Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (21)
Март 2024 (8)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



Консультация учителя-дефектолога

Содержание коррекционно-развивающей работы с ребенком раннего возраста (1-3 лет)

Содержание коррекционно-развивающей работы с ребенком раннего возраста (1-3 лет)

разделить на несколько направлений:

1.  Развитие общей и мелкой моторики, формирование элементарных графо - моторных навыков.

2. Сенсорное развитие.

3. Формирование предметной деятельности.

4. Формирование коммуникативных навыков.

5. Развитие речи.

Работа по каждому направлению идет параллельно и одновременно, но небольшими этапами (ступеньками), что обеспечит комплексное и прочное формирование навыков и умений по каждому направлению. На прохождение одной ступеньки в каждом направлении условно отводится 2 месяца, но сроки могут меняться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Важно помнить, что к любому занятию, деятельности не следует принуждать ребенка, не предлагать упражнения и игры, если он утомлен, или на данный момент не проявляет интереса. Самой лучшим методом работы будет игра, где взрослый - партнер по игре!

Рассмотрим содержание коррекционно-развивающей работы взрослого с ребенком по каждому направлению развития.

 Развитие общей и мелкой моторики, формирование элементарных графо-моторных навыков.

1 ступенька:

Основой развития двигательных навыков является подражание взрослому.

- развитие навыков распространенных движений: присесть, встать, топнуть, хлопнуть, покачать головой и т.п..Взрослый предлагает ребенку игру «Сделай как я» или «Давай вместе»;

- развитие и нормализация тонуса мелких мышц. Для этого можно сделать массаж пальцев и кистей рук с грецким орехом, попеременно горячей и холодной водой или с кубиком льда, тестом, глиной;

- пробуждение интереса к изобразительной деятельности: знакомство с бумагой и различными изобразительными средствами: рисование пальчиком или ладошкой, рисование просто цветовых пятен.

2 ступенька:

- развитие более сложных движений в плане общей моторики: ходьба, прыжки. Имитация действий с предметами: перекладывание, переставление, перенесение предметов – «Перенесем подушку на другую кровать», «Переложим мелкие игрушки из одной коробки в другую», «Переставим мелкие игрушки из одой подставки в другую» и т.п.

- развитие хватательных движение рук – захват крупных предметов двумя руками, а маленькие – одной рукой. Обучение различному захвату: кулаком (объемные предметы), щепотью (ткань, мех, сыпучие материалы (песок, сахар..)

-обучение правильному захвату карандаша и выполнение свободных кругообразных и дугообразных движений рукой – «Клубочки», «Тучки», «Барашки». Сначала ребенок пассивно участвует в игре –взрослый водит рукой ребенка, а затем делает это самостоятельно или вместе со взрослым на своих листах.

3 ступенька:

- развитие координации мелких движений при конструировании образов при помощи пальцев и кистей рук: «кулачок», «крыша», «стульчик» и другие упражнения пальчиковой гимнастики по возрасту;

- закрепление умения захватывать предметы щепотью – игры на переноску, перекладывание и сортировку мелких предметов –шарики и кубики по коробкам и др.

- развитие указательного типа хватания – двумя пальцами (указательным и большим) - нанизывание на стержень (пирамидки), игры с крупной мозаикой, конструктором;

- развитие движений всей кистью рук – релаксационные упражнения, выполняемые в спокой ном темпе: «Погладим котенка», «Маляр», «Полощим бельё», динамические – в быстром темпе :«Кулак-ладошка-кулак-ладошка…»;

- обучение продеванию гибкого шнура в отверстие, застёгиванию крупных пуговиц на специальных пособия;

- обучение рисованию вертикальных и горизонтальных линий с использованием приёмов обводки, рисования по опорным точкам), раскрашивание листа в разных направлениях.

4 ступенька:

- обучение выполнению серии движений по подражанию (присел-встал-топнул, топнул- подпрыгнул-присел, дошел до стола – хлопнул - присел и т.п.)

- развитие навыков застёгивания пуговиц, кнопок, липучек и шнуровки;

- обучение элементарным выразительным движениям пальцами в пальчиковых играх – драматизациях «Идёт коза рогатая», «Пальчик-мальчик, где ты был?»

-обучение выполнению действий с предметами без показа, а по словесной инструкции – «Покажи козу..»

- обучение изображению ломаных, волнистых и дугообразных линий, раскрашиванию листа в одном направлении.

Материал подготовил учитель-дефектолог

МУ «ЦППМСП» г. Магнитогорска

Чабан Л.В.

Ноябрь, 2022

 

 

 

 

31-01-2023, 11:08 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр