Арт-терапия страхов у детей дошкольного возраста.
Многочисленные исследования детских психологов показали, что беспокойство и страхи становятся все более распространенным явлением у современных детей. Установлено, что большая часть эмоциональных проблем человека происходит из глубинного подсознательного уровня психики, сформированного в детском возрасте. Согласно исследованиям отечественных психологов С.В. Ковалева, А.И. Захарова, И. Коган и др., главными причинами появления детских страхов являются негативные детско-родительские отношения и психологический микроклимат семьи.
Воспитание детей в проблемных и конфликтных семьях, где родственники заняты выяснением отношений, где дети ощущают дефицит тепла и внимания, потребности ребенка не принимаются во внимание, приводит к длительному перенапряжению нервной системы ребенка, и как следствие к развитию тревожности и страхов.
Одной из причин возникновения детских страхов может быть большое количество страхов у родителей ребенка, и в первую очередь мамы. Мамы как женщины, по своей психологической природе более тревожны, чем папы. Кроме того, дети имеют более тесный эмоциональный контакт с матерями.
Присвоение страхов происходит в результате действия механизма подражания и неосознанного желания защитить своих детей от возможных угроз окружающего мира. Матери более «успешно» передают страхи своим детям перед животными и тьмой, а отцы - страхи перед болью и уколами.
Несомненно, что большинство страхов в большей или меньшей степени связаны с возрастными особенностями развития и носят временный характер. С взрослением детей меняются мотивы их поведения, отношение к миру, характер отношений со взрослыми и сверстниками, поэтому различные возрастные типы страха сменяют друг друга при условии сохранения положительного эмоционального контакта ребенка и родителей. Возрастные страхи по мере взросления ребенка нивелируются, являются преходящими и не нуждаются в психологической коррекции.
В тоже время дети с наличием ярко выраженных и не свойственных данному возрасту страхов нуждается в серьезной психологической поддержке и коррекции. Психологи считают, что дети шести-семи лет наиболее подвержены страхам. В основе этого явления находятся даже не эмоциональные процессы, а интенсивное познавательное развитие старших дошкольников. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления приводят к увеличению понимания и осознания существующих опасностей.
Страхи, как эмоциональная реакция, наиболее успешно подвергаются психологическому влиянию в дошкольном возрасте. Для лучшего воздействия на страхи, прежде всего, необходимо установить контакт с детьми, что подразумевает доверительные отношения с ними как условие развития личности, будущих возможностей и уверенности ребенка в себе.
Отправной точкой любого психотерапевтического эффекта является принятие детьми собственных чувств и желаний, и самих себя такими, какие они есть. На сегодняшний день существуют разнообразные методы коррекционной работы с детскими страхами. Одним из наиболее активных психокоррекционных методов считается арттерапия или рисуночная терапия.
Арт-терапия позволяет сделать воздействие на ребенка индивидуальным и более эффективным. В рисунках ребенок не только раскрывает доступным для него языком свои переживания, но и освобождается от них в процессе своеобразной психотерапии.
Арт-терапию рассматривают как один из немногочисленных способов проникновения в подсознание человека, способ заглянуть в закрытые и неосознаваемые стороны его души.
Поэтому, деятельность в виде рисования позволяет ребенку не только почувствовать радость от творчества, выразить свои мысли и чувства, получить положительные эмоции, но и отразить в рисунках не раскрываемые переживания и причины страхов.
В процессе рисования ребенок не только отражает окружающую действительность, но и меняет ее через призму своих эмоций. Дети легко могут вообразить себя на месте другого человека или персонажа на рисунке, а в цветовой гамме и характере рисунка отобразить свое отношение к нему.
Поскольку данная проекция личностного восприятия и отношения происходит каждый раз в процессе рисования, то рисование является общепризнанным эффективным методом лечебного воздействия. В рисунке дети могут изменить свое отношение к травмирующим ситуациям, которые вызывают у них страх и изменить отношение к ним.
Рисуя, ребенок отождествляет себя с позитивными, сильными, уверенными в себе персонажами. Эти чувства позволяют почувствовать себя бесстрашным героем, который может справиться с любым врагом и любой опасностью, может защитить себя и своих родственников, друзей. В этот момент оптимизируется психическое состояние ребенка, которое позволяет в дальнейшем быть менее тревожным и более уверенным в себе, уменьшить количество и интенсивность страхов.
Проведенное нами диагностическое исследование показало, что наиболее частыми страхами у детей старшего дошкольного возраста являются: страх смерти родителей (75%), страх нападения (75%), страх заболеть, заразится (60%), умереть (60%), опоздать в детский сад (60%), страх пожара (60%).
Самыми распространенными осознаваемыми страхами у старших дошкольников являются страхи сказочных персонажей и животных. Эти страхи также связаны со страхами смерти и боли. Установлено, что количество страхов, испытываемое детьми, колеблется в среднем от 5 до 21 страха.
Различные психологические проблемы могут возникнуть у малышей даже в самой благополучной семье. И для их решения замечательно подойдет арт-терапия, включающая в себя огромное количество методов, приемов и форм работы. Очень удобно то, что использовать их можно не только на занятиях у профессионалов, но и в домашних условиях.
Для работы с маленькими пациентами специалисты используют несколько видов арт-терапии. К числу наиболее востребованных относятся: сказкотерапия, песочная терапия, изотерапия (использование различных форм рисования, включая лепку, роспись, рисунок), библиотерапия (исцеление при помощи книг), имаготерапия (работа с театральными образами), фототерапия. цветотерапия, музыкотерапия. Полезна и танцевальная терапия (кинезитерапия), которая помогает выразить эмоции и переживания в спонтанных движениях, обрести свободу, избавиться от застенчивости и комплексов, сбросить груз негативных эмоций. Групповые занятия позволяют дошкольникам научиться общению.
В своей работе мы используем различные методы коррекции страхов у детей. Хорошо зарекомендовал себя метод серийных рисунков и рассказов, который представляет собой проективную арт-технологию, состоящую из ряда сеансов. В течение сеанса ребенку предлагают создать серию проективных рисунков на определенную тему, а затем составить в диалоге с психологом устные или письменные рассказы о том, что на рисунках изображено. Это позволяет ребенку отреагировать на свои переживания посредством их визуализации, вербализации, обсуждения и разделения с другим человеком.
В домашних условиях можно использовать элементы этих направлений. Чаще всего используется работа с художественным творчеством, дающая возможность расслабиться, проявить себя, отказаться от общепринятых рамок и раскрыть свою личность.
Доступность и простота методов дают родителям дополнительные возможности: мамы и папы вполне могут освоить основные методы и виды арт-терапии самостоятельно и заниматься с ребенком дома.
Арт-терапия рекомендована большому кругу детей и подростков различных возрастных категорий. Противопоказаний к ней нет, поэтому заниматься может любой желающий, такая терапия не способна нанести вред психике и здоровью маленького пациента.
Материал подготовил педагог-психолог МУ "ЦППМСП" Волкова Е.Н.