По материалам IX международной научно-практической конференции
«Региональные модели сопровождения и поддержки одарённых и перспективных детей»
27 сентября 2019 года в ЧИППКРО прошла IX международная научно-практическая конференция «Региональные модели сопровождения и поддержки одарённых и перспективных детей». На ней побывала делегация из города Магнитогорска, в составе которой были педагоги школ города, методисты ЦПКиМР а также представитель МУ «ЦППМСП» педагог-психолог Азиева Алина Раисовна. Участники конференции - ведущие научные сотрудники Психологического института РАО. На конференции были широко представлены темы в рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребёнка»:
- «Одарённость как потенциал развития ребёнка: что важно знать учителю?»
- «Модель сопровождения и поддержки одарённых детей в республике Бурятия
- Исследовательская деятельность как способ формирования готовности обучающихся жить в VUGA-мире
- Социально-культурное развитие подростков в условиях дополнительного образования.
Подробнее остановимся на выступлениях Хохлова А.В., и.о.ректора ГБУ ДПО ЧИППКРО и Осипенко Л.Е., профессора департамента Института педагогики и психологии.
В своём выступлении Александр Викторович отметил, что талантливые дети проявляют незаурядные способности и это единичное явление. Для них успех естественен и обусловлен социально-психологическими аспектами (например, неким позитивизмом, который у них формируется). Мотивированные дети, в том числе мотивированные на успех — это те дети, кто готов тратить свои собственные ресурсы и время на достижение поставленной цели. Их мотивы — любопытство, сознательный интерес, желание стать лучше. Соответственно эти дети обладают повышенной трудоспособностью винтересующих их направлениях. Возникает вопрос, каким образом организована система достижения успеха этими детьми.
Эффективность работы с одарёнными детьми складывается из адресного сопровождения талантов, предоставлении и создании широкого спектра условий для развития высокомотивированных обучающихся (тех, которые готовы тратить ресурсы для своего развития). Первостепенной задачей работы с талантливыми детьми можно считать как можно более раннее выявление талантов, построение для них индивидуальных траекторий (начиная от школы и заканчивая ВУЗом), построение разнообразных форм конкурентной борьбы (конкурсы, олимпиады, состязания). Учитывая, что высокая мотивация более массовое явление, чем талант, целесообразно использование телекоммуникационных технологий и интернета для создания сетевых сообществ.
Следующей проблемной зоной является содержательный дефицит. До сих происходит доминирование академических наук, недостаток в новых областях наук, прикладном искусстве, визуальные медиа, программирование недостаточно анимационных практик и лидерства.
Ещё одна проблемная зона это незавершенность создания единой информационной базы о талантливых и высоко мотивированных детях. Безусловно выход из указанных проблемных зон может обеспечить федеральный проект «Учитель будущего» т. к. ведущая роль в обеспечении успешности детей отведена государству и учителю. Проект даёт возможность выхода за пределы обыденных привычных рамок чему сегодня необходимо учить учителя.
Интересным было и выступление Осипенко Людмилы Евгеньевны, профессора Департамента педагогики Института Педагогики и психологии образования ФГБОУ ВПО «Московский государственный педагогический университет», доктора педагогических наук, доцента. Людмила Евгеньевна рассказала о том, какие исследовательские разработки дадут импульс инновациям в будущем. Определила группы перспективных направлений, которые в ближайшие 15-20 лет сильно вырастут по степени их реализации. 1. Компьютерные науки (обеспечение кибербезопасности, передовые технологии по управлению) 2. Фундаментальные науки с немедленным прикладным потенциалом (квантовая технология, современное естествознание). Чем может быть интересна педагогика в этих направлениях? Новые форматы вложения человеческого капитала. Появляются новые знания, умения, ценности, установки, позволяющие создавать новые инвестиции, доходы. Интеллектуальный капитал и педагогический. Нынешние первокурсники будут составлять четверть населения.
Поколение Z характеризуется быстрой сменой направлений, приоритетов, радикально иным образом мышления, они не склонны прислушиваться к предыдущему опыту. Понимание специфики современного поколения во многом определяет и приоритеты развития образования. В приоритете развитие мышления.
Образование есть ключевой фактор развития экономики в 21 веке. Технический прогресс предоставляет педагогике принципиально новые способы решения актуальных задач. Нужны новые модели, которые позволили бы смягчить и позволить адаптироваться подрастающему поколению. Одна из моделей это модель «VUGA” мира. «Volatiliti” - нестабильность, «Uncertainti” - неопределенность, «Complexiti”- сложность, «Ambiguiti” - неоднозначность. Модель заимствовалась из военной практики и долгое время использовалась для предпринимательской среды. Педагогическая ситуация также обладает свойством нестабильности и неоднозначности в ситуации, когда она будет неоднозначно истолкована. Наблюдение, моделирование, анализ и эксперимент в «VUGA” мире приобретает совершенно иной опыт.
В рамках научно-практической конференции состоялась работа пяти площадок. Итогом Международной практической конференции «Региональные модели сопровождения и поддержки одарённых и перспективных детей» стало принятие резолюции.
Материал подготовил: педагог-психолог МУ "ЦППМСП" Азиева А.Р.