Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Июнь 2024 (1)
Май 2024 (19)
Апрель 2024 (11)
Март 2024 (8)
Февраль 2024 (3)
Январь 2024 (12)



Родителям будущих первоклассников

Речевая готовность ребенка к обучению в школе

Речевая готовность – это набор базовых умений, формирующихся в период дошкольного детства, необходимый ребенку для усвоения школьной программы.

Готовность речи ребенка к обучению в школе можно определить, оценив разные ее компоненты:

  1. сформированность звукопроизносительной стороны речи;
  2. сформированность фонематическогослухаи фонематическоговосприятия;
  3. сформированностьлексического запаса;
  4. сформированность грамматического строя речи;
  5. сформированность связной речи, самостоятельного связного высказывания.

Звукопроизносительная сторона речи

Ребенок должен четко произносить звуки всех фонетических групп (свистящие, шипящие, соноры и т.д.). Если у ребенка присутствуют нарушения звукопроизношения, то следует обратиться за логопедической помощью.

Фонематический слух и фонематическое восприятие

Фонематический слух — это способность слышать и различать звуки речи. Ребенок должен на слух различать и воспроизводить цепочки слогов и слов, отличающиеся по звонкости — глухости (па-ба, да-та, бабочка-папочка, уточка-удочка), по твердости — мягкости (лу-лю, мы-ми, лук-люк, мышка-мишка), различать акустически близкие звуки (с-ш, каска-кашка). Если ребенок допускает ошибки, то следует провести коррекционную работу. На письме такие ошибки проявляются в заменах букв сходных по акустико-артикуляционному признаку (коза-коса, миска-мишка), в пропуске мягкого знака (уголь-угол, мел-мель). Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова, т.е. производить фонематический анализ и синтез.

  1. фонематический анализ - это умение выделять в тексте предложения, определять количество слов в предложении, делить слова на слоги, определять позицию звуков в слове (начало, середина, конец), уметь давать характеристику звукам (гласный, согласный, твердый, мягкий, глухой, звонкий).
  2. фонематический синтез — это умение составлять тексты из предложений, предложения из слов, слова из слогов, слова из звуков.

Как проверить сформированность данных процессов. Попросите ребенка посчитать сколько слов он услышал в предложении, сколько слогов в слове, определить ударный слог, назвать первый и последний звук в слове, количество звуков в слове. При нарушениях фонематического восприятия, появляются специфические ошибки на письме и при чтении: пропуски слов в предложении, слогов в словах, звуков в словах; слитное написание слов в предложении; ошибки в оформлении границ предложений.

Лексический запас

Ребенок должен использовать в своей речи существительные, глаголы, прилагательные, наречия, числительные, антонимы и синонимы, уметь объяснять фразеологизмы, пословицы («светлая голова», «за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь»), владеть обобщающими понятиями по разным лексическим темам (профессии, одежда, птицы, электрические приборы и т.д.) Если отмечается бедность словарного запаса, то могут возникнуть трудности при составлении рассказов и пересказов, при написании сочинений и изложений.

Грамматический строй речи

Ребенок должен уметь грамматически правильно оформлять предложения устной речи, а именно: изменять слова по родам, числам, падежам, временам; образовывать слова с помощью приставок, суффиксов; использовать предложения с предлогами, однородными членами; самостоятельно исправлять ошибки.

Грамматические ошибки устной речи проявятся и в письменной речи. Ребенок будет испытывать трудности при согласовании слов в предложении, построении предложений ( «желтый груша», «шесть стулов»).

Связная речь

Будущий первоклассник должен уметь составлять: пересказы сказок, описательные рассказы о предметах, рассказы по сюжетным картинкам, рассказы по серии сюжетных картинок, устанавливать причинно-следственную связь, делать умозаключения. Уровень развития связной речи зависит от сформированности лексико-грамматического строя речи и мыслительных операций.

Уважаемые родители, оценивая готовность ребенка к школе, обратите внимание на развитие навыков фонематического анализа и синтеза , достаточный словарный запас, умение составлять рассказы.

Список используемой литературы:

  1. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи: методическое пособие. СПб, 1999. - 112 с.
  2. Величенкова О.А., Русецкая М.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников. М., 2015. – 320 с.
  3. Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. Школьный старт. Методические рекомендации к рабочей тетради «Школьный старт». Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе. Самара, 2011. – 64 с.                                    Материал подготовила учитель-логопед МУ «ЦППМСП» Стрункова Милена Сергеевна.
28-02-2022, 14:01 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр