Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (21)
Март 2024 (8)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



Игровая и бытовая деятельность в обучении и развитии

Роль игровой и бытовой деятельности в обучении и развитии детей с синдромом Дауна.

Обучая детей с синдромом Дауна (СД), педагоги и родители ставят перед собой цель максимально развивать их познавательные возможности, подготовить к посещению детского сада, обучению в школе и к самостоятельной (или относительно самостоятельной) жизни в будущем.

Задачей развития познавательной деятельности таких деток является формирование понятий и отработка отдельных навыков, обучение детей умению оперировать несколькими понятиями или навыками одновременно, развитие мышления и речи.

Обучение детей с ОВЗ может происходить как на специально организованном занятии за столом, используя дидактический материал, так и в игровой и бытовой деятельности дошкольника.

Занимаясь с ребёнком за столом, происходит обучение и отработка отдельных умений и навыков, которые затем могут использоваться в бытовой или игровой ситуации.

В бытовой деятельности взрослый ставит перед ребёнком цель и подсказывает необходимые действия, которые помогут дошкольнику достигнуть эту цель. Т.О., малыш заучивает нужную последовательность действий.

В игре ребенок с СД уже может самостоятельно поставить цель, спланировать и выполнить цепочку действий. Игра позволяет многократно повторять действия с комментариями в нужном для ребёнка темпе. Именно игра является тем полем, где происходит наиболее значимая часть обучения, связанная с целеполаганием и планированием действий. Дети не могут сами научиться играть, сколько бы игрушек у них ни было. Нужно и важно активное участие родителей! Понятие или навык действительно усвоены дошкольником с СД только тогда, когда он начинает самостоятельно его использовать.

НАПРИМЕР, на занятии обучали сортировать предметы по цвету с опорой на образец. В быту мама попросит малыша найти такие же по цвету носочки. С папой в игре с солдатиками, ребёнок выбирает солдатиков только названного цвета.

Как обучать ребёнка в быту? Для развития представлений об окружающем мире и расширения сенсорного опыта ребёнка с СД необходимо включать его в различные виды деятельности, которыми занимаются другие члены семьи. Любые трудовые действия (мытье полов шваброй, выжимание салфетки, протирание поверхности стула и т.д.) способствуют развитию точности движений и позволяют ребёнку получать новые сенсорные ощущения. Развитию мелкой моторики способствуют такие задания, как помощь при лепке пирожков, развешивании белья на верёвке с использованием прищепок и т.д. Просьбы для обращения к детям с СД должны быть простыми, но разнообразными. Всегда обсуждайте с малышом все, что вы делаете. Выделяйте интонационно эмоциональные моменты: «Ой, смотри, как тесто в кастрюле поднялось! Какое оно мягкое!». Комментируя свои действия и действия ребёнка, проговаривайте все характеристики предмета (цвет, форму, величину и другие признаки: твердость, температура).

Обязательно хвалите ребёнка за всё, что он сделал и за попытки помочь вам. Маленькие дети обычно с удовольствием помогают родителям по хозяйству. В более позднем возрасте это сделать будет сложнее.

Как обучать ребёнка в игре? В дошкольном возрасте для любого ребёнка главной деятельностью является игра. Роль взрослого в игровой деятельности малыша очень важна. Играя сами, родители показывают ребёнку что можно делать с этими игрушками. На первом этапе обучению игре ребёнок с СД является зрителем. Затем начинает по подражанию выполнять отдельные действия с игрушками, а потом постепенно научится объединять их в целые сюжеты. Когда ребёнок начинает играть сам, родителям необходимо подключаться, внося в них новые сюжетные действия. Комментируйте игру, поддерживая ребёнка эмоционально. Ваши высказывания могут быть позитивными, которые описывают действия малыша и ставят перед ним новые задачи («Какой красивый дом у тебя получился! Давай еще заборчик сделаем!»). Но ваши комментарии могут содержать в себе напоминания о том, чего делать нельзя («Не ломай дом! Сломал. Строй опять!»). Когда родители продемонстрировали малышу модель поведения в игре, необходимо оставить игрушки в поле досягаемости и дать возможность ребёнку самому попробовать поиграть с ними.

ВАЖНО! Любой ребёнок знакомится с миром через действия, которые он совершает с окружающими его предметами. Эти действия ложатся в основу развития мышления. Поэтому деятельность ребёнка с СД должна быть насыщенной и разнообразной. Всё, что происходит вокруг, становится источником информации, обобщается и используется дошкольником с помощью взрослого. Т.О., основными формами получения знаний, умений и навыков – это игра и участие в бытовых делах семьи.

Материал подготовил: учитель-дефектолог МУ "ЦППМСП" г. Магнитогорска Щербатова Н.В.

 

 

17-11-2023, 15:27 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр