Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (21)
Март 2024 (8)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



Консультация логопеда

Возрастные нормы развития экспрессивной речи

Экспрессивная речь (процесс высказывания) начинается с намерения или мысли, которые переходят во внутреннюю речь, затем перекодируются в словесную форму и находят воплощение в речевом высказывании.

Экспрессивная речь начинается с мотива и замысла высказывания, затем следует стадия внутренней речи (идея высказывания кодируется в речевые схемы) и завершается развернутым речевым высказыванием.

Экспрессивная речь у детей формируется на основе подражания взрослым и желания активно с ними общаться. Начиная с первых месяцев жизни ребенок учится воспринимать обращенные к нему слова.

Очень важно знать, что является специфической особенностью для данного возраста, что отклонением от правильного развития речи, а что относится к ее расстройствам. Чтобы увидеть, есть ли проблемы у ребенка и в чем они заключаются, необходимо сопоставить развитие речи в норме с тем, как протекает речевая деятельность ребенка.

В норме развитие экспрессивной речи проходит ряд этапов:

  • Голосовые реакции ребенка в ответ на разговор с ним – 1 месяц;

  • Спонтанно произносит отдельные звуки – 2 месяца;

  • Интонационная выразительность голосовых реакций , начало гуления – 3 месяца;

  • Активное гуление – 4 месяца;

  • Активно спонтанно певуче гулит с цепочками звуков – 5 месяцев;

  • Лепет в ввиде коротких звуков 9гласные в сочетании с губными согласными) – 5,5 месяцев;

  • Разнообразный активный лепет (переднеязычные, заднеязычные звуки) – 6 месяцев;

  • Появляются двойные звуковые сочетания типа «ба-ба» - 7,5 месяцев;

  • Подражая взрослому, учит новые слоги – 9 месяцев;

  • Произносит серии одинаковых слогов – «дядядя», «бабаба», «мамама» (лепечет) – 10 месяцев;

  • Говорит около 5 слов – 1 год;

  • Повторяет за взрослым слоги и односложные слова, которые уже умеет произносить: «ба!» («бах!»), «дя» («да») и т. п. – 1 год 2 месяца;

  • Выражает желания с помощью речи (появляются глаголы) – 1 год 4 месяца;

  • Говорит около 10 слов (в основном названия) – 1 год 6 месяцев;

  • «Говорит на своем языке» - произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Часто такая игра со слогами напоминает речь взрослых по ритму и интонации – 1 год и 6 месяцев;

  • Появление фраз из двух слов («телеграфная речь») – 1 год 8 месяцев;

  • Составляет предложения из 3-4 слов – 2 года;

  • Отвечает на вопросы по картинкам – 2 года;

  • Задает вопросы «кто?», «где?», «куда?» (порядок слов не всегда правильный) – 2 года 6 месяцев;

  • Легко повторяет фразы – 2 года 6 месяцев;

  • Называет свое имя, пол, возраст – 3 года;

  • Пытается использовать множественное число, прошедшее время – 3 года;

  • Использует отрицательные частицы «не», «ни» - 3 года;

  • Использует прилагательные и местоимения – 3 года 6 месяцев;

  • Задает вопросы «когда?», «что внутри?», «почему?» - 3 года 6 месяцев;

  • Отвечает на вопросы, способен вести диалог со взрослым – 3 года 6 месяцев;

  • Использует вежливые просьбы. Использует будущее время – 4 года;

  • Использует определение пространства – «на», «под», «за» - 4 года;

  • Читает стихи – 4 года 6 месяцев;

  • Появляется соединение простых предложений в сложные – 5 лет;

  • Может описать свои чувства – 5 лет;

  • Употребляет абстрактные понятия «счастье», «дружба», «надежда», «ложь» - 5 – 6 лет;

  • Умеет образовывать относительные прилагательные (яблоко – яблочный) – 5 - 6 лет;

  • Строит сложные предложения, используя все основные части речи, образует притяжательные прилагательные (лиса – лисья, медведь – медвежья) – 7 лет.

Данные показатели развития экспрессивной речи в разные возрастные периоды позволяют специалистам определить уровень речевого развития ребенка. Это усредненные нормы. К ним надо стремиться и ориентироваться на них. Но это не значит, что все показатели обязательно должны быть именно такими. Каждый ребенок неповторим. Он имеет право развиваться в своем темпе. Задача родителей помочь ему двигаться в нужном направлении и при необходимости вовремя оказать ему нужную помощь.

Материал подготовил учитель — логопед

МУ ЦППМСП г. Магнитогорска

Овчаренко Т.В.

Ноябрь 2022 г.


20-01-2023, 10:35 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр