Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Сентябрь 2023 (9)
Август 2023 (3)
Июнь 2023 (8)
Май 2023 (3)
Апрель 2023 (11)
Март 2023 (14)



Модели семейного воспитания детей с ОВЗ

Модели семейного воспитания, в семьях воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Вопрос о роли семьи в формировании личности ребенка является предметом изучения многих поколений ученых. На сегодняшний день подтверждается положение, о важности и незаменимости адекватного материнского общения с ребенком с момента его рождения. В семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, родителями часто используются неправильные модели воспитания.

Гиперопека. Родители стремятся сделать за ребенка все, даже то, что он может сам. Ребенка как бы помещают в тепличные условия, в связи с чем он не обучается преодолевать трудности, у него не формируются навыки самообслуживания и т.д. Жалея ребенка и стремясь ему помочь, родители сами ограничивают возможности его развития.

Противоречивое воспитание. Ребенок с отклонениями в развитии может вызывать у членов семьи разногласия в использовании воспитательных средств. Так, например, родители ребенка могут быть сторонниками жесткого воспитания. Одновременно бабушка и дедушка, живущие в семье, могут занимать более мягкую позицию и поэтому разрешать ребенку делать все, что ему захочется. При таком воспитании у ребенка не формируется адекватной оценки своих возможностей, он обучается «лавировать» между взрослыми.

Воспитание по типу повышенной моральной ответственности  ведет к постоянному перенапряжению у ребенка. Родители постоянно возлагают на ребенка такие обязанности и такую ответственность, с которой ребенку с отклонениями в развитии в силу имеющихся нарушений трудно справиться. У ребенка возникает повышенная утомляемость, отсутствие адекватной оценки своих возможностей.

Воспитание в «культе» болезни. Многие родители формируют в семье отношение к ребенку как к больному. Ребенок относится к себе как к больному, в связи с чем у него формируется представление о себе как о слабом. Его внутренняя позиция всегда ближе к отказу от решения проблемы, чем к ее преодолению.

Модель «симбиоз» развивает у родителей полное растворение в проблемах ребенка. Чаще эта модель встречается у матерей, воспитывающих детей в неполных семьях.  Такие матери создают для своих детей особую атмосферу внутри семьи - атмосферу абсолютной любви к ребенку.  Такая материнская любовь искажает возможности личностного развития ребенка. В результате такого воспитания у ребенка формируется эгоистическая личность.

Гипооопека. Эта модель воспитания, когда родители практически не осуществляют уход за ребенком. Никто не следит за его режимом дня и соблюдением условий, обеспечивающих его развития.

Выбор родителем форм контакта с ребенком и определяет модель его воспитания. Если родители принимают   ребенка, то его дефект заставляет их, как приспосабливаться к особенностям ребенка, так и адаптировать его к окружающей жизни, а там, где возникает страх или неприятие недуга ребенка, вырастает отчуждение. 

Подготовила педагог-психолог  Габбасова Н.Р.

 

29-10-2018, 14:05 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр