Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (21)
Март 2024 (8)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



Педагогу на заметку

Компьютерные технологии в коррекции речевого развития дошкольников.

Для оптимизации коррекционной работы, формиро­вания индивидуализации обучения, мотивации, заинте­ресованности детей в занятиях в современных условиях применяются новые технологии с использованием спе­циальных компьютерных развивающих, коррекционных программ.

Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста дополнитель­ные возможности коррекции отклонений в речевом развитии дошкольников.

Формирование у ребенка осознанного отношения к своему речевому дефекту, а следовательно, и желании его исправить, т.е. мотивации — одна из центральных задач в коррекционной работе. Только владения методикой коррекции речи и желания специалиста не достаточно для успешного педагогического воздействия. Ребенок ча­сто не хочет заниматься, ему надоедает ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука. В таких случаях одним из средств оптимизации процесса коррекции могут служить ком­пьютерные программно-методические средства.

Компьютерные игры — новый вид развивающего обу­чения

В чем же польза от компьютерных игр и почему их нельзя заменить просто дидактическими или сюжетны­ми играми?

1. Компьютерные технологии избавляют как педагога, так и ребенка от тяжелой рутинной работы.

2. Использование компьютера открывает новые воз­можности применения следующих педагогических при­емов в традиционной коррекционной методике:

— подбор материала разной степени сложности. Кон­кретному ребенку всегда можно предложить именно

то, что в данный момент соот­ветствует его возможностям и задачам обучения;

— с помощью простых действий во время занятия на компьютере можно изменить степень сложности и характер зада­ния, адекватные возможнос­тям любого ребенка;

— делать «видимыми» проблемы в развитии, трудно обнаружи­ваемые в традиционном обу­чении;

— показать, как трансформиро­вать выявленные проблемы в специальные задачи обуче­ния;

— формировать у ребенка про­цесс осмысления собствен­ных произносительных навы­ков;

— сложное программное обес­печение имеет чрезвычайно простое управление;

— многие методики, успешно использовавшиеся ранее, те­перь положены на компью­терную основу и тем самым получили второе развитие.

3. Занятие на компьютере и для самого ребенка создает бо­лее комфортные условия для успешного выполнения упраж­нений:

— компьютерные технологии обеспечивают занимательные формы экспериментирования, моделирования, классифика­ции, сравнения;

— появляется возможность ос­воить модели взаимодействия с вымышленными героями компьютерной программы как основные для освоения межличностной коммуника­ции;

— ребенок учится говорить пра­вильно, стремится исправить увиденную ошибку, использу­ет приемы самоконтроля, ориентируясь на привлека­тельную графику;

— во время таких занятий у де­тей исчезает негативизм, свя­занный с необходимостью многократного повторения определенных звуков, слогов; появляется уверенность в сво­их силах и желание научить­ся говорить правильно;

— дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспо­собность;

— ребенок сам видит на экране монитора результат своей ра­боты;

— у каждого ребенка всегда имеется возможность изме­нить чувствительность мик­рофона, чтобы картинка на экране двигалась в зависи­мости от индивидуальных голосовых модуляций;

— у ребенка повышается моти­вация в трудной для него ра­боте над произношением; он учится с самого начала оцени­вать свои достижения в речи, сопоставлять свое произно­шение с эталоном.

Таким образом, использова­ние компьютерной программы повышает мотивацию не только за счет игровой стратегии, на которой базируется программа, но и за счет того, что ребенок получает одобрение, похвалу не только со стороны взрослых, но и со стороны вычислительной машины.

Особое значение для развития дошкольника имеет его ведущая деятельность — игра, поэтому компьютеры в детском саду ис­пользуются, прежде всего как новая, сложная, интересная и управляемая самим ребенком игрушка, с помощью которой он решает самые разнообразные игровые задачи. Игра, как основ­ная познавательная деятель­ность ребенка в этом возрасте, представляет собой своеобраз­ную практическую форму раз­мышления об окружающей его природе и социальной действи­тельности. Общение с компьюте­ром вызывает у детей живой ин­терес, который лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные па­мять и внимание, обеспечиваю­щие психологическую готов­ность ребенка к обучению в школе.

Дети в раннем возрасте об­ладают непроизвольным вни­манием, т.е. они не могут осоз­нанно запомнить тот или иной материал. И если только мате­риал яркий и значимый, ребе­нок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь ком­пьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговремен­ным.

Занятия детей на компьюте­ре имеют большое значение не только для развития интеллек­та, но и для развития моторики. В любых играх, от самых про­стых до сложных, необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику. Ученые отмеча­ют, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Оп­ределенные зоны головного мозга стимулирует и наша зри­тельная активность. Вот почему так важно формирование мо­торной координации и коорди­нации совместной деятельнос­ти зрительного и моторного анализаторов, что с успехом до­стигается на компьютерных за­нятиях.

Компьютерные игры учат преодолевать трудности, конт­ролировать выполнение дей­ствий, оценивать результаты. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремится к достижению результатов. Кро­ме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить то или иное задание. Таким обра­зом, компьютер воспитывает такие волевые качества, как са­мостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчи­вость, а также приобщает ребенка к сопереживанию, помо­щи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

На тех занятиях, где использу­ется компьютер, дисциплина всегда лучше. В результате заня­тий у многих детей сглаживается негативизм. Если на замечания педагога ребенок часто реагиру­ет достаточно эмоционально, на замечания компьютерного ге­роя дети не обижаются, ведь после каждого успешно выпол­ненного задания они получают «приз», при этом ребенок эмо­ционально реагирует на такое поощрение и радуется вирту­альным подаркам чуть ли не больше, чем реальным. Таким образом, использование компь­ютера позволяет индивидуали­зировать процесс коррекции речи, способствует положитель­ному эмоциональному состоя­нию детей в процессе занятий, значительно повышает эффек­тивность работы.

Компьютерные игры не изо­лированы от педагогического процесса дошкольного учрежде­ния. Они предлагаются в сочета­нии с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные игры и занятия, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новы­ми возможностями.

Однако нужно помнить, что компьютер — это не волшебная палочка или ковер-самолет, ко­торые за один час игры перене­сут ребенка в новый мир и сделают его сразу умным и разви­тым. Как и любые занятия, игры на компьютере должны осуще­ствляться под строгим контро­лем взрослых. Только тогда от них будет положительный эф­фект. Конечно, существуют определенные правила, требова­ния безопасности при работе с компьютером. В том случае, если эти рекомендации выпол­няются, можно быть совершен­но спокойным за здоровье де­тей: компьютер не принесет им вреда.

Игры подбираются с учетом возраста и речевого дефекта. Примеры развивающих и обу­чающих игр: «Алик — скоро в школу», «Алик — летние кани­кулы», «Маленький искатель», «Искатель в школе», «Иска­тель — фантазер», «Волшебный сундук», «Игры для Тигры», «Рекс в детском саду», «Учим­ся анализировать», «Незнайкина грамота», «Развивайка для первоклашек», «Учимся с Гарфилдом», «Игры с Элмо» и др. Кроме общеразвивающих су­ществуют и специальные игры для обучения чтению, русскому языку. Практическая польза этих игр заключается в том, что они в более наглядной (но не простой) форме представляют содержание данных предметов, что и позволяет легко и быст­ро овладеть учебным материа­лом: «Учимся читать», «Веселая азбука», «Волшебный букварь», «Баба Яга учится читать», «По­читай-ка», «Начальная школа Кирилла и Мефодия. Обучение грамоте» и др.

Отдельно хочется остановить­ся на компьютерной технологии коррекции ОНР у детей старше­го дошкольного возраста со стертой дизартрией «Игры для Тигры».

Данная технология разработа­на на основе методик обучения детей с отклонениями развития

Л.Н. Ефименковой, Н.С. Жуко­вой, Е.М. Мастюковой, ГА Каше, Р.И. Панаевой, Н.В. Серебряко­вой, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Г.В. Чиркиной, а также програм­мы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой и др.

Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тиг­ры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффек­тивно работать над преодолени­ем нарушений речи при дизар­трии, дислалии, ринолалии, заи­кании, а также при вторичных речевых нарушениях.

Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопро­вождение действий, познавательность упражнений и весе­лый персонаж Тигренок — все это делает программу привлека­тельной, способствует повыше­нию мотивационной готовнос­ти детей к занятиям.

Программа состоит из четы­рех больших блоков: «Просоди­ка», «Фонематика», «Лексика» и «Звукопроизношение». Упраж­нения внутри блоков сгруппи­рованы в модули (по 3—4).

Использование в коррекционно-образовательном процес­се специализированной компь­ютерной технологии «Игры для Тигры» способствует коррек­ции, формированию и разви­тию:

—длительности и силы речевого выдоха;

— громкости (интенсивности) и тембра голоса;

— темпоритмической организа­ции речи;

— интонационной выразитель­ности;

— четкости и разборчивости;

— неречевого и речевого слухо­вого гнозиса;

— звукового анализа и синтеза;

— структуры значения слова;

— лексических связей слов;

— грамматического значения слова;

— коммуникативных навыков детей.

Целенаправленное систем­ное логопедическое воздей­ствие, основанное на использо­вании компьютерной техноло­гии, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

Кроме готовых компьютер­ных игр и технологий можно самостоятельно создавать зада­ния с помощью компьютерных программ. Например, для созда­ния анимированных персона­жей и букв можно работать с программами Macromedia Flash, Power Point. Яркие иллюстра­ции получаются при помощи таких программ, как Paint, Adobe Photoshop, Corel DRAW. Такая программа, как Power Point, позволяет создать целое занятие с серией разнообраз­ных заданий. Это наиболее употребляемые программы при подготовке к занятиям, но есть множество других, не менее интересных, подходящих для использования в педагогичес­кой практике.

Приведем примеры некото­рых заданий, подготовленных с использованием компьютерных программ.

1. Для проведения логопеди­ческого занятия по коррекции звукопроизношения используем мультимедийную презентацию «Комплекс речевой гимнасти­ки» (Power Point).

2. На логопедическом занятии используем следующий игровой прием, через который можно решать множество коррекционно-развивающих задач. Внима­нию ребенка представляется таблица с картинками (геомет­рическими фигурами, слогами, символами звуков, цифрами и т.д.). На краю таблицы сидит жук, который переползает при каждом щелчке мыши с одного окна на другое. Дополнитель­ный эмоциональный эффект дает звук имитирующий движе­ние жука.

Виды заданий: называние картинок (с определенным звуком, на определенную лексичес­кую тему и т.д.), называние гео­метрических фигур, указание места расположения жука (пра­вый нижний угол и т.д.), назы­вание цифр в прямом и обрат­ном порядке, чтение слогов, на которые приползает жук и про­изнесение в итоге полученного слова.

3. В компьютерном варианте можно предложить детям сло­жить разрезную картинку, пазлы, построить из предложенных фигур какой-либо объект, на­пример, домики.

4. Для развития слухового вос­приятия, внимания предлагаем игру «Кто как кричит?», через которую дети знакомятся с ди­кими, домашними животными, птицами, их голосами. Дети про­слушивают звуки и называют животное. В конце занятия осу­ществляется проверка усвоения материала.

5. Для закрепления представ­лений о временах года готовит­ся презентация, в которой пере­числяются признаки того или иного времени года, звучит му­зыка, стихи, появляются, исчеза­ют картинки. Благодаря игровой, красочной картинке дети быс­трее запоминают новый мате­риал, учатся составлять описа­тельные рассказы.

Практически любую коррекционно-логопедическую задачу можно решить с помощью ком­пьютерных технологий, а успеш­ность решения зависит от твор­чества самого педагога.

Консультация для педагогов нормативно-развивающихся детей

подготовилаучитель-логопед МУ ЦППМСП г. Магнитогорска

Планкова М.Ю., Апрель 2023г.

 

14-04-2023, 13:15 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр