Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (21)
Март 2024 (8)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



Родителям нормативно развивающихся детей

Игры с песком.

Песок – одно из самых распространённых минеральных соединений окружающего мира. Мы любим по нему ходить босиком, учим детей копать лопаткой и «печь куличи». Этим, как правило, ограничивается использование песка в повседневной жизни детей.

Малыши любят длительно сидеть в песочнице и без конца «печь пирожки, куличи, тортики» и т.д. Дети опытным путём находят ряд закономерностей, а осознать и выразить словами самостоятельно не могут. Например, сухой песок рассыпается, а мокрый – лепится; в широком и низком ведре можно принести столько же песка, сколько в высоком и узком; в одном и том же ведре сухой песок легче, а мокрый – тяжелее; одно ведро песка больше, чем лопатка песка и т.д. Им потребуется помощь взрослого.

Игры с песком позволяют глубже познакомиться со свойствами предметов окружающего мира, формируют начальные математические представления (больше - меньше, полный – пустой), развивают барическое чувство (чувство веса) и учат слаженной работе глаз и рук. Именно поэтому игры с песком так важны для развития любого ребёнка.

Дети с проблемами в развитии нуждаются в особом подходе и даже в старшем дошкольном возрасте с трудом овладевают несложными действиями с песком, не проявляя при этом особого интереса. Причиной является то, что они самостоятельно не находят те закономерности, о которых сказано выше. Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны следующие особенности:

- движения детей плохо координированы,

- отсутствует контроль глаз за действиями рук,

- тактильно-двигательное чувство не развито (не распознают на ощупь материалы, например бумагу и ткань),

- плохо развита мелкая моторика рук (не могут пальчиками захватывать мелкие предметы).

Эти проблемы мешают детям без труда овладеть, казалось бы, таким простым занятием, как игры с песком. Отсюда следует вывод о том, что играм с песком надо учить и самое благоприятное время для этого – лето.

Для того чтобы ребёнок заинтересовался песком как орудием игры, нужно его познакомить со свойствами песка, которые кажутся нам очевидными, а для ребёнка предоставляются огромной неразрешимой загадкой. Покажите ребёнку песок, попробуйте его рукой и, главное, вместе проговорите те действия, которые вы совместно провели. Повторяйте действия с песком каждый день, и ребёнок ответит вам увлечённой игрой в песочнице.

 

Примерное содержание игровых действий для ознакомления детей с ОВЗ со свойствами песка.

 

Сухой песок рассыпается, а мокрый – лепится.

Подготовительная работа. Сделать две кучки песка – мокрого и сухого, удалённые друг от друга на расстояние примерно в длину совка. Все действия производить напротив одной из куч.

Игровые действия:

- набрать руками песок и пропустить через пальчики

 

 

- набрать сухой песок в одну формочку, мокрый – в другую и одновременно перевернуть

 

 

 

- наступить ногой или прижать руку сначала к мокрому песку, а потом – к сухому

Речевое сопровождение:

- Посмотри: сухой песок пробежал через пальчики, а мокрый не хочет, он остался на ладошке. Какой песок пробежал через пальчики? Какой песок остался на ладошке?

- Посмотри: из этой формочки песок рассыпался, а из этой получился «пирожок». Эту формочку мы наполнили сухим песком, а эту – мокрым. Из какого песка получился «пирожок»?. Из какого песка не получился «пирожок»?

- Посмотри: на этом песке получился след, а на этом – нет. Этот песок мокрый, а этот – сухой. На каком песке получился след? На каком песке не получился след?

 

Сухой песок светлый, а мокрый – тёмный.

Подготовительная работа. Взять два платочка или листа бумаги, разные по цвету или фактуре: одна светлая (близко по цвету к песку) и лёгкая (типа капрон), другая – тёмная и более тяжёлая. Приготовить две кучки песка – сухого и мокрого.

Игровые действия:

рассмотреть два платочка и подобрать, каким закроем одну кучку песка (сухого), а каким – другую (мокрого)

Речевое сопровождение:

- Посмотри: у нас два платочка: один лёгкий и светлый (потрогай, подбрось – он летит, спрячь его в ладошках, через него всё видно), а другой – тёмный и тяжёлый (потрогай, подбрось – он быстро падает, в ладошки не спрятать, через него ничего не видно). Посмотри: этот песок сухой, он рассыпается (потрогай, набери в ладошки и высыпь). Этот песок – мокрый, он лепится (набери в ладошки и высыпь). Они разные. Подбери, какой платочек подходит к сухому песку. Он такой же светлый и лёгкий. Подбери, какой платочек подходит к мокрому песку? Он такой же тёмный и тяжёлый.

 

Сухой песок превращается в мокрый, если добавить воды.

Подготовительная работа. Подготовить два одинаковых ведёрка с водой. Две кучки песка – сухого и мокрого.

Игровые действия:

-сравнить два ведёрка между собой и прийти к выводу, что они одинаковые.

-наполнить оба ведёрка сухим песком (соблюдать одинаковое количество).

 

 

 

 

- затем в одно из них налить воды и понаблюдать за изменением цвета и свойств (стал тёмный и лепится).

Речевое сопровождение:

- Посмотри: у нас два ведерка. Вставь одно в другое. Они одинаковые.

- Наполни оба ведёрка сухим песком. Как ты узнал, что это сухой песок? Правильно, он рассыпается и светлый. У нас получилось два одинаковых ведра с сухим песком. В каком ведре мокрый песок? Нет мокрого песка в вёдрах.

- Налей в это ведро воды из лейки. Посмотри, что стало с песком в ведре, в которое ты налил воду? Он стал тёмный. Попробуй слепить «пирожок». Получилось. Как называется песок, из которого можно лепить «пирожок» и он тёмный? Правильно, мокрый. Откуда появился мокрый песок? У нас был только сухой песок. Что мы делали водой? Правильно, мы влили воду в это ведро. Почему в этом ведре песок превратился из сухого в мокрый? Потому что добавили воды. Преврати сам сухой песок в этом ведре в мокрый.

 

Для того чтобы игры в песочнице стали более интересными, рекомендуем брать с собой на прогулку воду, цветные тряпочки, мелкие игрушки, формочки и совочки. Собирая игрушки, рассмотрите их, сравните между собой. Например: найдите самую большую формочку и самую маленькую, назовите форму и цвет каждой формочки. Сравните два совочка или два ведёрка, найдите сходства и отличия между ними. Приступая к игре, поговорите о том, можно ли лепить из такого песка куличики (строить башню) или они рассыпятся; что необходимо сделать, чтобы песок стал «послушным» и не рассыпался. Каждую постройку необходимо обыгрывать. Например «испекли куличики», поиграйте с ребёнком в магазин или в дом. Построив башенку или крепость, украсьте их цветными тряпочками (флажками); добавьте к постройке деревья (тонкие веточки). Если построили не одну башню, а две, сравните их: какая выше, в какой башенке сколько окошек, на какой башенке больше флажок и т.д. Используя мелкие игрушки, придумайте сказку и покажите её: кто живёт в этой башне, куда ходит, кто приходит в гости к герою, в какие игры они играют и т.д.

Практическая деятельность с песком (игровая и экспериментальная) будет способствовать развитию мелкой моторики, мышления, речи, творчества и дружеских взаимоотношений.

 

Материал подготовил учитель-дефектолог МУ ЦППМСП г.Магнитогорска

Н.В.Щербатова

май 2022г.

 

7-06-2022, 15:23 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр