Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Июнь 2021 (5)
Май 2021 (7)
Апрель 2021 (7)
Март 2021 (16)
Февраль 2021 (12)
Январь 2021 (7)



Психологи родителям

Стрессы - это опыт

Большая нагрузка может закончиться для ребёнка нервным срывом.

К середине учебного года многие школьники стали чувствовать себя слишком уставшими. Им не помогли отдохнуть ни каникулы, ни длительный карантин. И вдруг полученная тройка, а то и двойка становится трагедией, после которой уже совсем не хочется идти в школу.

"Ты сможешь!"

"Да это ерунда", - отмахиваются многие взрослые, видя слёзы и непомерные переживания своих детей. "Как ты мог?!" - в ужасе восклицают другие и начинают описывать мрачное будущее, которое теперь уж точно ждёт ребёнка. Эти настроения поддерживают некоторые учителя, которые со знанием дела предсказывают, что с такими оценками не возьмут в десятый класс, никуда нельзя поступить. Нагнетание напряжения очень негативно сказывается на детях.

- Зачастую учителя начинают пугать детей с пятого класса, - говорит кандидат психологических наук, кризисолог центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Ульяна Зинова. - Они дают установку: "вы не сдадите", "у вас не получится". Такого не должно быть. Мы работаем со школьными психологами или сами выходим в коллективы, просим: не надо запугивать детей и бояться самим.

Специалист по работе с младшими школьниками и подростками, психолог высшей категории Ольга Белоногова отмечает, что родители, учителя иногда слишком накаляют атмосферу вокруг ребенка. После неоднократных повторений "не сдашь", "не справишься" и взрослый начинает ошибаться, а школьника это просто может сломать.

- В результате появляется страх, - пояснила Ольга Михайловна. - Конечно, базовый страх есть и должен быть у всех. Он нужен для самосохранения, мобилизации своих ресурсов. Но бывает страх, который парализует. Дети перестают верить в себя. Это предпосылки к нервному срыву.

При этом могут быть вроде бы беспричинные слезы, истерики. Одни становятся более замкнутыми, апатичными, другие импульсивными, агрессивными. И необходимо обращать на это внимание. Разбираться, что случилось и отчего ребёнок так изменился.

- Ребёнку важно дать возможность поверить в свои силы. Взрослые чаще должны говорить детям "ты справишься", "ты сможешь", "у тебя получится", - рекомендует Ольга Белоногова.

- И на всякий случай нужно определить пути для отступления, если получится не совсем так, как запланировано, - добавляет Ульяна Зинова. - Ребёнок должен понимать, что если он не сдаст, то у него будет возможность пересдать. А если не получится, то есть ещё колледжи, после которых, кстати, зачастую легче попасть в вуз. Всегда нужно рисовать успешную перспективу. И объяснять: в любом случае ты выйдешь на ту цель, которую себе поставил. ЕГЭ - это только ступенька. Если её не преодолеешь, можно пойти другим путём и всё равно прийти к своей цели - к той профессии, которую выбрал.

Вместе с тем, как рекомендуют психологи, не стоит искать более лёгких путей сразу, не попробовав те, что сложнее. Например, идти сразу в колледж, даже не попытавшись поступить в университет.

- Бывает, что школьники плохо пишут пробные экзамены, - констатирует Ольга Белоногова. - И во многих семьях начинают "добивать" ребёнка: "Как ты сдашь настоящий экзамен с таким уровнем знаний?" Установка должна быть такой: "Я не хуже других, мне просто нужно поработать. И тогда на настоящем экзамене я покажу более высокий результат".

Синдром отличника

Стрессы, к сожалению, частый спутник жизни. И выпускные экзамены не оказываются для школьников первым перенапряжением. Ведь до этого был неожиданный переход из дома в детский сад. А потом - в первый класс, это тоже большой стресс. Особенно если родители не помогают ребёнку в период адаптации.

- Мы хотим сразу получить отличников, успешных детей, - говорит психолог Ульяна Зинова. - Но не всегда это возможно и не всегда родители адекватно оценивают способности своего ребенка. Вдобавок, многие учителя вводят детей в стресс, если, например, дома спокойная обстановка, а в школе на ребёнка начинают вдруг кричать. Для него это неприятная, травмирующая ситуация.

Следующий стресс - переход из младшего звена в среднее, в пятый класс. Нужно привыкнуть к требованиям немалого количества учителей.

- Одни переносят всё нормально, у других низкий уровень стрессоустойчивости, - отмечает Ульяна Александровна.

Научить ребёнка меньше расстраиваться - реально. Каждый взрослый в состоянии хотя бы частично повлиять на состояние своего ребёнка. Личным примером - когда есть проблемы, не скрывать их, но и не впадать в истерику.

- Мы должны показывать, что в жизни всякое бывает, но нужно уметь справляться с трудностями, - рекомендует Ульяна Зинова. - А детям надо научиться проговаривать эмоции, понимать своё состояние и справляться с ним.

Психологи отмечают, что наиболее часто оказываются близки к нервному срыву дети с так называемым синдромом отличника. Вне зависимости от того, появился ли он под влиянием родителей или ребёнок сам поставил себе большие цели. Хорошо, что эти цели есть, но тогда надо добиваться и не воспринимать каждую тройку как трагедию.

Выход есть

- Иногда учителя относятся к детям слишком строго, занижают оценки, - сожалеет Ульяна Александровна. - Конечно, ребёнку от этого вдвойне обиднее, но надо учиться принимать ситуацию и преподавателя таким, какой он есть. И выполнять его требования. Родителям хорошо бы объяснить своим детям, что плохие оценки не являются признаком ненависти учителя. Ты пришёл в школу за знаниями. Получи нужную информацию и иди дальше. Какая разница, любит тебя учитель или нет?

Впрочем, психолог отмечает, что хорошо бы учителям всё-таки понимать, что надо работать над повышением у детей мотивации к успеху и к учёбе. Лишняя тройка или двойка, негативное отношение к ученику этому не способствуют.

Многие родители, увидев ребёнка в слезах после очередной плохой оценки, выслушав поток жалоб на злобный характер преподавателя, бегут в школу, чтобы разобраться с "негодяем".

- Родители и учителя в конфликтных ситуациях нередко оказываются на уровне подростка. Обижаются, руководствуются эмоциями, - досадует психолог Ольга Белоногова. - Надо вспомнить, что мы взрослые люди. У нас больше опыта и мудрости, чем у детей, надо найти компромисс.

Кроме того, неплохо бы и родителям, и детям знать, по каким параметрам учитель ставит оценки. Тогда не будет  возникать лишних вопросов. В любом случае надо общаться с преподавателями. В большинстве случаев у родителей и учителей всё-таки одна цель.

Психологи заверяют, что стрессы - это важный опыт:

- Жизнь изменчива, и в ней много стрессовых ситуаций. Людям кажется, что выхода нет, а на самом деле есть множество вариантов. Если детей учить видеть различные перспективы, то эта модель будет переноситься на взрослую жизнь. И когда случится нестандартная стрессовая ситуация, человек будет знать, что выход всегда есть, просто надо попробовать пойти по другому пути.

Источник: http://magmetall.ru/contribution/21458.htm

26-01-2018, 11:20 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр