Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Май 2024 (20)
Апрель 2024 (11)
Март 2024 (8)
Февраль 2024 (3)
Январь 2024 (12)
Декабрь 2023 (3)



Родителям подростков

Аддиктивное поведение (игровая зависимость)

Проблема аддиктивного поведения младших школьников в настоящее время является довольно актуальной, т. к. рост влияния СМИ на сознание подрастающего поколения, укладывание личных норм и ценностей, приводит к искажённому формированию поведенческих и высоконравственных паттернов (схем-образов), следствием чего является стремление детей обрести иную реальность и нежелание справляться со сложившими трудностями, что в конечном счёте приводит к появлению различного вида зависимостей.

Аддиктивное поведение - что значит?

Аддиктивное (зависимое) поведение. Выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций.

К аддиктивному поведению традиционно относятся: злоупотребление спиртным, табакокурение, наркомания (химическая аддикция). К нехимической аддикции относятся азартные игры, интернет-зависимость и другие формы.

Выделим основные общие причины, определяющих развитие аддиктивного поведения:

1) Конфликты в семье; 2) Элементарная скука; 3) Желание попробовать в этой жизни как можно больше; 4) Стремление «не отбиваться от коллектива» (часто первая сигарета или выпитый алкоголь случаются в компании друзей, которые ранее уже употребляли спиртное или курили); 5) Желание расслабиться, либо из-за простого любопытства или по незнанию; 6) Из-за давления со стороны более старших подростков; 7) Такое поведение часто является протестом против родителей; 8) Аргумент о том, что это сейчас «модно». 9) Внешняя социабельность (поверхностное общение);

Из этого списка понятно, что большая часть из них – это социальные причины. В результате эта «псевдожизнь» постепенно начинает доминировать над реальной, частично или полностью вытесняя ее.

Игровая зависимость младших школьников

В младшем школьном возрасте психика характеризуется своей нестабильностью в силу своих возрастных особенностей. В этом возрасте она наиболее подвержена привыканию, при систематическом воздействии на нее.

Младший школьный возраст – это возраст, когда ребенок приобретает новую социальную роль ученика, он только начинает адаптироваться к школе, круг его окружения меняется, учителя заменяют воспитателей. С таким ответственным шагом, как поступление в начальную школу, на ребенка накладывается еще масса требований, которым он должен соответствовать и учится подчинять свое поведение правилам. Поэтому нарушения в межличностном общении, особенно в школьном коллективе, является одной из причин, которая подталкивает детей играть в компьютерные игры.

В основном под это влияние попадают неуверенные, замкнутые в себе дети, они испытывают трудности при взаимодействии с взрослыми и сверстниками, у них, как правило, занижена самооценка. Такие дети примеряют на себе роль отверженного или изгоя. С помощью компьютерных игр они борются со страхами и комплексами. Игры помогают им доказать, что они заслуживают уважение, помогают проявить смелость и мужественность. Компьютер становится для таких детей способом защиты от некомфортной и недоброжелательной ситуации в классе. Реализуя себя в компьютерных играх, дети избегают конфликтные ситуации, а не стремятся их разрешить.

Признаки игровой зависимости (игры на смартфонах, компьютерах, планшетах): 1) ребенок теряет интерес к другим занятиям; 2) все свое свободное время ребёнок стремится провести за смартфоном; 3) общение с другими детьми начинает сводиться только к играм в смартфоне; 4) ребенок все меньше стремится к общению с другими; 5) становиться поверхностным; 6) формально отвечает на вопросы, избегает доверительных разговоров; 6) ребенок начинает обманывать, стремится любыми способами заполучить желаемое; 7) на любые ограничения, связанные с планшетом или телефоном, реагирует нервно, сильно переживает, злится; 8) теряет контроль над временем, проведенным за экраном.

Негативные последствия игровой зависимости: 1) наличие собственного мира, в который нет доступа никому, кроме него самого; 2) отсутствие ответственности; 3) полное абстрагирование от окружающего мира; 4) увеличение времени, проводимого в ситуации игры в ущерб другим занятиям; 5) изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игровой; 6) неспособность прекратить игру - потеря контроля; 7) появление состояния психического дискомфорта при невозможности приступить к игре или необходимости ее прекратить; 8) эмоциональный подъем в ситуации предвкушения игры; 9) нарушения памяти, внимания; 10) расстройство сна.

Рекомендации для родителей для профилактики игровой зависимости у детей:

1. Уделяйте ребенку внимание, несмотря на свою занятость. Стройте свою жизнь так, чтобы у вас обязательно было время на ежедневное общение с ним. Реагируйте спокойно, терпеливо объясняйте, отвлекайте другими занятиями.

2. Контролируйте. Но не диктуйте условия. Вводите правила, обсудив их с ребенком, обосновав, а лучше – вместе их обсудив и приняв.

3. Вовлекайте ребенка в домашнюю жизнь. Поощряйте и хвалите его. Именно в этом скрыт один из волшебных ключей, отрывающих дверь во внутренний мир наших детей. Не скупитесь хвалить ребенка за вымытую тарелку, умение одеваться или дружную, спокойную игру с другими детьми. В компьютерные программы для детей заложено очень много поощрений, которые дети не слышат от большинства родителей.

4. Помогите ему подобрать увлечение по вкусу (помимо компьютера): спортивную секцию, курсы иностранных языков, театральную студию, музыкальный клуб… Досуг подростка должен быть организован. Для компьютера физически должно не хватать времени.

5. Ребенку необходимо расписание, которому он будет придерживаться: когда играет, когда идет в секцию, когда садится за уроки, когда смотрит телевизор. Его можно зафиксировать на бумаге, можно просто проговорить.

Помните, что полностью оградить ребенка от игры на компьютере сложно. Для младших школьников больше подойдут логические игры, непродолжительные по времени и направленные на развитие познавательных процессов. Игры могут оказывать не только негативное влияние, но еще и развивать определенные навыки и умения. При умелом подборе и использовании компьютерной игры для младшего школьника, они помогут ему улучшить быстроту действий, внимание, сосредоточенность, развить умение получать и анализировать информацию, строить гипотезы и делать выводы.

Материал подготовил педагог-психолог МУ "ЦППМСП" Баженова Е.Д.

 

4-04-2024, 11:19 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр