Развитие навыков пространственной ориентировки у дошкольников с нарушениями развития.
Ориентировка в пространстве – это особый вид восприятия, когда при помощи зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов формируются условные рефлексы, обеспечивающие восприятия пространства по нескольким параметрам: величина, форма, протяженность, расположение, объемность объектов окружающего мира.
В норме к 7-8 годам у ребенка формируются основные параметры пространственной ориентировки в окружающем пространстве, в изображении, на листе бумаги.
У старших дошкольников с нарушениями в развитии (ЗПР, легкие интеллектуальные нарушения) наблюдается несформированность навыков пространственной ориентировки. Это проявляется в трудностях ориентировки во всех направлениях пространства (право-лево, верх-низ, за-перед и т.п.). Дети недостаточно ориентируются в семе собственного тела, затрудняются в узнавании предметов в контурном, наложенном изображении, в дорисовывании верхней (нижней), правой, (левой) частей рисунка. Часто дети неверно располагают части предметов по отношению к друг другу.
Недостаточность сформированности пространственной ориентировки приводит к различным трудностям в обучении, в том числе отрицателно влияет на формирование навыков письма в школе.
Основой пространственной ориентировки является работа по формированию и уточнению представлений о схеме собственного тела.
Примеры упражнений по формированию навыков пространственной ориентировки в схеме собственного тела:
Упражнение «Разноцветные фигуры».
Цель: формирование ориентировки в схеме собственного тела, закрепление сенсорных признаков.
Содержание: перед ребенком раскладываются разноцветные геометрческие фигуры. Задание ребенку:
- закрой желтый квадрат правой рукой;
- возьми в левую руку зеленый овал;
-возьми красную фигуру в левую руку и приложи к левому уху…
-возьми зеленый треугольник и положи в правой ноге и др.
Упражнение «Большой - маленький».
Цель: формирование ориентировки в схеме собственного тела, закрепление навыка сравнения предметов по величине.
Содержание: перед ребенком раскладываются предметы большие и маленькие. Задания ребенку:
-возьми в правую руку большое яблоко. Положи его в правый карман.
-возьми в левую руку маленький кубик, положи его на левое плечо.
Упражнение «Высокий - низкий».
Цель: различение правой-левой стороны собственного тела, распознавание положения тела человека напротив, закрепление навыка сравнения предметов по величине (высоте
Содержание: перед ребенком раскладываются рисунки с высокими и низкими предметами (дом, дерево, забор..)
Задания детям:
-дай мне в правую руку рисунок с высоким забором…
Упражнение «Белка».
Цель: распознавание положения тела человека напротив.
Содержание: ребенку предлагается игрушка Белки (или любая другая с характерными частями тела). Игрушка рассматривается, находятся ее правые и левые части.
Задания ребенку:
- потрогай правое ухо белочки правой рукой;
- наклони левой рукой хвостик белки влево.
Материал подготовил Учитель-дефектолог МУ "ЦППМСП" г. Магнитогорска Чабан Л.В.