более способностями можно двигаться дальше.

Различные авторы выделяют разные классификации видов ОВЗ у детей. Наш детский сад посещают дети с диагнозом РАДА, дети ЗПР, дети с СДВГ. И сейчас с вашей помощью мы познакомимся с особенностями этих детей.

Упражнение «Портрет ребенка с ОВЗ»

Цель: Понимание особенностей ребенка с ОВЗ и способы работы с ним.

Участникам предлагается разделиться на группы. Каждая группа получает памятку, на которой даны особенности ребенка. Задача представить портрет остальным участникам в произвольной форме. После представления группой своего «ребенка» все участники дают рекомендации по работе с ним.

Ведущий записывает на доске.

Ведущий: Молодцы! хорошо! Давайте похвалим себя за проделанную работу.

Упражнение «Погладь себя по макушке»

Цель: Эмоциональный подъем.

Ведущий. Погладьте себя по макушке. В течение дня мы получаем немало отрицательных эмоций, просто устаем. Для того чтобы снять стресс, погладьте себя по макушке (здесь много биологически активных точек), похвалите себя мысленно или вслух за успехи прошедшего дня. Спасибо вам за работу.

Ведущий (зачитывает стихотворение):

Мир «особого» ребенка

Интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка

Безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен,

Добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка.

Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен?

Почему он так закрыт?

Почему он так испуган?

Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка –

Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка

Допускает лишь своих!

Ведущий: (раздает каждому по одному шифоновому платочку)

У ведущего в руках кукла- мальчик среднего размера.

Упражнение «Погружение»

Цель: работа с внутренними ресурсами

Ведущий: «Сегодня к нам в гости пришел Боря, ему 4 года. Родился он долгожданным и желанным. Мама и папа его очень любят, но так случилось, что он не такой, как все. (Пауза). Особый. Он плохо слышит, у него текут слюни, ещё он много прыгает на месте, улыбается и говорит что-то не понятное нам взрослым, желая при этом увидеть искорку понимания. Он не умеет играть с детьми, общаться со взрослыми, но ему так хочется этому научится и быть рядом с нами. В этот мир он пришел таким не понятным и сейчас он с нами.

И тут я укладываю Борю на пол в центр круга. (Пауза).

Сейчас, я предлагаю, каждому ответить на следующие вопросы:

  1. Какое чувство родилось у вас при встрече с Борей (или с похожими детьми)?
  2. Что вы, как педагог можете сделать для Бори (для таких детей)?
  3. Расположите платочек, который у вас в руках по отношению к Боре, именно там, где вам захочется.

После того, как все платочки оказались расположенными относительно Бори, ведущий подводит рефлексию, благодарит педагогов за работу.

Ведущий: На становление личности не всецело влияет болезнь, воспитание имеет огромное значение. Ребенок с тяжелыми нарушениями, попавший в благоприятную среду может стать успешным в жизни, а ребенок способный может ничего не добиться. Главное настрой, целеустремленность, любовь и трудолюбие, и можно исправить практически всё.

Упражнение «Жизненные силы»

Цель: работа с внутренними ресурсами

Ведущий: В заключении я предлагаю, с помощью психологических карт «Сокровищница жизненных сил» разработанных Т.Д. Зенкевич- Евстегнеевой задать себе вопрос «Какая жизненная сила необходима мне для работы с детьми с ОВЗ?» Возьмите одну карту и прочитайте рекомендацию.

Рефлексия. Подведение итогов: подвести педагогов к той мысли, что главное позитивный настрой на работу, что человек способен совершить невозможное, необходимо верить в себя и свои силы. Если что-то не получается в работе, то всегда можно обратиться за консультацией к специалистам.

В заключении ведущий раздает памятки: «Рекомендации для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

В заключение можно сделать вывод: состояние сформированной готовности помогает педагогу успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, навыки, умения, опыт, личностные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать деятельность при возникновении барьеров и препятствий. Исходя из положения, что современное образование - это развивающееся образование, в которой педагогический процесс все время совершенствуется разумно изменяясь, необходимо осознать, что процесс перемен в дошкольных учреждениях - это процесс перемен в педагоге, в его профессиональных взглядах, методах, подходах к решению организационных и учебных проблем и т. д. Перемены начинаются с личности, а уже потом приобретают общий характер.

 

Литература

1 . Барковская Е. Поддержка – что это такое? Занятие для педагогов.//Школьный психолог No15, 2011г. – С.42

  1. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М., 2000.
  2. Евтушенко С.Г., Быкова Е.И. Организация работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2009. - No5.
  3. Завражин, С. А.Социально-педагогическая работа с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии / Завражин С.А., Фортова Л.К. // ЗавражинС.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями. – М., 2005.
  4. Карынбаева О.В. Изучение готовности педагогов к работе в условиях интегрированного обучения детей с ОВЗ // Специальное образование No 2, 2014.
  5. Кремлякова А. «Место, где мне хорошо». Программа групповых занятий для педагогов и специалистов помогающих профессий по профилактике профессионального выгорания//Школьный психолог No2, 2012г. – С.13-14
  6. Смолянко, Р.М. Лукина, Е.В. Вагуро, Н.М. Григорьева. Коррекционная работа в дошкольных учреждениях: Учебно-методическое пособие/М.В. - Мн.: Мастацкая лит., 2000.
  7. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога/Серия

«Психологический практикум». Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

  1. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие, - М.:»Издательство ГНОМ и Д», 2000

 

 

 

 

Приложение

Рекомендации для педагогов, работающих с детьми

с ограниченными возможностями здоровья

Воспитателям:

- необходимо проявлять к ребенку доброе и заботливое отношение, показывая пример поведения и отношения к нему другим детям, создавать условия для его хорошего самочувствия и развития в детском саду;

- планировать и осуществлять индивидуальный подход во всех видах деятельности с учетом диагноза ребенка;

- привлекать ребенка к играм в маленьких подгруппах, общим хороводным и имитационным играм, парным поручениям, развивая интерес к общению со сверстниками и обогащая детский опыт;

- учить ребенка мыть, вытирать руки и лицо полотенцем, снимать и надевать одежду, ухаживать за ней, правильно сидеть за столом и пользоваться столовыми приборами, складывать игрушки на место и поддерживать порядок, развивая навыки элементарного самообслуживании и гигиены;

- сотрудничать с ребенком в практических делах (совместные игры, трудовые поручении, уход за животными, растениями и т. д.), способствуя развитию познавательной активности, помогать ребенку через совместную деятельность осваивать новые способы и приемы действия;

- развивать мелкую, артикуляционную и общую моторику посредством пальчиковой, артикуляционной гимнастики, чистогoворок, массажа, общеразвивающих упражнений, игр и заданий.

 

Учителю-логопеду:

- проявлять внимание к ребенку, создавать условия для хорошего самочувствии и активности;

- осуществлять комплексное речевое развитие, включая в работу с ребенком игры и задания на развитие всех компонентов речи (фонематические процессы, лексический и грамматический строй, связную речь);

- развивать слуховую функцию (неречевой, речевой слух и фонематические процессы), зрительно-пространственную и двигательную функции (общую, артикуляционную, мелкую моторику);

- осуществлять развитие мыслительной деятельности и эмоционально-личностной сферы.

 

Музыкальным руководителям:

- создавать условия для проявления положительных эмоций, хорошего самочувствия детей осуществлять индивидуальный подход в работе с детьми (уменьшить нагрузку, давать посильные ребенку задания);

- обеспечивать музыкальное развитие, используя в работе подвижные игры, игровые задания, движения под музыку, хороводные игры, пение, слушание;

- привлекать детей к праздничным мероприятиям, развлечениям, театрализованной деятельности, развивая их творческие способности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации педагогам по взаимодействию с детьми с РДА:

  1. Гибко подходить к построению и проведению каждого занятия.
  2. Необходимо быть последовательным, действовать поэтапно, не форсируя событий, и помнить: работа с аутичным ребенком - тонкое, даже деликатное дело, требующее ощутимых временных затрат.
  3. Коррекционная работа с любым ребенком, а с аутичным - тем более, будет более успешной, если ее проводить комплексно. Работа специалистов и родителей должна проходить по одной программе.
  4. Главная задача педагога - вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью нужно применять в работе с ним как можно больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт.
  5. На первых этапах работы для педагога часто более важно сформировать у ребенка желание взаимодействовать с ним, необходимо подобрать такие задания, с которыми они обязательно справятся. Ваша помощь и ваша похвала помогут закрепить успех и повысить уверенность ребенка.
  6. В помещении, где находится аутичный ребенок, важно составлять визуальное расписание на день, где в виде карточек обозначена четкая последовательность всех действий в течение дня. Так же, схему, отражающую нужную последовательность действий ребенка при сборах на прогулку, необходимо разместить на шкафчике.
  7. Аутичные дети видят смысл какой-либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована. Ребёнок должен знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить.
  8. На первых этапах работы с аутичными детьми рекомендуется предлагать им игры с четкой последовательностью действий и четкими правилами.
  9. Дети любят заниматься коллекционированием, поэтому их можно и нужно привлекать к работе по сортировке предметов. Они могут стать неоценимыми помощниками воспитателя, в тех случаях, когда нужно, например, разложить карандаши по цвету, кубики по размеру, вырезанные шаблоны по форме.
  10. Аутичный ребенок плохо осознает свое тело. У него может быть нарушена пространственная ориентация. Поэтому полезно разместить в групповой комнате нескольких зеркал на уровне глаз ребенка. Время от времени воспитатель или дефектолог может привлекать внимание ребенка к его отражению.
  11. Лучше осознать свое тело аутичному ребенку поможет упражнение, которое успешно применяется в детских садах: положив ребенка на большой лист бумаги, педагоги и дети из группы обводят контур его тела, а затем вместе, называя вслух части тела и предметы одежды, закрашивают этот контур.
  12. Для развития тактильного, зрительно-тактильного, кинестетического восприятия можно использовать такие игры, как "Волшебный мешочек", "Угадай предмет" и др.
  13. С аутичными детьми необходимо заниматься физическими упражнениями, так как подобные занятия помогают им лучше чувствовать свое тело, способствуют улучшению координации движений.
  14. Для закрепления навыков каждую игру следует проиграть не один десяток раз, тогда она может стать своего рода ритуалом, которые так любят дети данной категории.
  15. Во время игры взрослый должен постоянно проговаривать свои действия и действия ребенка, четко обозначая словами все, что происходит с ними. При этом педагога не должно обескураживать то, что ребенок не проявляет ни малейшего интереса к словам.
  16. Иногда аутичному ребенку необходима физическая помощь в организации действия: взрослый в буквальном смысле "работает" руками ребенка, пишет или рисует вместе с ним, держа один карандаш («рука в руке»).
  17. Нельзя забывать, что телесный контакт, а также упражнения на расслабление будут способствовать снижению уровня тревожности ребенка.
  18. Аутичным детям свойственна психическая пренасыщаемость, они быстро истощаются физически, поэтому для них необходим индивидуальный ритм работы, более частое переключение с одного вида деятельности на другой.

 

 

 

 

 

 

Рекомендации педагогам по взаимодействию с заикающимся ребенком:

 

  1. Не показывайте ребёнку, что вы обеспокоены тем, как он говорит. Не произносите слово «заикание».
  2. Постарайтесь сблизить заикающегося дошкольника с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно.
  3. Проявите к заикающемуся малышу максимум внимания, чуткости, наладьте с ним контакт, следите, чтобы его не дразнили другие дети, не шумели при ответах.
  4. Не вовлекайте заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем им полезно участвовать в хоровых и других играх, требующих хоровых ответов.
  5. Не спрашивайте заикающегося ребенка первым на занятиях. Лучше спросите после ребенка, который хорошо ответил.
  6. Помогите заикающемуся произнести слово (фразу) или отвлеките его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.
  7. Для заикающегося ребенка очень важны музыкальные занятия, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.
  8. Не подчеркивайте недостатки речи, а наоборот, вселяйте уверенность в свои силы, здоровый взгляд на дефект речи, желание избавиться от него.
  9. По возможности спрашивайте заикающегося всегда, когда он поднимет руку или проявит желание отвечать.
  10. Заикающийся ребенок должен находиться под наблюдением логопеда, психоневролога.

 

Материал подготовил:

Педагог-психолог МУ «ЦППМСП» г.Магнитогорска Ржевская Е.В.

27-05-2019, 10:38 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр