«Особенности консультирования семей, воспитывающих детей инвалидов»
К сожалению мир не справедлив, и самый страшный удар приходится на самых не защищённых. Дети с ограниченными возможностями здоровья, настоящих удар родителей и близких. К счастью современные условия позволяют подарить таким детям надежду на восстановление или хотя бы жизнь, что было невозможно ранее. Однако не все родители готовы к такому развитию событий, и им, как и ребенку, безусловно нужна помощь профильных специалистов. Которые постепенно могут выбрать правильных план на жизнью.
Сокращение ОВЗ трактуется как ограниченные возможности здоровья. Разного рода ограничение имеют разное происхождение, как врожденные, так и приобретённые, по средству врожденных заболеваний, генетических сбоев, травм и т.п. В Российском законодательстве в соответствии с законом об «Образовании», выделяют особую категорию таких обучающихся. Глава 1, ст. 2, гласит что обучающийся с ОВЗ - это – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Образование данной категории обучающихся может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах, посредством проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
Для родителей ребенок с таким тяжелым диагнозом огромный стресс. Зачастую он провоцирует кризис внутри семьи, еще хуже, когда семья становится не полноценной. Родители должны принять диагноз,что бы в здравом уме обеспечить ребенку достойное содержание. Этот процесс протекает по следующему примерному плану:
1. Отрицание. Осознать, что проблема коснулась именно тебя и твоего ребенка очень непростая задача. И вполне естественно, что родители не верят в диагноз, поставленный одним специалистом, и обычно проходят консультации у нескольких для более точной картины. Зачастую это не позволяет специалистам начать лечение вовремя, уходит драгоценное время, и ситуация усугубляется. Однако не редки и врачебные ошибки.
2. Гнев. Естественная защитная реакция организма, если диагноз все-таки подтвердился. Гнев может быть направлен на кого угодно. Минимизация этого этапа так же крайне необходима, достигается своевременным началом помощи ребенку, знакомства с семьями с похожими проблемами и т.д.
3. Чувство вины. На данном этапе необходима плотная работа со специалистом. Активная фаза гнева, сменяется депрессией и чувством вины. Обвиняют себя или друг друга в случившимся.
4. Эмоциональная адаптация. Наиболее позитивный этап, принятия проблемы, принятия решений по началу создания счастливой жизни ребенка.
Необходимо не допускать застаивания на каком-либо этапе. Обычно этапы длятся от полу года до года. Дальше обычно начинаются негативные последствия, которые могут повредить ребенку, так и самим родителям. При затруднении следует срочно обращаться к психологу. Ведь на кону стоит и без того сложная жизнь ребенка с ОВЗ.
Существует три примерных типа поведения, которые характеризуют поведение в данной ситуации, одна положительная и две отрицательных:
1. Конструктивная модель – активная позиция, направленная на решительные действия, своевременное решение возникающих проблем, контроль и желание держать ситуацию под контролем.
2. Пассивная модель – ведет к упущению ситуации, не желанием действовать, а отдать на откуп, «на все воля Божья». Как правило, в такой ситуации проблемы растут в геометрической прогрессии, провоцируют стресс и ухудшают состояние ребенка.
3. Пассивная позиция с чувством вины и беспомощности. В целом аналогична второй модели, и может быть ее следствием. Имеет лишь еще более глубокие психологические проблемы. Сетование на судьбу.
Первая модель, конечно, наиболее предпочтительна так как работает исключительно во благо ребенка и самих родителей. Последние две модели, одинокого негативно воздействуют на ситуации и приводят к ряду проблем:
1. Невозможность правильного воспитания ребенка. Родители не уделяют ребенку должного внимания, не прививают ему общепринятые нормы поведения.
2. Невозможность должного обучения ребенка. Неуспеваемость, проблемы с усваиванием материала;
3. Невозможность контактирования ребенка со сверстниками. Конфликты как внутри семьи (с братьями или сестрами), так и с другими ребятами. Издевки, травля, драки;
4. Кризис семьи. Ухудшение отношений между супругами и родственниками, вызванные диагнозом ребенка.
5. Негативное отношение к ребенку с ОВЗ одного родителей или родственников, отказ от его материального обеспечения (как правило снижает самооценку ребенка, делает его более закрытым, а также к ухудшению условий существования).
6. Гиперопека больного ребенка (как правило ведет к агрессивной реакции со стороны ребенка).
7. Сравнительная оценка больного ребенка со здоровыми детьми со стороны отца или матери (возможна как позитивная, так и отрицательная оценка, проявление родителями различных эмоций);
Эти проблемы, при более глубоком анализе, можно дифференцировать на следующие группы:
1. Недооцененность родительского участия в воспитании ребенка с ОВЗ.
2. Низкая психологичная зрелость родителей.
3. Неправильное представление о родительской любви.
Из вышесказанного видно, как важно влияние родителей, особенно в воспитании детей с ОВЗ. И если родители не справляются, очень важно помочь им, это может как им, так и ребенку прожить жизнь как можно лучше.
Для помощи родителям и детям в этой не простой ситуации, у специалиста педагога-психолога есть варианты взаимодействия :
1. Выступление перед родителями детей, только готовящихся к первому классу общеобразовательной или специализированной школы на тему «Помощь в адаптации ребенка к школе»;
2. Индивидуальный прием родителей и детей по недопущению отторжения первоклассником школы;
3. Собрание для родителей на тему взаимодействия с тревожными и агрессивными детьми;
4. Анкетирования детей и родителей для выяснения их межличностных отношений;
5. Индивидуальные занятия с детьми по осваиванию приемов улучшению усидчивости, поднятию самооценки, снятия стресса;
6. Консультация групп родителей для детей с ОВЗ на темы: «Летний отдых», «Упрямый ребенок», «Активизация внимания у неусидчивых детей».
7. Лекция на тему «Формы снятия эмоционального напряжения»;
8. Родительские собрания на тему «Особенности взаимодействия с детьми с ОВЗ»;
9. Индивидуальные консультации для детей и родителей по мере необходимости.
Существует определенный алгоритм, который помогает психологу установить необходимую связь с семьей воспитывающим ребенка с ОВЗ. Рассмотрим его по подробней:
1. Этап «Знакомство». Данный этап самый первый, и несет важную задачу по установлению доверительных отношений и взаимопонимания между ребенком, родителями и психологом. На первом этапе эффект достигается за счет невербальных средств, таких как улыбка, мимика и т.п.
2. Этап «Определение проблем». На данном этапе психологу необходимо выяснить у родителей или попечителей, первоочередные проблемы которые их беспокоят. Беседы проходят как с ребенком, так и без него, так же возможны и индивидуальные беседы. Важный этап, так как на нам психолог создает общую картину происходящего в семье.
Наиболее распространенные проблемы:
1. Трудности в процессе воспитания и обучения (неуспеваемость, гиперреактивность, пассивность, конфликты). Психолог помогает подобрать наиболее подходящие условия для ребенка;
2. Поведенческие реакции негативного характера (негатив, агрессия, странности, страх, неуправляемость и т.д);
3. Проблемы в межличностных отношениях сверстников (конфликты здоровых детей и детей с ОВЗ;
4. Недооценивание ребенка со стороны специалистов образовательного учреждения или родителей (как правило ведет к не раскрытию потенциала ребенка).
Во многом эти проблемы повторяют проблемы, изложенные выше.
На этом этапе родители так же показывают психологу результаты обследования, результаты тестирований, контрольных работ. Так же специалист знакомится с историей семьи, с ее составом. Узнают всю необходимую для работы информацию.
3. Этап «Диагностика особенностей развития ребенка». На этом этапе специалисту необходимо узнать интеллектуальные, личностные, психологических особенностей ребенка. В ходе беседы, тестов и игр, психолог получает необходимые данные для прогнозирования способности к обучению по программе.
Целями психолога являются: определения нарушений у ребенка и их характера, выявление индивидуальных особенностей, оценка контакта родителей и ребенка.
4. Этап «Определение модели воспитания используемой родителями». Родители играют важнейшую роль в воспитании ребенка, именно от их связи с ребенком зависит успех. Особенности этого взаимодействия зависят от родителей, их характера, достатка, отношения друг к другу и ребенку.
Несмотря на отказ в исследования самих родителей, без этих данных не возможно решить межличностные проблемы внутри семьи. Родители в праве отказаться от прохождения психологического исследования, но тем самым лишь усложняют психологу и без того не легкую задачу.
Если родители все же согласны, сначала их подвергают не сложному тестированию, но по мере их прохождения, методики усложняются и включают себя методики М.Люшера, «Моя Семья», СМОЛ (СМИЛ), MMPI, ACB и другие. В ходе тестирования родителям следует помнить, что нет правильных и не правильных ответов, отвечать не задумываясь, как есть. Результаты тестирования относительные, и лишь помогают психологу глубже разобраться в проблемах.
5. Этап «Оценка диагностики». Этап посвящен результатам тестирования родителей и ребенка, а также выяснению существующей проблематике, выясненных в ходе беседы и тестирования. Специалист должен указать родителям на наиболее важные и критичные проблемы, указать правильное направление их решения.
6. Этап «Формулирование способов решения проблемы». Большинство проблем решаются по следующему принципу:
• Выбор необходимой методики обучения и специализированной школы;
• Выбор методики оптимальной организации домашних коррекционных мероприятий;
• Выбор должной формы наставления и воспитания родителей приемам воспитания;
• Организация условий для формирования правильных межличностных отношений с родителями и другими взрослыми.
• Разубеждение родителей о бесперспективности развития их ребенка с ОВЗ.
7. Этап «Подведение итогов, резюмирование». Заключительный этап консультирования заключается в утверждении проблем, их интерпретации по необходимости и указания способа их решения. Важный этап, так как зачастую позиция родителей могла быть подвергнута сомнению, и для принятия новой информации необходимо время, а зачастую даже дополнительное консультирование. Если родители не услышали того что хотели, может возникнуть неудовлетворённость, это так же может быть устранено дополнительными сеансами.
Тут большую роль имеет квалификация и тактика психолога. В свою очередь он руководствуется тремя задачами:
1. Установление «обратной связи» с членами семьи;
2. Установление правильного отношения к ребенку и его проблемам со стороны родителей;
3. Коррекция отношений между членами семьи.
Воспитание ребенка с ОВЗ сложное испытание как для родителей, так и самого ребенка. Такие дети требую еще большего внимания, заботы и самоотдачи от родителей. Для того что бы минимизировать негативное воздействие внешнего мира и общества, родители должны обратить внимание на соблюдение равных прав на образование детей, обучить ребенка навыкам самостоятельной жизнедеятельности, привить ребенку навык отстаивания своего мнения.
При реабилитации ребенка с ОВЗ, все участвующие в этом процессе лица и организации должны придерживается принципов открытости, ответственности и гуманности, работать в тесном сотрудничестве.
Не редко семьи с похожими проблемами, но уже прошедшие определенные этапы, имеющие опыт, охотно делятся ими с другими семьями, помогают им. Все это создает положительную атмосферу, помогает бороться со стрессом, и легче выходить из сложных ситуаций.
Самостоятельный поиск новой информации для родителей необходим, так как на консультациях невозможно получить исчерпывающую информацию. Поиск новых форм обучения, игр, адаптации ребенка к современной жизни.
Список использованных источников
-
Бодалев, А.А., Столин, В.В Опыт и проблемы психологического консультирования [Текст] : учеб. пособие / А.А. Бодалев, В.В. Столин. - M.: Дрофа, 2004. - С. 33.
-
Василькова, Т.А., Социальная педагогика [Текст] : учеб. пособие / Т.А. Василькова - М.: КНОРУС, 2010. - 240 с.
-
Венгер, А.Л., Слободчиков В.И., Эльконин Б.Д. Проблемы детской психологии и творчество Д.Б. Эльконина [Текст] // Вопросы психологии. - 1988. - № 3. – С.58-62.
-
Елизаров, А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования [Текст] : учебное пособие / А.Н. Елизаров. - М.: «Ось-89», 2003. - 336 с.
-
Зубкова, Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т.С. Зубкова - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 224 с.
-
Мастюкова, Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.М. Мастюкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 408 с.
-
Павленок, П.Д., Руднева М.Я. Технология социальной работы с различными группами населения [Текст] : учеб. пособие / П.Д. Павленок - М.: ИНФРА-М, 2010. - 272 с.
Материал подготовил социальный педагог МУ "ЦППМСП" Мекешкина Т.Н.