Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (21)
Март 2024 (8)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



Консультация для родителей детей с ОВЗ, обучающихся на дому

Сенсорное развитие

дошкольников с задержкой психического развития.

 

Период дошкольного  детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка, когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Воспринимая предметы и  действуя с ними, ребёнок начинает все более точно оценивать  их цвет, форму, величину окружающих предметов.

Целью сенсорного развития является формирование у ребенка полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

У детей с задержкой психического развития беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях, труднее и дольше, чем у нормативно развивающихся сверстников формируются эталоны цвета, формы, величины (в норме они формируются в 3-4 года, у детей с ЗПР к 5-6 годам). Нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность. Проявляется это в том, что  дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе. Страдает также и целостность восприятия. Дети с ЗПР испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта.

Несформированность эталонов мешает и развитию действий соотношения предметов с эталоном, так как дети не видят разницы между мячиком и воздушным шариком, не различают близкие по цвету предметы, не могут расставить фигурки по размеру. Поэтому такое действие, как моделирование (т.е. разложение предмета на эталоны, из которых он состоит) может у таких детей не сформироваться и к концу дошкольного возраста, хотя в норме должны появиться уже к пяти годам.

Таким образом, задержка психического развития ребёнка характеризуется  недостаточностью и фрагментарностью представлений об окружающем мире, основными причинами которых являются нарушение таких свойств восприятия, как предметность и структурность. А также наличие неполноценности тонких форм зрительного и слухового восприятия, пространственных и временных нарушений, недостаточности планирования и выполнения сложных двигательных программ.

Сенсорное развитие ребёнка, основываясь на развитии восприятия и ощущений, включает в себя знания таких сенсорных эталонов, как  цвет, форма, величина и умение использовать их в своей деятельности.

Сенсорное развитие детей  с задержкой психического развития происходит в той же последовательности, как у нормально развивающихся детей, но имеет свои особенности.

Формирование сенсорных эталонов у детей целесообразно проводить последовательно, в несколько этапов.

На первом этапе внимание детей привлекается к какому – либо конкретному свойству предмета – цвету (зеленый) или форме (круг). Опираясь на восприятие данного свойства, дети учатся находить идентичные предметы, соотносить цвет или форму предмета с образцом – эталоном. При этом от детей не требуется словесного обозначения выделенного свойства. Постепенно задача усложняется.

На втором этапе дети выполняют задания на идентификацию предметов с образцом – эталоном, а взрослый комментирует их действия. Постоянно называя цвет предметов, использует названия геометрических фигур, направляет процесс обучения на устойчивое закрепление эталонной системы в сознании детей.

На третьем этапе изменяется словесная инструкция педагога. Если раньше педагог показывал предмет и сам называл его цвет или форму, то теперь он ставит перед детьми задачу подобрать предмет определённого цвета или формы. Основной тип инструкции – «Дай зеленое колечко, покажи красный кубик, найди все квадраты и т. д.». Слово способствует актуализации представлений о цвете и форме. Очень важно создавать игровую мотивацию деятельности детей, поощрять их успехи.

Главной задачей четвёртого этапа работы является закрепление умения словесно обозначать цвет или форму предметов. В этот период важно, чтобы весь прежний опыт восприятия соединился со словом и закрепился в слове.

На пятом этапе основное внимание уделяется совершенствованию умения группировать предметы по какому – либо сенсорному признаку. Детям важно предлагать задачи на классификацию по цвету или по форме, на исключение лишнего предмета, на сравнение двух предметов. Результаты мыслительной деятельности должны быть представлены в словесных высказываниях детей о выполненных действиях. Следует учить детей выделять нужное свойство и абстрагироваться от «лишних» признаков.

На шестом этапе закрепляется умение видеть цвет и форму предметов, передавать их в продуктивной деятельности. Расширяется словарь признаков, дети самостоятельно называют основные и оттенки, форму предметов и их частей.

При условии обучения ребёнок с ЗПР В 4 года жизни умеет:

  • различать  основные цвета,  простые формы – круг, квадрат,  треугольник;

  • дифференцировать категорию величины «большой-маленький»;

К 5 годам:

  • называет геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник и прямоугольник; называть основные цвета и некоторые оттенки (голубой, оранжевый, розовый)

  • группировать предметы  одного цвета, формы, размера;

  • сравнивать по цвету,  форме, размеру.

На 6 году ребёнок  с ЗПР

  • называет геометрические фигуры: овал, ромб; оттенки цвета (серый, коричневый, фиолетовый и др.)

  • употребляет в речи такие  параметры величины, как «высокий - низкий», «толстый - тонкий», «широкий - узкий» и «длинный - короткий»

Игры на закрепление сенсорных эталонов.

Закрепление навыков ориентировки в сенсорных качествах предметов целесообразно проводить в играх, одновременно с развитием восприятия, мыслительных операций и расширением кругозора.

Примеры игр:

Какие фигуры ты видишь?

Консультация для родителей  детей с ОВЗ, обучающихся на дому

Какой фигуры не хватает?

Консультация для родителей  детей с ОВЗ, обучающихся на дому

(усложнение – фигуры окрашены в 3 изученных ребенком цвета, таким образом, нужно найти 2 недостающих признака – цвет и форму).

Консультация для родителей  детей с ОВЗ, обучающихся на дому

Продолжи ряд!

Консультация для родителей  детей с ОВЗ, обучающихся на дому

«Большой, поменьше, маленький»

Ребенку предлагается набор геометрических фигур разных цветов и величины. Предлагается показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета» «Большой круг желтого цвета» и.т.п

«Ответь правильно»

- Какой овощ никогда не бывает красным?

- Какие фрукты и овощи всегда оранжевые?

- Почему волк в сказке «Красная Шапочка прибежал к бабушке быстрее девочки? (закрепление категорий величины «длинный-короткий).

«Раскрась правильно»

Предложите ребенку раскрась фигуры так, чтобы круг лежал на квадрате (или круг был наверху, а квадрат внизу). Потом предложите раскрасить, поменяв расположение фигур.

Материал подготовил учитель-дефектолог МУ ЦППМСП г. Магнитогорска

Чабан Л.В.

сентябрь 2022 г.

 


22-11-2022, 16:59 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр