Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Октябрь 2024 (5)
Сентябрь 2024 (6)
Май 2024 (12)
Апрель 2024 (11)
Март 2024 (8)
Февраль 2024 (3)



Родителям на заметку

Развитие навыков пространственной ориентировки у дошкольников с нарушениями развития.

 

Ориентировка в пространстве – это особый вид восприятия, когда при помощи зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов формируются условные рефлексы, обеспечивающие восприятия пространства по нескольким параметрам: величина, форма, протяженность, расположение, объемность объектов окружающего мира.

В норме к 7-8 годам у ребенка формируются основные параметры пространственной ориентировки в окружающем пространстве, в изображении, на листе бумаги.

У старших дошкольников с нарушениями в развитии (ЗПР, легкие интеллектуальные нарушения) наблюдается несформированность навыков пространственной ориентировки. Это проявляется в трудностях ориентировки во всех направлениях пространства (право-лево, верх-низ, за-перед и т.п.). Дети недостаточно ориентируются в семе собственного тела, затрудняются в узнавании предметов в контурном, наложенном изображении, в дорисовывании верхней (нижней), правой, (левой) частей рисунка. Часто дети неверно располагают части предметов по отношению к друг другу.

Недостаточность сформированности пространственной ориентировки приводит к различным трудностям в обучении, в том числе отрицателно влияет на формирование навыков письма в школе.

Основой пространственной ориентировки является работа по формированию и уточнению представлений о схеме собственного тела.

 

 

 

Примеры упражнений по формированию навыков пространственной ориентировки в схеме собственного тела:

Упражнение «Разноцветные фигуры».

Цель: формирование ориентировки в схеме собственного тела, закрепление сенсорных признаков.

Содержание: перед ребенком раскладываются разноцветные геометрческие фигуры. Задание ребенку:

- закрой желтый квадрат правой рукой;

- возьми в левую руку зеленый овал;

-возьми красную фигуру в левую руку и приложи к левому уху…

-возьми зеленый треугольник и положи в правой ноге и др.

Упражнение «Большой - маленький».

Цель: формирование ориентировки в схеме собственного тела, закрепление навыка сравнения предметов по величине.

Содержание: перед ребенком раскладываются предметы большие и маленькие. Задания ребенку:

-возьми в правую руку большое яблоко. Положи его в правый карман.

-возьми в левую руку маленький кубик, положи его на левое плечо.

 

 

 

 

 

 

Упражнение «Высокий - низкий».

Цель: различение правой-левой стороны собственного тела, распознавание положения тела человека напротив, закрепление навыка сравнения предметов по величине (высоте

Содержание: перед ребенком раскладываются рисунки с высокими и низкими предметами (дом, дерево, забор..)

Задания детям:

-дай мне в правую руку рисунок с высоким забором…

 

 

Упражнение «Белка».

Цель: распознавание положения тела человека напротив.

Содержание: ребенку предлагается игрушка Белки (или любая другая с характерными частями тела). Игрушка рассматривается, находятся ее правые и левые части.

Задания ребенку:

- потрогай правое ухо белочки правой рукой;

- наклони левой рукой хвостик белки влево.


Материал подготовил Учитель-дефектолог МУ "ЦППМСП" г. Магнитогорска Чабан Л.В.




31-03-2021, 15:08 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр