Игры с песком.
Песок – одно из самых распространённых минеральных соединений окружающего мира. Мы любим по нему ходить босиком, учим детей копать лопаткой и «печь куличи». Этим, как правило, ограничивается использование песка в повседневной жизни детей.
Малыши любят длительно сидеть в песочнице и без конца «печь пирожки, куличи, тортики» и т.д. Дети опытным путём находят ряд закономерностей, а осознать и выразить словами самостоятельно не могут. Например, сухой песок рассыпается, а мокрый – лепится; в широком и низком ведре можно принести столько же песка, сколько в высоком и узком; в одном и том же ведре сухой песок легче, а мокрый – тяжелее; одно ведро песка больше, чем лопатка песка и т.д. Им потребуется помощь взрослого.
Игры с песком позволяют глубже познакомиться со свойствами предметов окружающего мира, формируют начальные математические представления (больше - меньше, полный – пустой), развивают барическое чувство (чувство веса) и учат слаженной работе глаз и рук. Именно поэтому игры с песком так важны для развития любого ребёнка.
Дети с проблемами в развитии нуждаются в особом подходе и даже в старшем дошкольном возрасте с трудом овладевают несложными действиями с песком, не проявляя при этом особого интереса. Причиной является то, что они самостоятельно не находят те закономерности, о которых сказано выше. Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны следующие особенности:
- движения детей плохо координированы,
- отсутствует контроль глаз за действиями рук,
- тактильно-двигательное чувство не развито (не распознают на ощупь материалы, например бумагу и ткань),
- плохо развита мелкая моторика рук (не могут пальчиками захватывать мелкие предметы).
Эти проблемы мешают детям без труда овладеть, казалось бы, таким простым занятием, как игры с песком. Отсюда следует вывод о том, что играм с песком надо учить и самое благоприятное время для этого – лето.
Для того чтобы ребёнок заинтересовался песком как орудием игры, нужно его познакомить со свойствами песка, которые кажутся нам очевидными, а для ребёнка предоставляются огромной неразрешимой загадкой. Покажите ребёнку песок, попробуйте его рукой и, главное, вместе проговорите те действия, которые вы совместно провели. Повторяйте действия с песком каждый день, и ребёнок ответит вам увлечённой игрой в песочнице.
Примерное содержание игровых действий для ознакомления детей с ОВЗ со свойствами песка.
Сухой песок рассыпается, а мокрый – лепится. Подготовительная работа. Сделать две кучки песка – мокрого и сухого, удалённые друг от друга на расстояние примерно в длину совка. Все действия производить напротив одной из куч. |
|
Игровые действия: - набрать руками песок и пропустить через пальчики
- набрать сухой песок в одну формочку, мокрый – в другую и одновременно перевернуть
- наступить ногой или прижать руку сначала к мокрому песку, а потом – к сухому |
Речевое сопровождение: - Посмотри: сухой песок пробежал через пальчики, а мокрый не хочет, он остался на ладошке. Какой песок пробежал через пальчики? Какой песок остался на ладошке? - Посмотри: из этой формочки песок рассыпался, а из этой получился «пирожок». Эту формочку мы наполнили сухим песком, а эту – мокрым. Из какого песка получился «пирожок»?. Из какого песка не получился «пирожок»? - Посмотри: на этом песке получился след, а на этом – нет. Этот песок мокрый, а этот – сухой. На каком песке получился след? На каком песке не получился след? |
Сухой песок светлый, а мокрый – тёмный. Подготовительная работа. Взять два платочка или листа бумаги, разные по цвету или фактуре: одна светлая (близко по цвету к песку) и лёгкая (типа капрон), другая – тёмная и более тяжёлая. Приготовить две кучки песка – сухого и мокрого. |
|
Игровые действия: рассмотреть два платочка и подобрать, каким закроем одну кучку песка (сухого), а каким – другую (мокрого) |
Речевое сопровождение: - Посмотри: у нас два платочка: один лёгкий и светлый (потрогай, подбрось – он летит, спрячь его в ладошках, через него всё видно), а другой – тёмный и тяжёлый (потрогай, подбрось – он быстро падает, в ладошки не спрятать, через него ничего не видно). Посмотри: этот песок сухой, он рассыпается (потрогай, набери в ладошки и высыпь). Этот песок – мокрый, он лепится (набери в ладошки и высыпь). Они разные. Подбери, какой платочек подходит к сухому песку. Он такой же светлый и лёгкий. Подбери, какой платочек подходит к мокрому песку? Он такой же тёмный и тяжёлый. |
Сухой песок превращается в мокрый, если добавить воды. Подготовительная работа. Подготовить два одинаковых ведёрка с водой. Две кучки песка – сухого и мокрого. |
|
Игровые действия: -сравнить два ведёрка между собой и прийти к выводу, что они одинаковые. -наполнить оба ведёрка сухим песком (соблюдать одинаковое количество).
- затем в одно из них налить воды и понаблюдать за изменением цвета и свойств (стал тёмный и лепится). |
Речевое сопровождение: - Посмотри: у нас два ведерка. Вставь одно в другое. Они одинаковые. - Наполни оба ведёрка сухим песком. Как ты узнал, что это сухой песок? Правильно, он рассыпается и светлый. У нас получилось два одинаковых ведра с сухим песком. В каком ведре мокрый песок? Нет мокрого песка в вёдрах. - Налей в это ведро воды из лейки. Посмотри, что стало с песком в ведре, в которое ты налил воду? Он стал тёмный. Попробуй слепить «пирожок». Получилось. Как называется песок, из которого можно лепить «пирожок» и он тёмный? Правильно, мокрый. Откуда появился мокрый песок? У нас был только сухой песок. Что мы делали водой? Правильно, мы влили воду в это ведро. Почему в этом ведре песок превратился из сухого в мокрый? Потому что добавили воды. Преврати сам сухой песок в этом ведре в мокрый. |
Для того чтобы игры в песочнице стали более интересными, рекомендуем брать с собой на прогулку воду, цветные тряпочки, мелкие игрушки, формочки и совочки. Собирая игрушки, рассмотрите их, сравните между собой. Например: найдите самую большую формочку и самую маленькую, назовите форму и цвет каждой формочки. Сравните два совочка или два ведёрка, найдите сходства и отличия между ними. Приступая к игре, поговорите о том, можно ли лепить из такого песка куличики (строить башню) или они рассыпятся; что необходимо сделать, чтобы песок стал «послушным» и не рассыпался. Каждую постройку необходимо обыгрывать. Например «испекли куличики», поиграйте с ребёнком в магазин или в дом. Построив башенку или крепость, украсьте их цветными тряпочками (флажками); добавьте к постройке деревья (тонкие веточки). Если построили не одну башню, а две, сравните их: какая выше, в какой башенке сколько окошек, на какой башенке больше флажок и т.д. Используя мелкие игрушки, придумайте сказку и покажите её: кто живёт в этой башне, куда ходит, кто приходит в гости к герою, в какие игры они играют и т.д.
Практическая деятельность с песком (игровая и экспериментальная) будет способствовать развитию мелкой моторики, мышления, речи, творчества и дружеских взаимоотношений.
Материал подготовил учитель-дефектолог МУ ЦППМСП г.Магнитогорска
Н.В.Щербатова
май 2022г.