Развиваем внимание у дошкольников с ЗПР
Внимание – форма организации познавательной деятельности, основное условие осуществления познавательного процесса. Внимание взаимосвязано со всеми другими психическими процессами: памятью, восприятием, мышлением, речью.
Выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилий воли. Это характерно для детей дошкольного возраста; в сознании малышей фиксируется только то, что эмоционально окрашено и интересно ребёнку. С возрастом, в процессе обучения, общения с окружающими, совместной деятельности со сверстниками начинает формироваться произвольное внимание. Оно требует от ребёнка волевых усилий. Приходится делать то, что необходимо, а не то что хочется. В процессе выполнения заданий, обучения, разработки проектов по заданной проблеме могут возникнуть интерес, увлечённость, вдохновение, которые снимают волевые усилия и напряжение. В таком случае можно говорить о возникновении послепроизвольного внимания.
Внимание человека обладает пятью основными свойствами:
-
Устойчивость внимания – это способность сохранить долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от посторонних раздражителей.
-
Противоположным устойчивости свойством является отвлекаемость внимания.
-
Распределение внимания – это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время.
-
Переключение внимания – это сознательный переход от одного объекта к другому, переход с одного вида деятельности к другой. Быстрота переключения внимания зависит от индивидуальных особенностей каждого человека.
-
Объём внимания – это количество объектов, на которое человек может направить и сосредоточить внимание в данный момент. Сосредоточенность внимания проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия можно рассматривать как синонимы.
Характерной особенностью внимания ребёнка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели. Следовательно, оно является непроизвольным.
Для развития внимания дошкольников можно рекомендовать следующие игры, задания и упражнения: «Лабиринты», «Найди отличия», «Запретное движение» (или «Запретное слово»), «Что изменилось?», «Найди ошибки», «Параллельный счёт предметов», «Хлопни – топни» и др.
Играя в эти игры и выполняя упражнения, дошкольники учатся управлять вниманием в соответствии с целью, сосредотачиваться на выполнении задания, концентрировать своё внимание на нём не отвлекаясь. У детей расширяется количество одновременно воспринимаемых объектов, развивается зрительное и слуховое внимание, его подвижность.
Поиграйте дома со своим ребёнком в следующие игры
«Найди отличия». Перед ребёнком выкладываются две предметные картинки. Ему предлагается найти различия в изображении предметов. Усложнение 1: ребёнку предлагается не предметная картинка, а сюжетная. Усложнение 2: после рассматривания первой картинки, она убирается и ребёнку предлагается вторая. Малыш должен вспомнить изображение на первой картинке и назвать отличия, которые он нашёл на второй.
«Запретное слово», «Запретное движение». Предлагаете ребёнку отвечать на ваши вопросы, но не говорить определённые слова. Или перечисляете команды, предупредив о том, что нельзя выполнять одно движение (например: нельзя прыгать).
«Что изменилось?» Выкладываете ряд предметных картинок (или выставляете ряд игрушек). Затем предлагаете ребёнку закрыть глаза (отвернуться, выйти из комнаты) и в это время меняете одну картинку (игрушку) на другую или меняете расположение этих картинок (игрушек). Можно менять цвет или величину предметов.
«Найди ошибки» Предложите ребёнку, рассмотрев картинку, назвать ошибки художника. Например: у машины квадратные колёса, на грядке оранжевые огурцы, у коровы лошадиный хвост и т.д.
«Параллельный счёт» На листе бумаги нарисованы два вида предметов. Ребёнку предлагается считать их одновременно: одно яблоко – одна груша, два яблока – две груши, три яблока – три груши и т.д. Усложнение: постепенно увеличивается количество предметов до 10.
«Хлопни – топни» Предлагаете ребёнку послушать ряд слов и выполнить задание: «Хлопни в ладоши (топни ), если услышишь название овоща (предмета мебели, времени года, дня недели и т.д.). Например: морковь, огород, лейка, капуста, смородина, лук, лопата, укроп, картофель. Усложнение: предлагается выполнять оба движения, если услышишь определённые слова. Например: хлопай, если услышишь название цветка, топни, если услышишь название дерева. Предлагается ряд слов: тополь, берёза, колокольчик, ель, тюльпан, ромашка, дуб, роза, липа, клён и т.д.
«Разложи ряд», «Бусы» Ребёнку предлагаются геометрические фигуры (бусины) и даётся задание: выложить (нанизать на леску) в определённом порядке: по цвету, по форме или по величине. Например: 2 красных, 1 синяя, 2 красных, 1 синяя. Или: большая, 3 маленьких, большая и т.д.
«Бубен и колокольчик» Это подвижная игра с заданиями типа: слышишь звук колокольчика – беги на носочках, слышишь звук бубна – иди на пятках. Возможны варианты: шагай – прыгай, стой – приседай, беги – иди спокойно и т.д.
Материал подготовил: учитель-дефектолог МУ "ЦППМСП"
Щербатова Н.В.