Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Июль 2022 (1)
Июнь 2022 (16)
Май 2022 (13)
Апрель 2022 (9)
Март 2022 (10)
Февраль 2022 (6)



Родителям детей с ОВЗ

Аутизм: принять и  помочь. 

     На сегодняшний день детский аутизм рассматривается в качестве «общего расстройства развития». То есть, это не заболевание, а тяжелое нарушение психического развития. Ребенок с расстройством аутистического спектра (РАС) нуждается в особом внимании врачей, педагогов, психологов и, конечно, родителей. По данным ВОЗ на сегодняшний день примерно каждый 68 новорожденный имеет признаки расстройства аутистического спектра (РАС), причем количество таких детей продолжает расти - примерно на 13 % в год. Ребенок с аутизмом может родиться в любой семье не зависимо от расовой принадлежности, социального статуса, материального достатка.

Аутизм — это:

1) крайняя форма нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний.

2) постоянное нарушение развития, которое проявляется в течении первых трех лет жизни и является средством неврологического расстройств.

3) нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних символов, который заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие.

В самом общем виде, аутизм характеризуют задержка развития и нежелание контактировать с другими людьми. Важно понимать, что это расстройство имеет множество проявлений: в развитии моторики, нарушении речи, внимания, восприятия. Ребенка с аутизмом можно распознать по таким частным признакам:

- трудности установления контакта (не только с чужими, но и с родными людьми)

- стереотипность поведения, сопротивление малейшим изменениям в обстановке

- поглощённость однообразными действиями, моторными и речевыми: раскачивание, взмахи руками, кружение вокруг себя и др.

- особая характеристика - задержка и нарушение развития речи: мутизм, эхолаличность, стереотипность фразы, штамповая речь, отсутствие мимики и жестов, не задает вопросы сам и не отвечает на обращение к нему, в речи не использует личные местоимения.

- манипуляции с предметами: извлечение звуков (стучат, трясут), оральные пробы (облизывают, грызут предметы, могут есть не съедобные вещи), страстное желание завладеть каким-то предметом, отказ действовать с предметов в прямом его назначении (копают ложкой).

- не соответствие возрастных показателей в сформированности крупной и мелкой моторике.

-   мышечная гипотония, которая перерастает в неправильную осанку.

-  многие дети начинают ходить на цыпочках, такая походка сохраняется долгое время, потом может исчезать и вновь возвращаться.

- необоснованный приступы гнева.

- моторная гиперактивность свойственная всем детям аутистам.

- игровая деятельность детей аутистического спектра:

  1. не соответствует возрасту, однообразна,
  2. имеет чаще всего манипулятивный характер,
  3. чаще в игровой деятельности используется не игровые предметы (бусинки, шнурки, палочки).,
  4. во время игры дети стереотипно повторяют одну и ту же манипуляцию,
  5. во время игры ребенок может «зависать» на отдельном предмете (колесо, кубик) и эта заинтересованность идет в разрез игре, т.е. ребенок интересуется только этим предметом, а не всецело игрой,
  6. если в игре оказывается другой ребёнок, то он становиться частью игры и с ним производятся действия как с неодушевленным предметом (посыпается его голова песком, его используют как часть постройки),
  7. во время игры ребенок не использует мимику,
  8. в игре присутствуют действия, но в целом игра не является деятельностью.

 

              Согласно Международной классификации болезней, аутистические расстройства входят в раздел «Психические расстройства и расстройства поведения», поэтому ведущая роль в диагностике и формировании лечебно-коррекционной программы принадлежит врачу-психиатру. Одновременно с этим на разных этапах в работе с ребенком могут участвовать неврологи, генетики, психологи, логопеды, дефектологи и другие специалисты.

          В возрасте 2-3-х лет как правило, ребенок попадает в поле зрения специалистов, т.к. ранее нарушения в развитии или аномалии менее заметны. Хотя первые признаки расстройства могут быть заметны еще раньше. Например, ребенок не тянулся к родителям, когда его собирались взять на руки, был пассивен, отмечалось отсутствие реакции на свое имя, слабый зрительный контакт, боялся громких звуков и не привыкал к ним, отмечались временные моменты полного отсутствия слухового восприятия обращения к ребенку, был всегда избирателен в еде, его невозможно было уговорить попробовать пищу определенного цвета, вкуса или запаха. Родители обычно говорили о своем ребенке – «он у нас странный», «не такой, как все».

В дальнейшем (от 2 до 11 лет) к этим симптомам и признакам аутизма у детей добавляется:

- стереотипность в произношении одного и того же слова, звука;

- к 3-4 годам словарный запас ребенка очень беден, либо он так и не заговорил;

- малыш не стремится к общению, не начинает разговор сам и не поддерживает беседу;

- большинство детей-аутистов с трудом приобретают навыки, а достигая школьного возраста, не способны научиться писать и читать;

- в любой деятельности ребенок – аутист придерживается стереотипных действий (ритуалов), а смена привычной обстановки вызывает у него беспокойство;

- дети проявляют интерес к определенному роду деятельности (рисование, музыка, математика, спорт)

ВАЖНО ПОМНИТЬ!

Аутизм- это не болезнь, у которой есть начало и конец, и которую можно лечить с помощью медикаментов, консультаций с врачами, прохождением процедур. Аутизм – это пожизненный недостаток здоровья.  К сожалению, аутизм – это нарушение развития, от которого нет таблеток, и ребенок его не «перерастет». Но, если вовремя поставить диагноз и начать грамотную корректирующую терапию, ребенку можно помочь освоить навыки самообслуживания и коммуникации, можно научить его замечать других людей, контролировать эмоции, справляться со страхами. До 80% детей с аутизмом получают инвалидность, однако, при определенных обстоятельствах ребенок может, когда вырастет, перейти к самостоятельной жизни.

Материал подготовил: учитель-дефектолог МУ "ЦППМСП"

                                       Мекешкина Т.Н.

15-05-2019, 13:59 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр