Роль игровой и бытовой деятельности в обучении и развитии детей с синдромом Дауна.
Обучая детей с синдромом Дауна (СД), педагоги и родители ставят перед собой цель максимально развивать их познавательные возможности, подготовить к посещению детского сада, обучению в школе и к самостоятельной (или относительно самостоятельной) жизни в будущем.
Задачей развития познавательной деятельности таких деток является формирование понятий и отработка отдельных навыков, обучение детей умению оперировать несколькими понятиями или навыками одновременно, развитие мышления и речи.
Обучение детей с ОВЗ может происходить как на специально организованном занятии за столом, используя дидактический материал, так и в игровой и бытовой деятельности дошкольника.
Занимаясь с ребёнком за столом, происходит обучение и отработка отдельных умений и навыков, которые затем могут использоваться в бытовой или игровой ситуации.
В бытовой деятельности взрослый ставит перед ребёнком цель и подсказывает необходимые действия, которые помогут дошкольнику достигнуть эту цель. Т.О., малыш заучивает нужную последовательность действий.
В игре ребенок с СД уже может самостоятельно поставить цель, спланировать и выполнить цепочку действий. Игра позволяет многократно повторять действия с комментариями в нужном для ребёнка темпе. Именно игра является тем полем, где происходит наиболее значимая часть обучения, связанная с целеполаганием и планированием действий. Дети не могут сами научиться играть, сколько бы игрушек у них ни было. Нужно и важно активное участие родителей! Понятие или навык действительно усвоены дошкольником с СД только тогда, когда он начинает самостоятельно его использовать.
НАПРИМЕР, на занятии обучали сортировать предметы по цвету с опорой на образец. В быту мама попросит малыша найти такие же по цвету носочки. С папой в игре с солдатиками, ребёнок выбирает солдатиков только названного цвета.
Как обучать ребёнка в быту? Для развития представлений об окружающем мире и расширения сенсорного опыта ребёнка с СД необходимо включать его в различные виды деятельности, которыми занимаются другие члены семьи. Любые трудовые действия (мытье полов шваброй, выжимание салфетки, протирание поверхности стула и т.д.) способствуют развитию точности движений и позволяют ребёнку получать новые сенсорные ощущения. Развитию мелкой моторики способствуют такие задания, как помощь при лепке пирожков, развешивании белья на верёвке с использованием прищепок и т.д. Просьбы для обращения к детям с СД должны быть простыми, но разнообразными. Всегда обсуждайте с малышом все, что вы делаете. Выделяйте интонационно эмоциональные моменты: «Ой, смотри, как тесто в кастрюле поднялось! Какое оно мягкое!». Комментируя свои действия и действия ребёнка, проговаривайте все характеристики предмета (цвет, форму, величину и другие признаки: твердость, температура).
Обязательно хвалите ребёнка за всё, что он сделал и за попытки помочь вам. Маленькие дети обычно с удовольствием помогают родителям по хозяйству. В более позднем возрасте это сделать будет сложнее.
Как обучать ребёнка в игре? В дошкольном возрасте для любого ребёнка главной деятельностью является игра. Роль взрослого в игровой деятельности малыша очень важна. Играя сами, родители показывают ребёнку что можно делать с этими игрушками. На первом этапе обучению игре ребёнок с СД является зрителем. Затем начинает по подражанию выполнять отдельные действия с игрушками, а потом постепенно научится объединять их в целые сюжеты. Когда ребёнок начинает играть сам, родителям необходимо подключаться, внося в них новые сюжетные действия. Комментируйте игру, поддерживая ребёнка эмоционально. Ваши высказывания могут быть позитивными, которые описывают действия малыша и ставят перед ним новые задачи («Какой красивый дом у тебя получился! Давай еще заборчик сделаем!»). Но ваши комментарии могут содержать в себе напоминания о том, чего делать нельзя («Не ломай дом! Сломал. Строй опять!»). Когда родители продемонстрировали малышу модель поведения в игре, необходимо оставить игрушки в поле досягаемости и дать возможность ребёнку самому попробовать поиграть с ними.
ВАЖНО! Любой ребёнок знакомится с миром через действия, которые он совершает с окружающими его предметами. Эти действия ложатся в основу развития мышления. Поэтому деятельность ребёнка с СД должна быть насыщенной и разнообразной. Всё, что происходит вокруг, становится источником информации, обобщается и используется дошкольником с помощью взрослого. Т.О., основными формами получения знаний, умений и навыков – это игра и участие в бытовых делах семьи.
Материал подготовил: учитель-дефектолог МУ "ЦППМСП" г. Магнитогорска Щербатова Н.В.