Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Июнь 2023 (7)
Май 2023 (6)
Апрель 2023 (14)
Март 2023 (15)
Февраль 2023 (11)
Январь 2023 (12)



Одарённый ребёнок в рамках стандартной школьной программы

Одарённый ребёнок в рамках стандартной школьной программы

(по материалам секции «Одарённый ребёнок» августовского совещания)

В Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утверждённой Президентом РФ от 03.04.2012 г сказано: «Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность».

В чём же источник трудностей одарённых детей в школьном обучении и в чём заключается помощь школьного психолога одарённым детям?

Три типа одаренности имеют прямое отношение к общеобразовательной школе.

Академическая одаренность представляет собой ярко выраженную способность учиться. Это помогает впоследствии стать очень неплохим, квалифицированным специалистом, но чтобы получилось что-то большее, одной этой одаренности недостаточно.

Интеллектуальная одаренность - это умение думать, анализировать, сопоставлять факты. Обладатели такой одаренности - умники и умницы. Они учатся иногда блестяще, иногда неплохо, иногда великолепно по одним предметам и плохо по другим - все зависит от их отношения к предмету и к преподавателю...

Творческая одаренность - это то, что проявляется в нестандартном видении мира, в нешаблонном мышлении и, в конечном итоге, ценится выше всего. Но вот до конечного итога надо дорасти, иногда даже дотянуть. А вот уж кто редко бывает "удачником" - так это именно творческие дети. Их проблемы начинаются еще в школе, где они всегда всех раздражают, несмотря на непрерывные заклинания о "творческой личности".

Основная проблема в том, что для проявления и развития других разных видов одарённости необходимы условия и не всегда существующая  структура образования может их предоставить.

Одарённость  - это разноплановое, многогранное понятие. Развитие одарённости и её проявление происходит не только в школе. Дополнительное образование здесь играет очень важную роль.  Сегодня разрабатывается большое количество программ для поддержки и обучения одарённых детей, последством проведения различных мероприятий (конкурсов, олимпиад, конференций) выявляют талантливых о способных детей.

Вне сферы внимания остаются как раз те дети,  которые по причинам особенностей своего характера, тревожности или каких-то трудностей в общении не склонны  участвовать в подобных мероприятиях. Необычность мышления одарённых, их творческий потенциал не всегда направлены в то русло, которое удобно школе. Из категории способного и одарённого ученик переходит в категорию неудобного и неуправляемого. Усилие учителей  как раз должно быть направлено на поиск  этих детей, чья одарённость не раскрыта. В этом поиске должны участвовать и психологи, и педагоги дополнительного образования, и родители.

Если ребёнок слабо начинает учиться в начальной школе - ещё не показатель его неупешности в дальнейшем. Зачастую его неупешность продиктована физиологической неготовностью, слабо развитой моторикой. Одному ребёнку снять установку «Я — неудачник» очень трудно без поддержки грамотного педагога.  Один из показателей профессионализма учителя -  умение перестраиваться и улавливать в ребёнке  изменения, видеть в каждом ребёнке потенциал.

Существует и другая сторона медали: когда в первый класс приводят детей изучивших всю программу с родителями или на курсах подготовки к школе. Конечно, такой ребёнок становится лидером в учёбе. Этакая «натасканность» на знания. Проблемы у таких детей начинаются с повышением трудности заданий, когда их запас знаний истощается.

Одарённые дети часто больше склонны к самостоятельному поиску информации, поэтому исследования и проекты – для них.  Возможно, в академических успехах они будут не столь заметны, но в процессе выполнения какого-то проекта они себя покажут.

Необходима ли одарённым детям психологическая поддержка? У одарённых и высоко одарённых детей наблюдаются особенности характера – перфекционизм, трудности взаимоотношений со сверстниками.

Всё зависит от типа одарённости и от той среды, в которой он живёт: есть ли там специалисты, готовые с ним работать, есть ли психолог, есть ли учителя-предметники.

Поэтому система сопровождения должна включать практически всю школу и весь спектр учреждений дополнительного образования. Психолог в школе может провести ряд  семинаров для педагогов. Просвещение родителей по теме одарённости и развития способностей ребёнка можно организовать через сайт школы или сетевой город. Там же можно предложить опросник для родителей по выявлению одарённости. Наиболее частые вопросы, с которыми обращаются родители одарённых детей:

- ребёнок мотивирован на развитие своих способностей в какой-либо   сфере, а родители не видят перспективы этой профессии в будущем.            Возникает конфликт, в результате которого страдают обе стороны;

  • родители обвиняют творчески одаренного ребёнка в лени, обеспокоены его отношением к учёбе, переживают за его будущее. Исследования психологов показали, что одаренные дети быстро проходят начальные уровни развития интеллекта и оказывают сопротивление всем видам репродуктивных работ, что оценивается учителями, как упрямство, лень или глупость;
  • увлечённость техникой и конструированием родители не считают серьёзным занятием, хотя именно оно помогло бы мотивировать ребенка и повысить его самооценку. Школе, как правило, больше подходят научно одарённые дети, и в основном школа будет работать с ними. Для остальных есть дополнительное образование. Задача взрослых– сориентировать.
  • родители обеспокоены тем, что ребёнок, который учился на пятёрки в начальной школе съезжает на тройки. Иногда это связано с тем, что способные дети не учатся прилагать усилия, выезжают на старых знаниях. Они привыкают к тому, что у них всегда всё получается как будто бы само собой. А когда запас знаний заканчивается, начинаются проблемы: ребёнок злится, его успеваемость падает, уровень невротизации растет. Концепция выявления и поддержки талантливых детей и молодёжи подразумевает отсутствие избирательного подхода. Не стоит вешать на ребёнка ярлык одарённого.

Школа для того и существует, чтобы помочь ребенку, потом подростку, юноше развить в себе способности к самоактуализации. Главным образом создать психологические условия, чтобы ребенок был готов к самостоятельной работе.

Как говорит Виктория Соломоновна Юркевич, сотрудник Психологического института РАО, специалист по проблеме способностей: «Учиться должно быть не только интересно, но и трудно, ребенок должен испытывать умственное напряжение, у него постоянно должны тренироваться "мускулы воли" - только в таких условиях будут развиваться способности и характер ребенка. Такого рода "дискомфорт" должен, в конечном итоге, приносить радость ребенку, стать ему привычным и даже необходимым. Радость преодоления трудностей, радость победы над собой (пусть при этом победой будет всего лишь решение нудного примера длиной в километр) - это и есть подготовка одаренного ребенка к жизни. Работа с одаренными - далеко не праздник, а тяжелый и ответственный труд. Правда, необыкновенно интересный. Одаренные дети не ангелочки, а беспокойные, иногда почти невыносимо "вредные" дети. Хлопот с ними много, но и радости от этих хлопот — особенные...» .

 

При подготовке материала использованы сайты:

festival@1september.ru

http://pravdasevera.ru/-j6k0x6aa

http://фощай.рф/deti/odar.htm                   

 

Азиева А.Р.Педагог-психолог высшей категории

13-09-2018, 10:18 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр