Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Методические объединения Планы и отчеты Для школьников Для родителей Для педагогов




Методическая копилка

     Игровые упражнения по формированию пространственных представлений

у детей с дошкольного возраста 

 Материал будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, родителей детей дошкольного возраста.

      Дошкольный возраст является важным периодом формирования физического и психического здоровья ребенка. Своевременное формирование пространственных функций для детского развития представляет исключительную значимость. Недостаточность этих функций обусловливает 47% трудностей, испытываемых младшими школьниками при усвоении учебного материала по математике, 24% трудностей при усвоении материала по русскому языку и формированию навыков письма, 16% трудностей при обучении чтению. В связи с этим проблема формирования пространственных представлений является очень актуальной.

      Приведу некоторые приемы, игры и упражнения, направленные на развитие пространственного восприятия и формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста. 

«Дом для игрушек»

Материал: Шкаф с тремя открытыми полками, 9 крупных игрушек.

Педагог подводит детей к шкафу с игрушками: «Посмотрите внимательно, сколько полок в этом шкафу? Правильно, три: верхняя, средняя и нижняя. На полках расставлены разные игрушки. Дети рассматривают и называют игрушки.

«У каждой игрушки свое место в шкафу» – говорит педагог и дает образец словесного описания расположения двух-трех игрушек. Например: «Зайчик стоит на верхней полки с лева», «Матрешка стоит на нижней полке справа», Мяч лежит на верхней полке, посередине между зайчиком и грибком». Свои слова взрослый сопровождает жестами в сторону игрушки.

Затем предлагает каждому ребенку выбрать какую-то игрушку и самостоятельно описать ее местоположение в шкафу. Когда дети выполняют задание, педагог продолжает: «Игрушкам надоело в шкафу. Поиграйте с ними». Раздает детям игрушки.

Через 3-5 минут педагог говорит: «Игрушкам пора возвращаться в шкаф. Помогите им найти свое место. Я буду вам подсказывать».

ПРИМЕЧАНИЕ

С этим же материалом можно провести игры «Какой игрушки не стало?», «Какие игрушки поменялись местами?» 

 «Кто где живет?»

1 вариант

Цель: Учить детей определять направление в микро пространстве с точкой отсчета «от себя». Развивать логическое мышление. Обучать обозначению в речи направлений микро пространства.

Материал: Изображение дерева, в стволе дупло (вверху, посередине), слева на ветке скворечник. Снизу, под деревом, норка; игрушки: белочка, птичка, мышка.

ХОД ИГРЫ

Педагог просит ребенка внимательно рассмотреть изображения дерева. Затем спрашивает: «Где живет мышка, птичка, белочка?».

2 вариант

МАТЕРИАЛ: Игрушки или картинки: медведь, мышка, кошка, поросенок, собака, кукла; лист бумаги с нарисованным домом, в каждом окошке изображен какой-то предмет (кусочек сыра, конфета, баночка меда, морковка, косточка).

ХОД ИГРЫ

Дети сначала рассматривают игрушки, называют их, отвечают на вопросы педагога. Затем педагог предлагает им внимательно рассмотреть изображение дома. Говорит: «В доме живут игрушки, которые пришли к нам в гости. Посмотрите внимательно и скажите, где чье окошко?». Дети должны не только правильно назвать хозяина окна, но и объяснить свое предположение. 

 «Что изменилось?»

1 вариант

ЦЕЛЬ: Учить детей определять разницу в пространственном расположении игрушек и отражать это в речи соответствующими пространственными терминами.

МАТЕРИАЛ* Два детских стула, две одинаковые, крупные игрушки.

ХОД ИГРЫ

Педагог ставит справа и слева от ребенка по одному стулу. Спрашивает: «С какой стороны от тебя стоит этот стул? А этот? (Указательные жесты в сторону каждого стула)» На сиденье одного стула педагог кладет мяч, второй мяч- под сидение другого стула. Обращается к ребенку: «Посмотри внимательно. Расскажи мне, куда я положила мячи» Затем предлагает малышу закрыть глаза и меняет игрушки местами « Что изменилось?»

2 вариант

Педагог ставит слева и справа от ребенка по две одинаковые игрушки. Просит внимательно рассмотреть их. Затем обращает внимание малыша на то, как расположены игрушки: машина стоит ближе к нему (и справа и слева), а пирамидка- дальше от него. Просит ребенка закрыть глаза и меняет игрушки местами (пирамидку ставит ближе к нему, а машинку дальше - и слева и справа.) Говорит ребенку «Открой глаза, посмотри внимательно направо, теперь налево, что изменилось в расположении игрушек?»

ПРИМЕЧАНИЕ

Эта же игра проводится с расположением игрушек впереди и сзади ребенка, повторяется неоднократно с другими игрушками, с поворотом ребенка в разные стороны. 

 «Разноцветные квадраты»

Цель: Закреплять умение детей ориентироваться и обозначать в речи направления микропространства.

Материал: Лист картона, разделенный на 9 квадратов разного цвета и по-разному расположенных. Некоторые цвета повторяются, например: 2 красных, 2 желтых, 2 зеленых.

ХОД ИГРЫ

1 вариант

Дети рассматривают лист с изображением цветных квадратов, называют их отвечая на вопрос педагога: «Какого цвета квадрат в правом верхнем углу (в левом нижним)?», «Где расположен красный (зеленый, синий, желтый) квадрат?», «Какие квадраты одинакового цвета? Покажи их»

2 вариант

Вместо цветных квадратов в каждую клетку помещают предметные изображения. Педагог говорит: «В этом доме живу игрушки. Посмотрите и скажите, где чье окошко?» дети должны объяснить местоположение предмета. 

 «Найди где спрятано»

Цель: Учить детей ориентироваться в пространстве; передвигаться в заданных направлениях, сохранять и менять направление своего движения в соответствии с инструкциями педагога; обозначать в речи заданные направления соответствующими пространственными терминами.

Материал: Крупные игрушки (3-5 и больше).

ХОД ИГРЫ

Педагог говорит ребенку: «Сегодня ты научишься находить игрушки, которые я спрячу в разных местах комнаты. Рассмотри внимательно игрушки. Закрой глаза, я спрячу их. Открой. Чтобы найти игрушки надо внимательно слушать, куда, в каком направлении тебе надо идти. Иди вперед, дойди до шкафа, поверни направо, иди к столу». Когда ребенок находит игрушку, педагог просит его рассказать, в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку (в шкафу, под столом).

ПРИМЕЧАНИЕ

Игра проводится неоднократно. С изменением положения в пространстве (с различными поворотами на 90, 180 и 360 градусов), с увеличением числа игрушек, направлений пространства, В которых дошкольник действует. 

 «Далеко – близко».

Цель: Учить детей осмысливать слова «далеко – близко, дальше – ближе» и использовать их в речи.

ХОД ИГРЫ

1 вариант

Педагог просит подойти друг к другу «Дети, сейчас вы стоите близко друг к другу, а Сережа – дальше от вас». Дети несколько раз меняются местами, педагог объясняет им, кто, где стоит по отношению к другим. Затем предлагает детям самим сказать, кто где находится.  

«Угадай, чего не стало?»

Цель: Учить детей запоминать игрушки и их расположение в пространстве, обозначать его в речи соответствующими пространственными терминами.

Материал: Разнообразные крупные игрушки (от5 до 10 шт.), скамейка.

ХОД ИГРЫ

На ковре стоят несколько игрушек. Дети рассматривают их и расставляют на скамейке. Педагог просит рассказать, где стоит каждая игрушка. Если ребенок затрудняется определить и обозначить в речи расположение игрушек на скамейке, педагог помогает соотнести местоположение игрушки с направлениями тела отвечающего: «Скажи: какая это рука? Верно, правая. Покажи игрушку, которая стоит на скамейке справа». Дает образец словестного описания: «Пирамидка стоит на скамейке справа», «Елочка стоит посередине, между матрешкой и кубиком». Затем предлагает детям закрыть глаза и прячет одну игрушку. Оставшиеся игрушки ставит так, чтобы между ними не было промежутка. Просит детей открыть глаза: «Посмотрите внимательно. Какую игрушку я спрятала?», «Где она стояла?» В случае если ребенок не может вспомнить игрушку, педагог помогает ему, например: «Послушай загадку про игрушку, которую я спрятала». Следует словесное описание игрушки. Когда малыш сумеет назвать спрятанную игрушку, надо будет и указать, где она стояла.

 

«Игрушки пришли к нам в гости»

Цель: Учить детей приемам зрительно – осязательного обследования игрушек, расположение их по словесным инструкциям педагога в различных направлениях «от себя» (справа, слева, впереди, сзади), обозначению направлений соответствующими пространственными терминами. Воспитывать дружелюбие.

Материал: Крупные, новые, незнакомые детям игрушки: матрешка, кукла, собачка, мишка.

ХОД ИГРЫ

Педагог: «К нам в гости пришли игрушки: матрешка, кукла, собачка и мишка. Познакомьтесь с ними» Вместе с ребенком педагог выполняет с каждой игрушкой определенные игровые действия. Например, собирает и разбирает матрешку. Затем взрослый предлагает ребенку расставить игрушки вокруг себя в том направлении, которое будет названо: «Матрешку поставь впереди себя. Куклу поставь позади себя. Собачку поставь справа от себя. Мишку поставь слева от себя.» После выполнения ребенком этих действий педагог задает ему вопросы: «С какой стороны у тебя мишка?», «С какой стороны у тебя кукла?» Получив ответы просит ребенка прочитать гостям игрушкам какое - нибудь стихотворение.

ПРИМЕЧАНИЕ

Игра повторяется неоднократно с увеличением числа игрушек (от2 до 5), располагаемых с каждой стороны. Педагог может предложить посчитать игрушки: «Сколько всего игрушек пришло к нам в гости?». «С какой стороны от тебя больше (меньше) игрушек?» , «С какой стороны от тебя игрушек поровну?».

 

 «Что изменилось?»

Цель: Учить детей определять пространственное отношение между предметами и изменения в их расположении; обозначать это в речи соответствующими пространственными терминами.

Материал: Крупная кукольная мебель, кукла, счетные палочки.

ХОД ИГРЫ

Педагог заранее выкладывает на ковре кукольной комнаты с обозначением окна и двери. Рядом в коробке набор кукольной мебели. Говорит детям: «Кукла купила новую мебель, она просит вас помочь расставить мебель в комнате. Вот ее комната. Какой она формы? Правильно, комната прямоугольной формы». Просит детей показать и назвать стены комнаты («Эта стена левая», «Эта стена передняя», и т.д.), показать и сказать, где расположена окно и дверь («Окно посередине правой стены», «дверь слева, в передней стене»). Один ребенок расставляет в комнате мебель проговаривая, где и что он ставил. Например: «Стол я поставлю посередине комнаты», «Диван я поставлю у левой стены».

Когда вся мебель расставлена, педагог предлагает детям погулять с куклой, поиграть с ней. В это время меняют местами два предмета в кукольной комнате. Затем просит детей подойти. Говорит: «Мы приехали к кукле в гости, а у нее в комнате что-то изменилось. Посмотрите внимательно. Какая мебель стоит в другом месте? Где теперь стоит стол? А шкаф?» (Ответы детей)

ПРИМЕЧАНИЕ

Игра проводится несколько раз с различным расположением мебели в кукольной комнате, с увеличением количества предметов и их изменении в их расположении, с условием заданий. (Так, мебель ставится во всех углах комнаты, ближе к стене, дальше от стены и т.д.).  

Материал подготовил учитель-логопед МУ «ЦППМСП»  Е. Н. Полуэктова

20-02-2017, 11:03 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр