Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (21)
Март 2024 (8)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



Родителям дошкольников

Особенности развития, воспитания и обучения детей 5-7 лет

Чтобы лучше понимать детей этого возраста, давайте пройдемся по особенностям развития, зная которые и Вам будет легче выстраивать отношения со своим ребёнком, и детям будет легче, если Вы будете преподносить информацию, учитывая их возрастные потребности.⠀

  • В этом возрасте меняется игра. Она по-прежнему ведущий вид деятельности и очень значима. Просто она увеличивается по времени, меняются правила игры, на первый план выходят сюжетно — ролевые. ⠀

  • Меняется мышление. К наглядно — образному добавляется словесно — логическое. ⠀

  • Меняется поведение в социальной сфере. Дети могут выполнять просьбы, нести ответственность за свои поступки. С детьми можно договориться, объяснить что-то. Растет способность справляться со своими чувствами. ⠀

  • Появляется интерес к противоположному полу ⠀

  • Уже не интересны простейшие мультики и сказки, на смену приходят длинные истории с продолжением. Нужен сюжет, эмоции, чувства, отношения. ⠀

  • Формируется самооценка. У кого-то она занижается в этот период, либо резко наоборот. И так важно хвалить ребёнка, но не просто за всё подряд, а за конкретный результат. ⠀

  • Появляются трудности с поведением: ложь, агрессия, грубость. ⠀

  • Проблемы с памятью и вниманием. ⠀

  • Появляются тревожность и страхи, что является возрастной нормой. ⠀ Пик детских страхов приходится на возраст 5-6 лет, потому что очень хорошо развиты фантазия и воображение, а логическое мышление ещё нет. ⠀

  • Дети в этом возрасте хотят нравится родителям, подражать им (отсюда ролевые игры, например, дочки- матери) ⠀

  • Почти все детские неврозы стартуют в этом возрасте. Если раньше подзатыльник и  оскарбительное обращение быстро забывалось, то в этом возрасте очень сильно обижает, оставаясь в памяти надолго. ⠀

Появляется потребность заботиться о ком-то, поэтому в этом возрасте дети просят братика или сестричку, котёнка или щенка.⠀

В этом возрасте дети делятся на 2 группы: ⠀

  • готовы к учебной деятельности ⠀

  • преобладает игровая деятельность ⠀

    Ни в коем случае нельзя заменять игровую деятельность на учебную, особенно если ребёнок не готов. Вы можете обучать, развивать ребёнка, готовить к школе, но делать это в игровом формате. ⠀ Никак нельзя ускорить переход от игровой деятельности к учебной. Это тоже самое, как попытаться родить на 5 месяце беременности нормального, доношенного, здорового ребёнка… ⠀ Родители готовы платить, а значит бизнесмены будут предлагать Вам варианты (ещё желательно, чтоб посещали вы их все и сразу): кружки, секции, ментальная арифметика, скорочтение, спорт (и обязательно сразу в Олимпийский резерв попасть)

⠀ Подходите ко всему этому немного поразмыслив и вспомнив, что главное в этом возрасте для Вашего ребёнка — ИГРАТЬ и любовь, внимание родителей. ⠀ Конечно, я не пропагандирую отказаться от услуг доп.образования. Наоборот, я считаю, что дошкольное развитие очень важно. Но при одном условии. И это слово должно всегда у вас всплывать при выборе кружков и секций: ИГРА. ⠀

Часто можно услышать такое выражение: «Моему ребёнку ничего не интересно» ⠀

Первое, на что бы я обратила внимание, это сколько он времени проводить у экрана ТВ/планшета и т. п., насколько легко его «вытянуть» оттуда? Эти вещи притупляют любознательность и интерес ребенка! ⠀

Второе, это может быть незрелость! Вы вот прочитали, что обучать надо через игру и достали монополию/шахматы или игру, неподходящую по возрасту. Так вот это не лень и капризы Вашего ребёнка, а просто он не может объяснить вам, что не созрел, поэтому проявляет это как может: просто отказывается это делать⠀ Вернитесь на уровень игр 3-4-5 лет, не тяните за уши, поиграйте для начала в более простые игры, пусть даже для более младшего возраста. ⠀

И третья причина, возможно ребёнок просто устает. Сидит в саду целый день, потом секции, возвращается в 8 вечера домой, а вы раскладываете настольную игру на столе… Естественно, отказ. ⠀ Учитывайте еще, что у ребенка этого возраста обязательно должна быть свободная игра минимум 1 час‼️ Минимум один час в день он должен проводить наедине с собой, играть сам, посвещать себе. Может поскучать немного, придумать себе занятие. Один на один. Где взять этот час? Думайте… ⠀

Родители могут не осознавать важность этого, перегружая ребенка. ⠀

  • Следите за режимом дня, чтобы ребенок спал 10-11 часов. ⠀

  • Чередуйте занятия и отдых. ⠀

  • Дозируйте нагрузку. И в течение дня, и в течение недели. Чтоб не каждый день таскать по кружкам и секциям. ⠀

  • Целенаправленно и систематически обучайте ребёнка в игровой форме. ⠀ Либо самостоятельно придумайте такие занятия, но посмотрите ФГОС, чтоб учесть все требования к будущим первоклассникам, ⠀ либо выберите курсы (только не экспресс, где обещают натаскать ребенка за 3 месяца. И чтобы занятия подходили по времени. Вести после сада ребенка, у которого пик активности утром, на такие занятия просто издевательство.

  • И игровой формат обязательно! Никаких парт, домашних заданий и пр. школьних атрибутов), либо «Письма первоклассника» на doshkolnikam.

  • Развивайте навыки самообслуживания. ⠀

  • Гигиена, половое воспитание дошкольника. ⠀

  • Установка границ. Слово «надо», наказания и запреты. ⠀

  • Учите доводить начатое до конца. ⠀

  • Как можно больше общайтесь с живыми людьми. ⠀

  • Просите ребёнка о помощи. Чтобы мог выполнить вашу просьбу в 2-4 этапа. Например, пойди в комнату➡️открой шкаф➡️возьми красную книгу ➡️принеси мне. ⠀

  • Много времени гуляйте. ⠀

  • Занимайтесь творчеством и читайте вместе. ⠀

  • Изучайте технику безопасности. ⠀

    Но всё, чему вы обучаете ребенка 5-7 лет из вышеперечисленного делайте в игре, либо через сказки‼️ ⠀ Многие родители, кто не отдавал ребёнка в детский сад, решают это сделать за 1-2 года до школы, преследую одну цель — социализация!⠀ Ребёнок и без сада может быть социализирован очень даже. Это скорее для того, чтобы подготовить ребёнка к школе, к суровой действительности, приучить заранее терпеть стресс от пребывания в большой группе разношерстных детей, без своего взрослого, который мог бы защитить. ⠀ Приучить не выбиваться из группы, чтобы в школу шёл более или менее обтесанный воспитанник. ⠀

    Будет ребёнок, не ходивший в сад переживать стресс в первом классе? Да, конечно! Но его садовский одноклассник переживал этот стресс несколько лет назад, когда был еще меньше, еще беззащитнее, ранимей. ⠀ По такой схеме можно сразу с роддома отправлять ребёнка в армию, на репетицию, чтобы потом было полегче, чем тем, кто отсиживал это время дома с мамой.

    Портрет будущего первоклассника.

  • Любознательный и активный. ⠀

  • Задает вопросы, любит эксперименты. ⠀ Если вопросы уже не задает, значит Вы отвадили фразами «вырастешь — узнаешь», «Не дорос еще», «ты маленький» и тп. Учите заново быть «почемучкой». Сами задавайте наводящие вопросы, демонстрируя готовность помочь ребенку разобраться. «Ты хотел спросить то-то?» ⠀

  • Способен действовать самостоятельно. ⠀

  • В трудной ситуации обращается за помощью к взрослому. ⠀

  • Развит эмоциональный интеллект. ⠀

  • Обладает средствами общения и способами взаимодействия. ⠀

     

    Понимая особенности и потребности этого возраста, можно лучше понимать своего ребёнка. ⠀ Самое лучшее, что Вы можете сделать для своего ребёнка в этом возрасте — НЕ МЕШАТЬ ЕМУ ИГРАТЬ. ⠀ Ребёнок хорошо развивается, если удовлетворены его базовые потребности: любовь родителей, еда, сон, хорошая атмосфера дома, безопасность, доверие. В таких условиях всегда хочется узнавать что-нибудь новое.⠀

Матермал подготовил учитель-дефектолог МУ "ЦППМСП" Бойко Т.И


4-04-2024, 11:28 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр