Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Июнь 2024 (1)
Май 2024 (19)
Апрель 2024 (11)
Март 2024 (8)
Февраль 2024 (3)
Январь 2024 (12)



Для родителей детей раннего возраста

Использование картинок и карточек в процессе запуска речи.

На эту тему задают много вопросов, поэтому необходимо поговорить об использовании системы символов для развития собственной речи младенца. Понятно, что эти способы не панацея и используются наряду с другими, описанными поэтапно в книге "Формирование навыков общения и речи".

Произнесение - пропевание отдельных звуков используется на этапе гуления.

Ребенку предлагаются карточки с изображением гласных букв/звуков а,о, у, и.
 Карточка может представлять просто изображение буквы. а может сопровождаться любым символом, например А- мальчик плачет, у - паровоз (символы выбираются любые). Рекомендуется использовать картинки символы+буквы. 
 Картинка- символ должна быть черно-белой, для ее изображения используется половина альбомного листа. Толщина линий 0,5-0.7 см. В левом нижнем углу пишется буква. Величина буквы 6-8 см.

Начало занятий:

Работу необходимо начинать с произнесения гласных звуков.

После того, как ребенок понял, в чем заключается занятие, приучился смотреть на картинку и слушать вас, предлагаются картинки, которые являются символами звуков раннего онтогенеза. 
 Звуки раннего онтогенеза:
 гласные а, о, у, и, согласные м, п (б), т (д), н, к, г, х, ф(в). и их мягкие пары.
 По некоторым источникам к этой группе относятся звуки с/з - в том случае, если ребенок произносит их правильно.
 Все карточки можно разбить на две группы и использовать их через день или через неделю.

Картинки-символы с буквами/звуками показывают детям независимо от того повторяет ли их ребенок. Это вызвано двумя причинами:
 1. Дети редко повторяют звуки во время занятия. Чаще всего они появляются в речи спонтанно
 2. Мы не знаем заранее, какой звук ребенок повторит первым и потому предъявляем ему все звуки раннего онтогенеза.

Время занятий: ежедневно в одно и то же время

Методика проведения: 

  1. Поместите карточку на уровне лица. 
  2. Привлеките внимание к карточке, можно постучать по ней пальцем.
  3. Произнесите звук. Звук произносите четко и утрированно, с хорошо выраженной артикуляцией. 
  4. Произносите звуки, а не названия букв. То есть: м, а не эм. н, а не эн.
  5. Сделайте паузу, давая ребенку возможность повторить. Но не употребляйте в своей речи слова "повтори", "скажи" и т.п.
  6. Повторите звук еще раз.
    Примечание. Обратите внимание на рот ребенка. Возможно он будет беззвучно повторять вашу артикуляцию. В этом случае похвалите ребенка "молодец" и произнесите звук еще раз.

Перейдите к следующей карточке.
 Дополнительно можно использовать жесты, которые подчеркивают особенность звуков, например: М и Н - указательный палец поднести к носу.
 П, Б - к губам.
 Г, К к гортани.
 Х - подуть на ладонь

Слоги. Стимуляция лепета

Показывая карточки, произносите согласные звуки изолированно и в сочетании с гласными.
 Пример со звуком "Б" 
 б-б-б
 ба-ба-ба
 бу-бу-бу
 Примечание: Дети редко повторяют звуки во время занятия, но у них наблюдается расширение репертуара произносимых ими звуков спонтанно, например, во время игры.

Появление и использование новых слов

При появлении устойчивого произнесения звука или слога, в них можно внести постоянный смысл. что переведет его в разряд слов. 
 Примечание. Данный вид занятий не проводится одновременно с описаным выше. 
 Например, ребенок начал повторять звук "У"
 Вы можете показать ему игрушку самолет, обратить внимание на самолет в небе и сказать: 
 у_________ (самолет),
 Если появился слог "ба", то можно разыграть ситуацию с падением предмета или игрушки, эмоционально произнося при этом "БАХ!" - "УПАЛ".

Таким же способом можно стимулировать появление слов: баба, барабан, банан
 Поместите картинку с изображением предмета, который начал называть ребенок (качество произнесения не имеет значения) в "говорильный альбом". 

В альбоме появятся картинки, которые ребенок может называть, используя имеющиеся у него слоги, звуки, звукоподражания...

Расширение "говорильного альбома"

Ребенку предъявляется карточка с картинкой. Картинку можно подписать полным словом, но подпись на данном этапе не обязательна.
 Показывая картинку вы произносите полное слово, которое написано, и добавляете "детское" слово. 
 Примеры: 
 картинка, на которой нарисован барабан и написано слово "барабан" Вы говорите: "барабан ба-ба-ба".
 Картинка "машина", надпись" машина" Вы говорите "машина "би-би" 
 Картинка "гуси": произносите "Гуси га-га-га"
 Картинка "дудочка" . Произносите дудочка -ду-ду-ду
 Картинка"качели" вы произносите "качели кач-кач"

Все, что сможет повторить ребенок, в виде картинок или фотографий вносится в "говорильный альбом".

Первая личная книга

Личная книга появляется на этапе, когда ребенок от звукоподражаний и лепетных слов переходит к взрослым словам. Например, называя картинку, где изображена корова, он говорит "ОВА".
 Это означает, что картинка помещается в созданную первую личную книгу. 
 В данной книге картинки должны быть подписаны словами. 
 Например, мама, баба, кот, мишка итд.

Одновременно с этим используются таблички со словами и наступает этап обучения глобальному чтению.

Материал подготовил учитель-логопед Дори С.С.

18-11-2019, 14:07 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр