Успешный ребенок: влияние семьи
ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ИЗМЕНИТЬ СВОЮ РЕАЛЬНОСТЬ, ТО ВЫ ДОЛЖНЫ ИЗМЕНИТЬ СВОЁ МЫШЛЕНИЕ.
Сталкиваясь с какой-либо проблемной ситуацией, мы задаем себе множество вопросов, стараясь понять: что произошло, почему это получилось и как выйти из этой ситуации. От того, какие вопросы задаются, зависят последующие действия и, решение проблемы. Одни люди задают вопросы, которые погружают глубже в проблему, иногда заставляя ходить по кругу в поисках виноватых, а другие нацеливаются на решение проблемы, больше фокусируясь на желаемом результате, чем на причинах возникновения этой ситуации.
Проверьте себя:
Если происходит что-то плохое с вами или кем-то другим, вы:
-
периодически вспоминаете и «прокручиваете» в памяти то, что произошло;
-
думаете о том, что здесь можно предпринять;
-
что мешает исправить данную ситуацию;
-
быстро забываете об этом, и думаете о том, что вам нужно в этой ситуации;
-
делаете предположения о том, из-за кого это все произошло, и кто должен отвечать;
-
делаете выводы: чему меня может научить данная ситуация на будущее;
Не трудно догадаться, какие из перечисленных выше пунктов относятся к способу эффективного мышления (рамка результата: 2, 4, 6), а какие к способу мышления неудачника (рамка проблемы: 1, 3, 5). Думая в рамке результата, человек задает себе вопросы:
• Чего я хочу в данной ситуации?
• Как я могу этого достигнуть?
• Какие мне нужны ресурсы (время, деньги, люди)?
Задавая вопросы в рамке результата, человек ищет решение для создавшейся ситуации.
Думая в рамке проблемы, человек задает себе вопросы:
• Что случилось? В чем состоит причина моей проблемы?
• Почему это случилось (со мной)?
• Кто виноват?
• Как долго это будет продолжаться?
Задавая вопросы в рамке проблемы, человек зацикливается на проблеме, не выходя за ее пределы, что часто приводит к стрессу.
Наши дети активно познают окружающий Мир, они делают это путем проб и ошибок, зачастую попадая в неприятные ситуации. У них недостаточно опыта, чтобы самим делать выводы и учиться на своих ошибках, поэтому дети ориентируются на слова и оценки взрослых людей. А потом, уже во взрослом возрасте задают себе в разных вариациях те же вопросы, которые привыкли слышать в детстве.
Я часто гуляю с дочкой на детских площадках и, к сожалению, приходится слышать от взрослых такие фразы:
- Ну и кто тебе виноват, что ты в лужу залез?
Так малыш учится чувству вины.
- Почему никто не полез через забор, а ты полез?
И ребенок учится быть хуже других.
- Что случилось? Почему вы подрались?
И дети снова окунаются в неприятный опыт воспоминаний и начинают испытывать отрицательные эмоции. Воспитательная беседа на этом фоне будет затруднена.
А ведь можно совсем по-другому:
- Сейчас, когда ты идешь с мокрыми ногами домой, скажи, как ты поступишь в следующий раз когда увидишь привлекательную лужу?
И ребенок учится принимать решения и быть ответственным - Чего ты хотел, когда полез через забор? Как можно было еще попасть на противоположную сторону?
Так ребенок учится осознавать свои желания и искать наилучшие варианты решения. - Что вам нужно для того, чтобы помириться и больше не ссориться?
Так дети учатся договариваться и искать комфортные для всех варианты общения.
Помните, мысли – это начало поступков, а насколько они будут результативными и успешными, решать вам!
Далее сначала индивидуальная работа, а затем по возможности обсуждение в группах.
Вопросы:
-
Где на диаграмме Вы видите себя, свою позицию в настоящий момент?
-
Где бы Вы хотели быть?
-
Где находится Ваш партнер?
-
Где бы хотели видеть его (партнера)?
-
Как Вы думаете, парнер согласился бы с выбранными Вами позициями (первые 4 вопроса)?
-
Как Вы думаете, куда на диаграмме хотели бы поставить Вас и Вашего партнера Ваши дети? В каком месте диаграммы они видят Вас и Вашего партнера сейчас?
Родителями быть ответственно!!!!
Как родителям найти правильное решение, чтобы помочь ребенку быть успешным? Прежде всего, полюбить себя.
СОВЕТЫ:
-
Расслабьтесь и наслаждайтесь родительством.
-
Избегайте нищенского мышления.
-
Нельзя оставлять себя в чувстве постоянного, хронического беспокойства.
-
Порадуйте себя чем-нибудь. (радость дает душе силу).
-
Постоянно читайте хорошие книги о воспитании детей. Не жалейте денег на хорошую литературу.
-
Уважайте самого себя. Хвалите себя.
-
Берегите себя. Выделяйте время на общение с самим собой (прогулки, пробежки, и т.п.).
-
Берете время на обдумывание сложных ситуаций. Не знаешь как поступить – возьми тайм-аут.
-
Избавьтесь от чувства вины, даже если Вы были неправы. Простите себя за ошибку и «идите дальше».
-
Не думайте и не представляйте плохое, не тревожьтесь о том, что что-то должно произойти плохое.
-
Не ожидайте, что Ваши дети будут воплощать в своей жизни Ваши нереализованные планы, цели, желания.
-
Помните, что процесс воспитания неоднороден.
-
Контролируйте уровень своей взрослости. Относитесь к детям с взрослой позиции.
-
Хорошие, любящие отношения между супругами – источник любви для детей.
Материал подготовил педагог-психолог МУ "ЦППМСП" Ржевская Е.В.