«Логическая пятиминутка» как малая форма организации
целенаправленного развития учебно-логических умений учащихся.
Более полвека назад в методическом письме «Развитие логического мышления в процессе обучения в начальной школе» было заявлено, что конечная цель работы по развитию логического мышления в начальной школе «заключается в том, чтобы научить детей в практике их мыслительной деятельности соблюдать элементарные требования логики, с тем, чтобы их мышление в процессе усвоения наук было правильным». Это предполагало особое педагогическое сопровождение: «Руководить развитием логического мышления учащихся – это значит: 1) учить их умело производить умственные операции анализа, синтеза, сопоставления, абстрагирования, обобщения и др.; 2) помогать им овладевать простейшими понятиями, выражать суждения и делать выводы; делать их речь определённой, точной, последовательной и доказательной, т.е. учить мышлению правильному, соответствующему элементарным правилам логики».
Основным понятием, которое характеризует миссию и цели современного российского образования, является понятие «развитие». Образование понимается как процесс целенаправленного развития, который приводит к определённому результату – становлению человека, обретению им культурно значимых качеств, способностей и возможностей. Эти способности в дальнейшем позволяют учащемуся стать субъектом культуры, человеческих отношений, носителем исключительно человеческих возможностей – рефлексии, самосознания, способности к диалогу, проектировочной деятельности и т.д.
В процессе образования эти важнейшие человеческие способности предаются педагогами и приобретаются учащимися в виде общеучебных умений:
- Учебно-управленческие умения.
- Учебно-информационные умения.
- Учебно-логические умения.
В данной работе уделим внимание сущности учебно-логических умений. И рассмотрим варианты заданий, которые содержат предметно учебный материал для формирования учебно-логических умений.
Учебно-логические умения:
- Анализ и синтез
- Сравнение
- Обобщение и классификация
- Определение понятий
- Доказательство и опровержение
- Определение и решение проблем
Анализ – это способ познания объекта посредством изучения его частей и свойств.
Синтез – это способ познания объекта посредством объединения в целое частей и свойств, выделенных в результате анализа. Говоря об анализе и синтезе, нельзя думать, что в начале идёт чистый анализ, а затем начинается чистый синтез. Анализ начинается в сочетании с синтезом. Затем, изучив несколько частей целого, исследователь начинает делать первые обобщения.
Сравнение – это способность познания посредством установления сходства и (или) различия признаков объекта. Сходство – это наличие общего признака, т.е. признака, присущего двум или более объектам сравнения. Различие – это наличие отличительного признака, т.е. признака, присущего только одному объекту сравнения. Сравнение помогает углублять и уточнять изучаемый материал, «открывать» в нём новые признаки.
Алгоритм сравнения:
Определить объекты сравнения и установить возможность их сопоставления.
- Определить аспекты сравнения, т.е. установить точку зрения, с которой будут сопоставляться существенные признаки сравниваемых объектов.
- Выбрать существенные признаки сопоставляемых объектов в соответствии с аспектом сравнения. Если существенные признаки сравниваемых объектов не известны, то необходимо осуществить анализ и синтез объектов с целью определения существенных признаков.
- Сопоставить существенные признаки сравниваемых объектов, т.е. определить общие и (или) отличительные существенные признаки сравниваемых объектов.
- Определить различия у общих признаков.
- Вывод. Необходимо представить общие и (или) отличительные существенные признаки сравниваемых объектов и указать степень различия общих признаков. В некоторых случаях необходимо привести причины сходства и различия сравниваемых объектов.
Обобщения – это способность познания посредством определения общих существенных признаков объектов. Из данного определения следует, что обобщение базируется на анализе и синтезе, направленных на установление существенных признаков объектов, а так же на сравнении, которое позволяет определить общие существенные признаки.
При составлении классификации происходит распределение объектов по существенному признаку, в результате чего каждый объект попадает в точно определённый класс, подкласс, группу. Обычно классификации подразделяют на естественные (научные) и искусственные (вспомогательные). Искусственная классификация проводится на основе несущественных признаков, вплоть до ссылки на начальные буквы имён этих объектов. Естественная классификация проводится на основе существенных признаков, что даёт возможность судить о свойствах исследуемых объектов.
В свою очередь, благодаря обобщению возможно осуществление другого способа познания – определение понятий.
Определение понятий – это способ познания, направленный на раскрытие содержания понятия, т.е. существенных признаков объектов, отражённых в данном понятии. Понятие – это мысль, отражающая общие существенные признаки объектов.
Очевидно, что важнейшими качествами правильного мышления являются его убедительность и обоснованность. Поэтому доказательство и опровержение являются ещё одним важнейшим способом познания.
Доказательство – это рассуждение, устанавливающее истинность какого-либо утверждения путём приведения доказанных ранее утверждений. Истина – это достоверное отражение существенных признаков объектов. Опровержение – это рассуждение, направленное на установление ложности выдвинутого утверждения.
Любое доказательство состоит из трёх частей:
Тезис – это мысль, которую надо доказать.
Аргументы – это истинные мысли, которыми пользуются при доказательстве тезиса.
Формой доказательства называют способ логической связи между тезисом и аргументом.
При доказательстве необходимо соблюдать следующие основные правила:
- Нужно чётко разобраться, что является тезисом, т. е., что доказывается и что является аргументом, т.е. чем доказывается.
- Необходимо тезис и аргументы уточнить, если они высказаны в непонятных для собеседников словах.
- Необходимо, чтобы тезис оставался одним и тем же на протяжении всего доказательства.
- Аргументы должны быть истинными, т.е. достоверными фактами, определениями понятий, ранее доказанными теориями, законами, теоремами.
- Аргументы должны быть достаточными для доказательства тезиса.
Итак, группы учебно-логических умений взаимодействуют и взаимообуславливают друг друга. Благодаря такому взаимовлиянию учебно-логических умений возможно эффективное познание. Понять – это значит определить существенное, а существенные признаки познаются посредством анализа и синтеза, сравнения, обобщения, формулируются в процессе определения понятий, истинность установленных существенных признаков доказывается.
Литература:
- Воровщиков С.Г., Орлова Е.В., Каюда Г.П., Гладик Н.В. Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников.: М. – 2008.
- Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. : Ярославль – 1996.
- Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума. : М. – 1997.
Материал подготовил Педагог-психолог Гиллер Н.М.