Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (21)
Март 2024 (8)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



Психологический словарь

Неврастенические синдромы у школьников

Определенную роль в формировании неврозов у школьников играет, помимо нерациональной организации труда и отдыха сама предрасположенность личности к переутомлению: повышенная эмоциональная неустойчивость (например, неуверенность в себе), низкий самоконтроль эмоций, а также психотравмирующие факторы, связанные с неблагоприятной семейно-бытовой обстановкой или учебной ситуацией.

Стрессовыми факторами для учащихся являются психогенные реакции, связанные непосредственно с учебным процессом, возникающие чаще в связи с эмоциональным волнением в период экзаменационной сессии.

Реакция на экзаменационную ситуацию может быть двояка: проявляется либо «лихорадкой» с появлением патологического возбуждения, либо усталостью, апатией, депрессией.

Неврозы имеют свою особую психогенную природу и тесно связаны с особенностями личности учащихся. Неврастении у подростков проявляется общеизвестными симптомами «раздражительной слабости». На поздних стадиях возможны и более выраженные астенические проявления с головными болями, бессонницей и некоторыми «локально-органическими» акцентами со стороны деятельности сердечно-сосудистой системы: боли и покалывания и области сердца, нарушение ритма, кратковременный подъем кровяного давления и т. п.

В формировании неврастении психогенная травма вступает и завуалированном виде и прочитывается при длительном ознакомлении с бытом и учебой ребенка. Тогда удается выявить, что неврозы неврастенического тина возникают у школьников вследствие перенапряжения, связанного с постановкой задач, заранее невыполнимых. Поэтому важной профилактикой нервно-психического переутомления является формирование поступательного достижения целей с выработкой у школьника чувства удовлетворенности сделанным.

Однако, нередко, у школьников появляется отвращение к занятиям («реакция протеста»). Такая ситуация возникает часто в «деловой» семье. Оля 12 лет рассказывает: «Отец не позволял мне заниматься никакими другими делами и никуда не отпускал из дому, пока я не сделаю уроки. Я на него злилась, сама учеба стала мучительной. Когда он входил в мою комнату, я робела, а он строго смотрел и, понимая, что я бесцельно просиживаю, еще больше хмурился. Я так боялась выдать себя! Появилось ощущение, что я попала в заколдованный круг, Я чувствую свою постоянную зависимость от него. Весь день переживаю, не могу сосредоточиться на уроках, просто не делаю их».

Переутомление нервной системы часто наступает вследствие «долбления в одну точку», о котором И. П. Павлов говорил, что оно вызывает перенапряжение тормозных процессов. В конечном счете нервная система на прямолинейную «лобовую» подачу информации отвечает охранительным торможением. Такой «снотворный эффект» вызывает знакомая многим школьникам зубрежка.

Неврастенические синдромы могут проявляться и локально-органическими акцентами, а в ряде случаев и психосоматическими расстройствами (например, со стороны желудочно-кишечного тракта).

Другой разновидностью является истерический невроз, как правило, развивающийся у лиц «художественного типа». В клинике он проявляется как характерологическими расстройствами, так и истерией. Последняя может наблюдаться у подростков вследствие повышенного нервного восприятия. Зачастую это все-таки результат изнеживающего тепличного воспитания, «Кумиру семьи» (так психологи определяют такого ребенка) в семье все позволено, он привыкает «топать ножкой» на родителей с детства, выпрашивая то игрушку, то понравившиеся сладости. Затем его жизнь превращается в сплошную погоню за удовольствиями, и, если ему отказывают в них, ребенок может дать истерическую реакцию.

Формируется и своеобразное заострение характера; повышенные амбиции, эгоцентризм, чрезмерно развитая самовнушаемость, инфантилизм.

Нередко наблюдаются так называемые реакции протеста, которые могут у детей протекать в виде стремления делать все на зло родителям. Активный тип таких реакций иногда выражается в подсознательном сопротивлении нежелаемому. Так у многих школьников отмечаются агрессивные состояния, взрывы аффекта, психогенные боли в животе в ответ на требования родителей и педагогов аккуратно посещать школу, четко выполнять все домашние задания. У некоторых детей реакция на школу может выражаться пассивным характером протеста – уходом в себя, неподчинением требованиям окружающих.

В. А. Гурьева и В. Я. Гиндикин описывают наблюдавшегося ими подростка, который при переутомлении от школьных занятий доходил до исступления, ползал по полу, впивался в него ногтями, «чтоб хоть как-то сдержать себя». У таких детей с детства наблюдается приступ плача «до синевы», «закатывания», из-за чего они еще в ясельном и предшкольном возрасте считаются «невыносимыми». В последующем такие дети могут проявлять излишнюю возбудимость, капризность, недовольство, раздражительность. В школе они невнимательны, нарушают дисциплину, резко реагируют на замечания учителя, начинают отставать в учебе. Из них нередко формируются правонарушители. Свойственная истерикам повышенная самовнушаемость делает их посетителями различных лечебных учреждений, где они лечатся от «воображаемых» заболеваний,

Французский психиатр Л. Шерсток описывает юношу, который в силу истерической перевоплощаемости был неоднократно оперирован по поводу ложного прободения желудка, почечной колики, аппендицита и других «болезней».

В наблюдениях А.Л. Гройсмана у школьников истерические проявления были часто полиморфными. Два случая с высокой психосоматической переключаемостью в школьном возрасте проявились при следующих обстоятельствах. Школьница 12 лет воспитывалась в актерской среде, где дома репетировавшие родители «устраивала театр». Девочка проявляла большие способности к перевоплощению. Летом, попав в детский лагерь, заслушивалась рассказами вожатого (по профессии врача). Однажды при рассказе об органических поражениях мозга вожатый ярко обрисовал старика с инсультом, у которого отнялась речь и правая рука. Девочка так искренне «посочувствовала» старику, что и у нее возник истерический парез руки. Потребовалось последующее лечение у психотерапевта.

Еще одно наблюдение. На репетиции инсценировка рассказа Л. Андреева «О семи повешенных» семиклассник так эмоционально и ярко перевоплотился в «повешенного», что ощутил удушье и паралич ног после того, как на сцене соорудили виселицу.

Психастения среди учащихся встречается реже, чем истерия и неврастения. При анализе семейных взаимоотношений выявляется противоречивость воспитания, формирующая двойственность характера, нерешительность. Часто тревожно-мнительный характер ребёнка являётся следствием повышенной опеки родителей, которые подавляют инициативу школьника. Еще в малолетнем возрасте такие дети склонны к навязчивым мыслям и действиям. Страхи и опасения у них возникают приступообразно, а фабула опасений контекстуально связана с родительскими угрозами («Не заберет ли милиционер», «Не умрет ли бабушка», «Не убьет ли молния» и т. п.).

«Мимозоподобность» психики требует постоянного разубеждения, психотерапии, основанной на внушении ребенку необоснованности опасений. В рамках невроза могут клинически выявляться страхи перед аудиторией, боязнь отвечать в классе, навязчивые сомнения (пойти в школу или нет, начать разговор с учителем или нет и т.п.).

Е. А. Яковлева и Р. А. Зачепицкий описали у школьника навязчивый комплекс: мальчик «крестился» перед трудным вопросом и особенно при вызове к доске. Из анемнеза выяснилось, что верующая бабушка научила мальчика молиться в период тяжелой болезни матери. В последующем комплекс закрепился, стал проявляться при всяких трудностях, которое разрешались символом молитвы.

У другого старшеклассника возникли навязчивые страхи цифры «3», ибо третьего сентября скончался его отец, и цифра эта стала символом всего плохого, поэтому мальчик совершал ритуал, идя по улице, например, подскакивал на каждом третьем шаге, а в столовой каждую третью ложку с супом вертел над головой три раза. Эти навязчивости были преодолены комплексной фармакопсихотерапией.

У школьников нередко обнаруживаются расстройства речи по типу спотыкания и заикания, а также ночное недержание мочи, психосоматические расстройства. У шестиклассника Николая П. сформировали высокие мотивы обучения. Коля, будучи по характеру доверчивым мальчиком, воспитывался в духе необычайной послушности, необходимости учиться только на хорошо и отлично. До четвертого класса получал похвальные грамоты. Много времени тратил на подготовку уроков, иногда поздно ложился спать. Постепенно начали обнаруживаться признаки хронического утомления. Но Коля не «сдавался», упорно читал заданное, хотя внимание его стало рассеянным, приходилось по нескольку раз возвращаться к прочитанному. Оценки стали теперь удовлетворительными. Видел, что классный руководитель хочет, чтобы он учился лучше, переживал, что «не оправдывает доверия», плакал по ночам. Родителям же побаивался рассказывать о своих переживаниях. Появлялась тоскливость, нежелание учиться, особенно тяжело стало по утрам, когда не хотелось идти в школу, начинал «давиться» пищей, прием которой сопровождался теперь почти постоянной тошнотой. Проводившиеся в последующем психотерапевтические беседы с мальчиком и родителями с установкой на нормализацию режима труда и отдыха принесли положительные результаты.

Патохарактериологические расстройства у подростков можно обозначать как личностные акцентуации. Профессор А, Е. Личко пишет: «Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены».

Акцентуации характера часто являются следствием неправильного воспитания. Неврозы навязчивости, например, возникают чаще у детей, воспитанных в условиях чрезмерной ответственности, моральной щепетильности. Приведем пример школьницы, у которой развился патологический зафиксировавшийся рефлекс на мочеотделение.

Мать 13-летней Иры – властная женщина, воспитывала дочь с излишней строгостью, чрезмерной щепетильностью в вопросах нравственности. Однажды девочка с одноклассником пошла в кино. Юный ухажер угостил Иру пепсиколой, и они начали смотреть фильм. Девочка захотела в туалет, но сдерживала позыв, так как стеснялась сказать об этом мальчику. После фильма кавалер вызвался проводить Иру до дому, хотя она отказалась по понятным соображениям. Случилось непоправимое: она обмочилась на лестнице, ведущей в свою квартиру. Всю ночь не спала, переживая случившееся. Утром в школе у дверей подумала о мочеиспускании, возник позыв, который стал повторяться теперь после каждого мысленного представления о нем. В дальнейшем патологический рефлекс зафиксировался и возникал каждые 7 минут. Лечение у уролога не дало результатов, девочка выздоровела лишь после терапии у психоневролога.

Внушение, самовнушение и обучение методам аутогенной тренировки дают возможность исцелять «детскую нервность», в том числе и ночное недержание мочи, нередко возникающее у впечатлительных невропатических школьников. Поэтому при ночном энурезе у детей следует обучить родителей приемам внушения, смысл которых – выработать у ребенка рефлекс на пробуждение. Внушения лучше проводить перед сном, когда ребенок только начал засыпать: «Ночью почувствуешь позыв к мочеиспусканию, захочется встать, пойти и помочись!»

Будить детей вообще не рекомендуется, тем более нервных. Американский исследователь Н. Клейтман будил по ночам 35 добровольцев специально по данным ЭЭГ, приурочивая побудку к парадоксальной фазе их сна. После этого через разные промежутки времени большинство испытуемых попали в психиатрические лечебницы.

При психогигиенической работе с истерическими подростками необходима коррекция их преувеличенной самооценки, тренировка адекватных реакций на внешние раздражители, обучение выполнять необходимое, а не только желаемое.

У школьников с недооценкой своего «я», тревожно-мнительных и неуверенных надо воспитывать убежденность в собственных силах, тренировать их поведение в условиях жизни коллектива, чему хорошо помогают коллективные игры, спортивные соревнования, туристические походы и т. д.

Астеничные подростки нуждаются в соблюдении режима труда и отдыха, тщательной дозировке заданий, постоянном поощрении сделанного, соотнесения задуманного с реальными возможностями ученика.

Материал подготовил педагог-психолог МУ "ЦППМСП" Волкова Е.Н.

23-10-2023, 12:51 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр