Модели семейного воспитания, в семьях воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Вопрос о роли семьи в формировании личности ребенка является предметом изучения многих поколений ученых. На сегодняшний день подтверждается положение, о важности и незаменимости адекватного материнского общения с ребенком с момента его рождения. В семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, родителями часто используются неправильные модели воспитания.
Гиперопека. Родители стремятся сделать за ребенка все, даже то, что он может сам. Ребенка как бы помещают в тепличные условия, в связи с чем он не обучается преодолевать трудности, у него не формируются навыки самообслуживания и т.д. Жалея ребенка и стремясь ему помочь, родители сами ограничивают возможности его развития.
Противоречивое воспитание. Ребенок с отклонениями в развитии может вызывать у членов семьи разногласия в использовании воспитательных средств. Так, например, родители ребенка могут быть сторонниками жесткого воспитания. Одновременно бабушка и дедушка, живущие в семье, могут занимать более мягкую позицию и поэтому разрешать ребенку делать все, что ему захочется. При таком воспитании у ребенка не формируется адекватной оценки своих возможностей, он обучается «лавировать» между взрослыми.
Воспитание по типу повышенной моральной ответственности ведет к постоянному перенапряжению у ребенка. Родители постоянно возлагают на ребенка такие обязанности и такую ответственность, с которой ребенку с отклонениями в развитии в силу имеющихся нарушений трудно справиться. У ребенка возникает повышенная утомляемость, отсутствие адекватной оценки своих возможностей.
Воспитание в «культе» болезни. Многие родители формируют в семье отношение к ребенку как к больному. Ребенок относится к себе как к больному, в связи с чем у него формируется представление о себе как о слабом. Его внутренняя позиция всегда ближе к отказу от решения проблемы, чем к ее преодолению.
Модель «симбиоз» развивает у родителей полное растворение в проблемах ребенка. Чаще эта модель встречается у матерей, воспитывающих детей в неполных семьях. Такие матери создают для своих детей особую атмосферу внутри семьи - атмосферу абсолютной любви к ребенку. Такая материнская любовь искажает возможности личностного развития ребенка. В результате такого воспитания у ребенка формируется эгоистическая личность.
Гипооопека. Эта модель воспитания, когда родители практически не осуществляют уход за ребенком. Никто не следит за его режимом дня и соблюдением условий, обеспечивающих его развития.
Выбор родителем форм контакта с ребенком и определяет модель его воспитания. Если родители принимают ребенка, то его дефект заставляет их, как приспосабливаться к особенностям ребенка, так и адаптировать его к окружающей жизни, а там, где возникает страх или неприятие недуга ребенка, вырастает отчуждение.
Материал подготовил педагог-психолог Габбасова Н.Р.