Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (21)
Март 2024 (8)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



Педагогу на заметку!

«Особенности консультирования семей, воспитывающих детей инвалидов»

К сожалению мир не справедлив, и самый страшный удар приходится на самых не защищённых. Дети с ограниченными возможностями здоровья, настоящих удар родителей и близких. К счастью современные условия позволяют подарить таким детям надежду на восстановление или хотя бы жизнь, что было невозможно ранее. Однако не все родители готовы к такому развитию событий, и им, как и ребенку, безусловно нужна помощь профильных специалистов. Которые постепенно могут выбрать правильных план на жизнью.

Сокращение ОВЗ трактуется как ограниченные возможности здоровья. Разного рода ограничение имеют разное происхождение, как врожденные, так и приобретённые, по средству врожденных заболеваний, генетических сбоев, травм и т.п. В Российском законодательстве в соответствии с законом об «Образовании», выделяют особую категорию таких обучающихся. Глава 1, ст. 2, гласит что обучающийся с ОВЗ - это – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Образование данной категории обучающихся может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах, посредством проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

Для родителей ребенок с таким тяжелым диагнозом огромный стресс. Зачастую он провоцирует кризис внутри семьи, еще хуже, когда семья становится не полноценной. Родители должны принять диагноз,что бы в здравом уме обеспечить ребенку достойное содержание. Этот процесс протекает по следующему примерному плану:

1. Отрицание. Осознать, что проблема коснулась именно тебя и твоего ребенка очень непростая задача. И вполне естественно, что родители не верят в диагноз, поставленный одним специалистом, и обычно проходят консультации у нескольких для более точной картины. Зачастую это не позволяет специалистам начать лечение вовремя, уходит драгоценное время, и ситуация усугубляется. Однако не редки и врачебные ошибки.

2. Гнев. Естественная защитная реакция организма, если диагноз все-таки подтвердился. Гнев может быть направлен на кого угодно. Минимизация этого этапа так же крайне необходима, достигается своевременным началом помощи ребенку, знакомства с семьями с похожими проблемами и т.д.

3. Чувство вины. На данном этапе необходима плотная работа со специалистом. Активная фаза гнева, сменяется депрессией и чувством вины. Обвиняют себя или друг друга в случившимся.

4. Эмоциональная адаптация. Наиболее позитивный этап, принятия проблемы, принятия решений по началу создания счастливой жизни ребенка.

Необходимо не допускать застаивания на каком-либо этапе. Обычно этапы длятся от полу года до года. Дальше обычно начинаются негативные последствия, которые могут повредить ребенку, так и самим родителям. При затруднении следует срочно обращаться к психологу. Ведь на кону стоит и без того сложная жизнь ребенка с ОВЗ.

Существует три примерных типа поведения, которые характеризуют поведение в данной ситуации, одна положительная и две отрицательных:

1. Конструктивная модель – активная позиция, направленная на решительные действия, своевременное решение возникающих проблем, контроль и желание держать ситуацию под контролем.
2. Пассивная модель – ведет к упущению ситуации, не желанием действовать, а отдать на откуп, «на все воля Божья». Как правило, в такой ситуации проблемы растут в геометрической прогрессии, провоцируют стресс и ухудшают состояние ребенка.

3. Пассивная позиция с чувством вины и беспомощности. В целом аналогична второй модели, и может быть ее следствием. Имеет лишь еще более глубокие психологические проблемы. Сетование на судьбу.

Первая модель, конечно, наиболее предпочтительна так как работает исключительно во благо ребенка и самих родителей. Последние две модели, одинокого негативно воздействуют на ситуации и приводят к ряду проблем:

1. Невозможность правильного воспитания ребенка. Родители не уделяют ребенку должного внимания, не прививают ему общепринятые нормы поведения.

2. Невозможность должного обучения ребенка. Неуспеваемость, проблемы с усваиванием материала;

3. Невозможность контактирования ребенка со сверстниками. Конфликты как внутри семьи (с братьями или сестрами), так и с другими ребятами. Издевки, травля, драки;

4. Кризис семьи. Ухудшение отношений между супругами и родственниками, вызванные диагнозом ребенка.

5. Негативное отношение к ребенку с ОВЗ одного родителей или родственников, отказ от его материального обеспечения (как правило снижает самооценку ребенка, делает его более закрытым, а также к ухудшению условий существования).

6. Гиперопека больного ребенка (как правило ведет к агрессивной реакции со стороны ребенка).

7. Сравнительная оценка больного ребенка со здоровыми детьми со стороны отца или матери (возможна как позитивная, так и отрицательная оценка, проявление родителями различных эмоций);

Эти проблемы, при более глубоком анализе, можно дифференцировать на следующие группы:

1. Недооцененность родительского участия в воспитании ребенка с ОВЗ.

2. Низкая психологичная зрелость родителей.

3. Неправильное представление о родительской любви.

Из вышесказанного видно, как важно влияние родителей, особенно в воспитании детей с ОВЗ. И если родители не справляются, очень важно помочь им, это может как им, так и ребенку прожить жизнь как можно лучше.

Для помощи родителям и детям в этой не простой ситуации, у специалиста педагога-психолога есть варианты взаимодействия :

1. Выступление перед родителями детей, только готовящихся к первому классу общеобразовательной или специализированной школы на тему «Помощь в адаптации ребенка к школе»;

2. Индивидуальный прием родителей и детей по недопущению отторжения первоклассником школы;

3. Собрание для родителей на тему взаимодействия с тревожными и агрессивными детьми;

4. Анкетирования детей и родителей для выяснения их межличностных отношений;

5. Индивидуальные занятия с детьми по осваиванию приемов улучшению усидчивости, поднятию самооценки, снятия стресса;

6. Консультация групп родителей для детей с ОВЗ на темы: «Летний отдых», «Упрямый ребенок», «Активизация внимания у неусидчивых детей».

7. Лекция на тему «Формы снятия эмоционального напряжения»;

8. Родительские собрания на тему «Особенности взаимодействия с детьми с ОВЗ»;

9. Индивидуальные консультации для детей и родителей по мере необходимости.

Существует определенный алгоритм, который помогает психологу установить необходимую связь с семьей воспитывающим ребенка с ОВЗ. Рассмотрим его по подробней:

1. Этап «Знакомство». Данный этап самый первый, и несет важную задачу по установлению доверительных отношений и взаимопонимания между ребенком, родителями и психологом. На первом этапе эффект достигается за счет невербальных средств, таких как улыбка, мимика и т.п.

2. Этап «Определение проблем». На данном этапе психологу необходимо выяснить у родителей или попечителей, первоочередные проблемы которые их беспокоят. Беседы проходят как с ребенком, так и без него, так же возможны и индивидуальные беседы. Важный этап, так как на нам психолог создает общую картину происходящего в семье.

Наиболее распространенные проблемы:

1. Трудности в процессе воспитания и обучения (неуспеваемость, гиперреактивность, пассивность, конфликты). Психолог помогает подобрать наиболее подходящие условия для ребенка;
2. Поведенческие реакции негативного характера (негатив, агрессия, странности, страх, неуправляемость и т.д);

3. Проблемы в межличностных отношениях сверстников (конфликты здоровых детей и детей с ОВЗ;

4. Недооценивание ребенка со стороны специалистов образовательного учреждения или родителей (как правило ведет к не раскрытию потенциала ребенка).

Во многом эти проблемы повторяют проблемы, изложенные выше.

На этом этапе родители так же показывают психологу результаты обследования, результаты тестирований, контрольных работ. Так же специалист знакомится с историей семьи, с ее составом. Узнают всю необходимую для работы информацию.

3. Этап «Диагностика особенностей развития ребенка». На этом этапе специалисту необходимо узнать интеллектуальные, личностные, психологических особенностей ребенка. В ходе беседы, тестов и игр, психолог получает необходимые данные для прогнозирования способности к обучению по программе.

Целями психолога являются: определения нарушений у ребенка и их характера, выявление индивидуальных особенностей, оценка контакта родителей и ребенка.

4. Этап «Определение модели воспитания используемой родителями». Родители играют важнейшую роль в воспитании ребенка, именно от их связи с ребенком зависит успех. Особенности этого взаимодействия зависят от родителей, их характера, достатка, отношения друг к другу и ребенку.

Несмотря на отказ в исследования самих родителей, без этих данных не возможно решить межличностные проблемы внутри семьи. Родители в праве отказаться от прохождения психологического исследования, но тем самым лишь усложняют психологу и без того не легкую задачу.

Если родители все же согласны, сначала их подвергают не сложному тестированию, но по мере их прохождения, методики усложняются и включают себя методики М.Люшера, «Моя Семья», СМОЛ (СМИЛ), MMPI, ACB и другие. В ходе тестирования родителям следует помнить, что нет правильных и не правильных ответов, отвечать не задумываясь, как есть. Результаты тестирования относительные, и лишь помогают психологу глубже разобраться в проблемах.

5. Этап «Оценка диагностики». Этап посвящен результатам тестирования родителей и ребенка, а также выяснению существующей проблематике, выясненных в ходе беседы и тестирования. Специалист должен указать родителям на наиболее важные и критичные проблемы, указать правильное направление их решения.

6. Этап «Формулирование способов решения проблемы». Большинство проблем решаются по следующему принципу:

• Выбор необходимой методики обучения и специализированной школы;

• Выбор методики оптимальной организации домашних коррекционных мероприятий;

• Выбор должной формы наставления и воспитания родителей приемам воспитания;

• Организация условий для формирования правильных межличностных отношений с родителями и другими взрослыми.

• Разубеждение родителей о бесперспективности развития их ребенка с ОВЗ.

7. Этап «Подведение итогов, резюмирование». Заключительный этап консультирования заключается в утверждении проблем, их интерпретации по необходимости и указания способа их решения. Важный этап, так как зачастую позиция родителей могла быть подвергнута сомнению, и для принятия новой информации необходимо время, а зачастую даже дополнительное консультирование. Если родители не услышали того что хотели, может возникнуть неудовлетворённость, это так же может быть устранено дополнительными сеансами.

Тут большую роль имеет квалификация и тактика психолога. В свою очередь он руководствуется тремя задачами:

1. Установление «обратной связи» с членами семьи;

2. Установление правильного отношения к ребенку и его проблемам со стороны родителей;

3. Коррекция отношений между членами семьи.

Воспитание ребенка с ОВЗ сложное испытание как для родителей, так и самого ребенка. Такие дети требую еще большего внимания, заботы и самоотдачи от родителей. Для того что бы минимизировать негативное воздействие внешнего мира и общества, родители должны обратить внимание на соблюдение равных прав на образование детей, обучить ребенка навыкам самостоятельной жизнедеятельности, привить ребенку навык отстаивания своего мнения.

При реабилитации ребенка с ОВЗ, все участвующие в этом процессе лица и организации должны придерживается принципов открытости, ответственности и гуманности, работать в тесном сотрудничестве.

Не редко семьи с похожими проблемами, но уже прошедшие определенные этапы, имеющие опыт, охотно делятся ими с другими семьями, помогают им. Все это создает положительную атмосферу, помогает бороться со стрессом, и легче выходить из сложных ситуаций.

Самостоятельный поиск новой информации для родителей необходим, так как на консультациях невозможно получить исчерпывающую информацию. Поиск новых форм обучения, игр, адаптации ребенка к современной жизни.

 

Список использованных источников

  1. Бодалев, А.А., Столин, В.В Опыт и проблемы психологического консультирования [Текст] : учеб. пособие / А.А. Бодалев, В.В. Столин. - M.: Дрофа, 2004. - С. 33.

  2. Василькова, Т.А., Социальная педагогика [Текст] : учеб. пособие / Т.А. Василькова - М.: КНОРУС, 2010. - 240 с.

  3. Венгер, А.Л., Слободчиков В.И., Эльконин Б.Д. Проблемы детской психологии и творчество Д.Б. Эльконина [Текст] // Вопросы психологии. - 1988. - № 3. – С.58-62.

  4. Елизаров, А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования [Текст] : учебное пособие / А.Н. Елизаров. - М.: «Ось-89», 2003. - 336 с.

  5. Зубкова, Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т.С. Зубкова - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 224 с.

  6. Мастюкова, Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.М. Мастюкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 408 с.

  7. Павленок, П.Д., Руднева М.Я. Технология социальной работы с различными группами населения [Текст] : учеб. пособие / П.Д. Павленок - М.: ИНФРА-М, 2010. - 272 с.

Материал подготовил социальный педагог МУ "ЦППМСП" Мекешкина Т.Н.



23-10-2023, 12:36 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр