Компьютерные технологии в коррекции речевого развития дошкольников.
Для оптимизации коррекционной работы, формирования индивидуализации обучения, мотивации, заинтересованности детей в занятиях в современных условиях применяются новые технологии с использованием специальных компьютерных развивающих, коррекционных программ.
Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста дополнительные возможности коррекции отклонений в речевом развитии дошкольников.
Формирование у ребенка осознанного отношения к своему речевому дефекту, а следовательно, и желании его исправить, т.е. мотивации — одна из центральных задач в коррекционной работе. Только владения методикой коррекции речи и желания специалиста не достаточно для успешного педагогического воздействия. Ребенок часто не хочет заниматься, ему надоедает ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука. В таких случаях одним из средств оптимизации процесса коррекции могут служить компьютерные программно-методические средства.
Компьютерные игры — новый вид развивающего обучения
В чем же польза от компьютерных игр и почему их нельзя заменить просто дидактическими или сюжетными играми?
1. Компьютерные технологии избавляют как педагога, так и ребенка от тяжелой рутинной работы.
2. Использование компьютера открывает новые возможности применения следующих педагогических приемов в традиционной коррекционной методике:
— подбор материала разной степени сложности. Конкретному ребенку всегда можно предложить именно
то, что в данный момент соответствует его возможностям и задачам обучения;
— с помощью простых действий во время занятия на компьютере можно изменить степень сложности и характер задания, адекватные возможностям любого ребенка;
— делать «видимыми» проблемы в развитии, трудно обнаруживаемые в традиционном обучении;
— показать, как трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи обучения;
— формировать у ребенка процесс осмысления собственных произносительных навыков;
— сложное программное обеспечение имеет чрезвычайно простое управление;
— многие методики, успешно использовавшиеся ранее, теперь положены на компьютерную основу и тем самым получили второе развитие.
3. Занятие на компьютере и для самого ребенка создает более комфортные условия для успешного выполнения упражнений:
— компьютерные технологии обеспечивают занимательные формы экспериментирования, моделирования, классификации, сравнения;
— появляется возможность освоить модели взаимодействия с вымышленными героями компьютерной программы как основные для освоения межличностной коммуникации;
— ребенок учится говорить правильно, стремится исправить увиденную ошибку, использует приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику;
— во время таких занятий у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных звуков, слогов; появляется уверенность в своих силах и желание научиться говорить правильно;
— дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность;
— ребенок сам видит на экране монитора результат своей работы;
— у каждого ребенка всегда имеется возможность изменить чувствительность микрофона, чтобы картинка на экране двигалась в зависимости от индивидуальных голосовых модуляций;
— у ребенка повышается мотивация в трудной для него работе над произношением; он учится с самого начала оценивать свои достижения в речи, сопоставлять свое произношение с эталоном.
Таким образом, использование компьютерной программы повышает мотивацию не только за счет игровой стратегии, на которой базируется программа, но и за счет того, что ребенок получает одобрение, похвалу не только со стороны взрослых, но и со стороны вычислительной машины.
Особое значение для развития дошкольника имеет его ведущая деятельность — игра, поэтому компьютеры в детском саду используются, прежде всего как новая, сложная, интересная и управляемая самим ребенком игрушка, с помощью которой он решает самые разнообразные игровые задачи. Игра, как основная познавательная деятельность ребенка в этом возрасте, представляет собой своеобразную практическую форму размышления об окружающей его природе и социальной действительности. Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, который лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, обеспечивающие психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, т.е. они не могут осознанно запомнить тот или иной материал. И если только материал яркий и значимый, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику. Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Определенные зоны головного мозга стимулирует и наша зрительная активность. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на компьютерных занятиях.
Компьютерные игры учат преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремится к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить то или иное задание. Таким образом, компьютер воспитывает такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а также приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.
На тех занятиях, где используется компьютер, дисциплина всегда лучше. В результате занятий у многих детей сглаживается негативизм. Если на замечания педагога ребенок часто реагирует достаточно эмоционально, на замечания компьютерного героя дети не обижаются, ведь после каждого успешно выполненного задания они получают «приз», при этом ребенок эмоционально реагирует на такое поощрение и радуется виртуальным подаркам чуть ли не больше, чем реальным. Таким образом, использование компьютера позволяет индивидуализировать процесс коррекции речи, способствует положительному эмоциональному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает эффективность работы.
Компьютерные игры не изолированы от педагогического процесса дошкольного учреждения. Они предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные игры и занятия, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.
Однако нужно помнить, что компьютер — это не волшебная палочка или ковер-самолет, которые за один час игры перенесут ребенка в новый мир и сделают его сразу умным и развитым. Как и любые занятия, игры на компьютере должны осуществляться под строгим контролем взрослых. Только тогда от них будет положительный эффект. Конечно, существуют определенные правила, требования безопасности при работе с компьютером. В том случае, если эти рекомендации выполняются, можно быть совершенно спокойным за здоровье детей: компьютер не принесет им вреда.
Игры подбираются с учетом возраста и речевого дефекта. Примеры развивающих и обучающих игр: «Алик — скоро в школу», «Алик — летние каникулы», «Маленький искатель», «Искатель в школе», «Искатель — фантазер», «Волшебный сундук», «Игры для Тигры», «Рекс в детском саду», «Учимся анализировать», «Незнайкина грамота», «Развивайка для первоклашек», «Учимся с Гарфилдом», «Игры с Элмо» и др. Кроме общеразвивающих существуют и специальные игры для обучения чтению, русскому языку. Практическая польза этих игр заключается в том, что они в более наглядной (но не простой) форме представляют содержание данных предметов, что и позволяет легко и быстро овладеть учебным материалом: «Учимся читать», «Веселая азбука», «Волшебный букварь», «Баба Яга учится читать», «Почитай-ка», «Начальная школа Кирилла и Мефодия. Обучение грамоте» и др.
Отдельно хочется остановиться на компьютерной технологии коррекции ОНР у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией «Игры для Тигры».
Данная технология разработана на основе методик обучения детей с отклонениями развития
Л.Н. Ефименковой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, ГА Каше, Р.И. Панаевой, Н.В. Серебряковой, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Г.В. Чиркиной, а также программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой и др.
Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.
Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательность упражнений и веселый персонаж Тигренок — все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к занятиям.
Программа состоит из четырех больших блоков: «Просодика», «Фонематика», «Лексика» и «Звукопроизношение». Упражнения внутри блоков сгруппированы в модули (по 3—4).
Использование в коррекционно-образовательном процессе специализированной компьютерной технологии «Игры для Тигры» способствует коррекции, формированию и развитию:
—длительности и силы речевого выдоха;
— громкости (интенсивности) и тембра голоса;
— темпоритмической организации речи;
— интонационной выразительности;
— четкости и разборчивости;
— неречевого и речевого слухового гнозиса;
— звукового анализа и синтеза;
— структуры значения слова;
— лексических связей слов;
— грамматического значения слова;
— коммуникативных навыков детей.
Целенаправленное системное логопедическое воздействие, основанное на использовании компьютерной технологии, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.
Кроме готовых компьютерных игр и технологий можно самостоятельно создавать задания с помощью компьютерных программ. Например, для создания анимированных персонажей и букв можно работать с программами Macromedia Flash, Power Point. Яркие иллюстрации получаются при помощи таких программ, как Paint, Adobe Photoshop, Corel DRAW. Такая программа, как Power Point, позволяет создать целое занятие с серией разнообразных заданий. Это наиболее употребляемые программы при подготовке к занятиям, но есть множество других, не менее интересных, подходящих для использования в педагогической практике.
Приведем примеры некоторых заданий, подготовленных с использованием компьютерных программ.
1. Для проведения логопедического занятия по коррекции звукопроизношения используем мультимедийную презентацию «Комплекс речевой гимнастики» (Power Point).
2. На логопедическом занятии используем следующий игровой прием, через который можно решать множество коррекционно-развивающих задач. Вниманию ребенка представляется таблица с картинками (геометрическими фигурами, слогами, символами звуков, цифрами и т.д.). На краю таблицы сидит жук, который переползает при каждом щелчке мыши с одного окна на другое. Дополнительный эмоциональный эффект дает звук имитирующий движение жука.
Виды заданий: называние картинок (с определенным звуком, на определенную лексическую тему и т.д.), называние геометрических фигур, указание места расположения жука (правый нижний угол и т.д.), называние цифр в прямом и обратном порядке, чтение слогов, на которые приползает жук и произнесение в итоге полученного слова.
3. В компьютерном варианте можно предложить детям сложить разрезную картинку, пазлы, построить из предложенных фигур какой-либо объект, например, домики.
4. Для развития слухового восприятия, внимания предлагаем игру «Кто как кричит?», через которую дети знакомятся с дикими, домашними животными, птицами, их голосами. Дети прослушивают звуки и называют животное. В конце занятия осуществляется проверка усвоения материала.
5. Для закрепления представлений о временах года готовится презентация, в которой перечисляются признаки того или иного времени года, звучит музыка, стихи, появляются, исчезают картинки. Благодаря игровой, красочной картинке дети быстрее запоминают новый материал, учатся составлять описательные рассказы.
Практически любую коррекционно-логопедическую задачу можно решить с помощью компьютерных технологий, а успешность решения зависит от творчества самого педагога.
Консультация для педагогов нормативно-развивающихся детей
подготовилаучитель-логопед МУ ЦППМСП г. Магнитогорска
Планкова М.Ю., Апрель 2023г.