Памятка для учителей и родителей
Речевая готовность к школе.
Приходя в первый класс, ребенок должен иметь соответствующий уровень речевого развития. На что необходимо обратить внимание:
- Речевая коммуникация - к 7 годам ребенок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.
- Связная речь - к 7 годам ребенок должен уметь пересказывать небольшие по объему незнакомые рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание на понимание ребенком текста (он должен правильно формулировать основную мысль), на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ), на лексику (полнота использования лексики), на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения), на плавность речи (отсутствие подсказок по ходу пересказа).
- Словарь - к 7 годам у ребенка должен быть достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен активно использовать антонимы (грустный-веселый, молодой-старый, высоко-низко, бежать-стоять, разговаривать-молчать и т. д.), синонимы (пес, собока, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.), слова-действия, слова-признаки, предлоги.
- Грамматика - к 7 годам ребенок должен уметь понимать различные грамматические конструкции (Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что он сделал в начале? Охотник бежит за собакой. Кто бежит впереди? и т. д.). А также правильно образовывать слова (варенье из сливы-сливовое, шапка из соломы-соломенная, у лисы-лисята, у льва-львята и т. д.)
- Звукопроизношение - в норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребенком полностью к 3-4 годам, к 5-6 годам он должен уметь дифференцировать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, ребенок должен отчетливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
Вывод об уровне речевого развития детей, их готовности к школьному обучению делается на основе обследования всех сторон речи.
Материал подготовил учитель-логопед МУ ЦППМСП Е. Н. Полуэктова
1-04-2018, 21:25 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /