Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (21)
Март 2024 (8)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



Родителям воспитанников ДОУ

Развиваем внимание у дошкольников с ЗПР

Внимание – форма организации познавательной деятельности, основное условие осуществления познавательного процесса. Внимание взаимосвязано со всеми другими психическими процессами: памятью, восприятием, мышлением, речью.

Выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилий воли. Это характерно для детей дошкольного возраста; в сознании малышей фиксируется только то, что эмоционально окрашено и интересно ребёнку. С возрастом, в процессе обучения, общения с окружающими, совместной деятельности со сверстниками начинает формироваться произвольное внимание. Оно требует от ребёнка волевых усилий. Приходится делать то, что необходимо, а не то что хочется. В процессе выполнения заданий, обучения, разработки проектов по заданной проблеме могут возникнуть интерес, увлечённость, вдохновение, которые снимают волевые усилия и напряжение. В таком случае можно говорить о возникновении послепроизвольного внимания.

Внимание человека обладает пятью основными свойствами:

  • Устойчивость внимания – это способность сохранить долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от посторонних раздражителей.

  • Противоположным устойчивости свойством является отвлекаемость внимания.

  • Распределение внимания – это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время.

  • Переключение внимания – это сознательный переход от одного объекта к другому, переход с одного вида деятельности к другой. Быстрота переключения внимания зависит от индивидуальных особенностей каждого человека.

  • Объём внимания – это количество объектов, на которое человек может направить и сосредоточить внимание в данный момент. Сосредоточенность внимания проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия можно рассматривать как синонимы.

Характерной особенностью внимания ребёнка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели. Следовательно, оно является непроизвольным.

Для развития внимания дошкольников можно рекомендовать следующие игры, задания и упражнения: «Лабиринты», «Найди отличия», «Запретное движение» (или «Запретное слово»), «Что изменилось?», «Найди ошибки», «Параллельный счёт предметов», «Хлопни – топни» и др.

Играя в эти игры и выполняя упражнения, дошкольники учатся управлять вниманием в соответствии с целью, сосредотачиваться на выполнении задания, концентрировать своё внимание на нём не отвлекаясь. У детей расширяется количество одновременно воспринимаемых объектов, развивается зрительное и слуховое внимание, его подвижность.

Поиграйте дома со своим ребёнком в следующие игры

«Найди отличия». Перед ребёнком выкладываются две предметные картинки. Ему предлагается найти различия в изображении предметов. Усложнение 1: ребёнку предлагается не предметная картинка, а сюжетная. Усложнение 2: после рассматривания первой картинки, она убирается и ребёнку предлагается вторая. Малыш должен вспомнить изображение на первой картинке и назвать отличия, которые он нашёл на второй.

«Запретное слово», «Запретное движение». Предлагаете ребёнку отвечать на ваши вопросы, но не говорить определённые слова. Или перечисляете команды, предупредив о том, что нельзя выполнять одно движение (например: нельзя прыгать).

«Что изменилось?» Выкладываете ряд предметных картинок (или выставляете ряд игрушек). Затем предлагаете ребёнку закрыть глаза (отвернуться, выйти из комнаты) и в это время меняете одну картинку (игрушку) на другую или меняете расположение этих картинок (игрушек). Можно менять цвет или величину предметов.

«Найди ошибки» Предложите ребёнку, рассмотрев картинку, назвать ошибки художника. Например: у машины квадратные колёса, на грядке оранжевые огурцы, у коровы лошадиный хвост и т.д.

«Параллельный счёт» На листе бумаги нарисованы два вида предметов. Ребёнку предлагается считать их одновременно: одно яблоко – одна груша, два яблока – две груши, три яблока – три груши и т.д. Усложнение: постепенно увеличивается количество предметов до 10.

«Хлопни – топни» Предлагаете ребёнку послушать ряд слов и выполнить задание: «Хлопни в ладоши (топни ), если услышишь название овоща (предмета мебели, времени года, дня недели и т.д.). Например: морковь, огород, лейка, капуста, смородина, лук, лопата, укроп, картофель. Усложнение: предлагается выполнять оба движения, если услышишь определённые слова. Например: хлопай, если услышишь название цветка, топни, если услышишь название дерева. Предлагается ряд слов: тополь, берёза, колокольчик, ель, тюльпан, ромашка, дуб, роза, липа, клён и т.д.

«Разложи ряд», «Бусы» Ребёнку предлагаются геометрические фигуры (бусины) и даётся задание: выложить (нанизать на леску) в определённом порядке: по цвету, по форме или по величине. Например: 2 красных, 1 синяя, 2 красных, 1 синяя. Или: большая, 3 маленьких, большая и т.д.

«Бубен и колокольчик» Это подвижная игра с заданиями типа: слышишь звук колокольчика – беги на носочках, слышишь звук бубна – иди на пятках. Возможны варианты: шагай – прыгай, стой – приседай, беги – иди спокойно и т.д.

Материал подготовил: учитель-дефектолог МУ "ЦППМСП"

                              Щербатова Н.В.

 


10-01-2022, 11:40 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр