Возрастные нормы развития экспрессивной речи
Экспрессивная речь (процесс высказывания) начинается с намерения или мысли, которые переходят во внутреннюю речь, затем перекодируются в словесную форму и находят воплощение в речевом высказывании.
Экспрессивная речь начинается с мотива и замысла высказывания, затем следует стадия внутренней речи (идея высказывания кодируется в речевые схемы) и завершается развернутым речевым высказыванием.
Экспрессивная речь у детей формируется на основе подражания взрослым и желания активно с ними общаться. Начиная с первых месяцев жизни ребенок учится воспринимать обращенные к нему слова.
Очень важно знать, что является специфической особенностью для данного возраста, что отклонением от правильного развития речи, а что относится к ее расстройствам. Чтобы увидеть, есть ли проблемы у ребенка и в чем они заключаются, необходимо сопоставить развитие речи в норме с тем, как протекает речевая деятельность ребенка.
В норме развитие экспрессивной речи проходит ряд этапов:
-
Голосовые реакции ребенка в ответ на разговор с ним – 1 месяц;
-
Спонтанно произносит отдельные звуки – 2 месяца;
-
Интонационная выразительность голосовых реакций , начало гуления – 3 месяца;
-
Активное гуление – 4 месяца;
-
Активно спонтанно певуче гулит с цепочками звуков – 5 месяцев;
-
Лепет в ввиде коротких звуков 9гласные в сочетании с губными согласными) – 5,5 месяцев;
-
Разнообразный активный лепет (переднеязычные, заднеязычные звуки) – 6 месяцев;
-
Появляются двойные звуковые сочетания типа «ба-ба» - 7,5 месяцев;
-
Подражая взрослому, учит новые слоги – 9 месяцев;
-
Произносит серии одинаковых слогов – «дядядя», «бабаба», «мамама» (лепечет) – 10 месяцев;
-
Говорит около 5 слов – 1 год;
-
Повторяет за взрослым слоги и односложные слова, которые уже умеет произносить: «ба!» («бах!»), «дя» («да») и т. п. – 1 год 2 месяца;
-
Выражает желания с помощью речи (появляются глаголы) – 1 год 4 месяца;
-
Говорит около 10 слов (в основном названия) – 1 год 6 месяцев;
-
«Говорит на своем языке» - произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Часто такая игра со слогами напоминает речь взрослых по ритму и интонации – 1 год и 6 месяцев;
-
Появление фраз из двух слов («телеграфная речь») – 1 год 8 месяцев;
-
Составляет предложения из 3-4 слов – 2 года;
-
Отвечает на вопросы по картинкам – 2 года;
-
Задает вопросы «кто?», «где?», «куда?» (порядок слов не всегда правильный) – 2 года 6 месяцев;
-
Легко повторяет фразы – 2 года 6 месяцев;
-
Называет свое имя, пол, возраст – 3 года;
-
Пытается использовать множественное число, прошедшее время – 3 года;
-
Использует отрицательные частицы «не», «ни» - 3 года;
-
Использует прилагательные и местоимения – 3 года 6 месяцев;
-
Задает вопросы «когда?», «что внутри?», «почему?» - 3 года 6 месяцев;
-
Отвечает на вопросы, способен вести диалог со взрослым – 3 года 6 месяцев;
-
Использует вежливые просьбы. Использует будущее время – 4 года;
-
Использует определение пространства – «на», «под», «за» - 4 года;
-
Читает стихи – 4 года 6 месяцев;
-
Появляется соединение простых предложений в сложные – 5 лет;
-
Может описать свои чувства – 5 лет;
-
Употребляет абстрактные понятия «счастье», «дружба», «надежда», «ложь» - 5 – 6 лет;
-
Умеет образовывать относительные прилагательные (яблоко – яблочный) – 5 - 6 лет;
-
Строит сложные предложения, используя все основные части речи, образует притяжательные прилагательные (лиса – лисья, медведь – медвежья) – 7 лет.
Данные показатели развития экспрессивной речи в разные возрастные периоды позволяют специалистам определить уровень речевого развития ребенка. Это усредненные нормы. К ним надо стремиться и ориентироваться на них. Но это не значит, что все показатели обязательно должны быть именно такими. Каждый ребенок неповторим. Он имеет право развиваться в своем темпе. Задача родителей помочь ему двигаться в нужном направлении и при необходимости вовремя оказать ему нужную помощь.
Материал подготовил учитель — логопед
МУ ЦППМСП г. Магнитогорска
Овчаренко Т.В.
Ноябрь 2022 г.